г. Челябинск |
|
14 октября 2015 г. |
Дело N А07-5757/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Соколовой И.Ю., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан о признании незаконными действий по разделу и постановке на кадастровый учет земельных участков.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - ТУ Росимущества, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Республике Башкортостан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) с заявлением о признании незаконными действий по разделу земельного участка с кадастровым номером 02:57:000000:5 и постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 02:57:000000:66, 02:57:030504:208, 02:57:030504:209, а так же обязании ответчика восстановить в государственном кадастре недвижимости земельный участок с кадастровым номером 02:57:000000:5 (т.1 л.д.6-10).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра), Министерство земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан (далее - Министерство), открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), Администрация г.Октябрьского Республики Башкортостан (далее - Администрация).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 23.07.2015 в удовлетворении требований заявителя отказано (т. 1, л.д. 143-147).
Не согласившись с решением суда, ТУ Росимущества (далее так же апеллянт) обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило указанный судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить.
Ссылаясь на положения пункта 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" апеллянт указывает на неправомерность действий ответчика по внесению в ГКН сведений о разделении земельного участка 02:57:000000:5 на основании постановления Администрации городского округа г. Октябрьский, поскольку Российская Федерация, как собственник данного участка, решений о разделе не принимала, с заявлениями не обращалась, в силу чего у ответчика не имелось оснований для прекращения в Государственном кадастре недвижимости сведений об указанном земельном участке и постановке на кадастровый учет земельных участков с номерами 02:57:000000:66, 02:57:030504:208, 02:57:030504:209.
Действия ФГБУ ФКП Росреестра, по мнению апеллянта, привели к прекращению существования земельного участка как объекта права и утрате Российской Федерацией права собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:57:000000:5.
С учетом изложенной позиции, апеллянт настаивал на отмене принятого судом первой инстанции судебного акта.
Определением от 18.09.2015 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А07-5757/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции в силу установления обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ. Суд установил, что обжалуемое решение принято, в том числе, о правах и обязанностях не привлеченных к участию лиц, являющихся собственниками расположенных на спорных земельных участках объектов - индивидуальных гаражей.
Этим же определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Андреев Валентин Александрович, Ахметов Олег Римович.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 29.04.2003 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 02:57:000000:0005, категории: земли поселений, площадью 326 856 кв.м., расположенном по адресу: Республика Башкортостан, г. Октябрьский (т.1 л.д.13).
Согласно кадастровому паспорту разрешенным использованием участка является эксплуатация и содержание железной дороги (т. 1 л.д.16-17).
Решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 09.11.2006 за Андреевым Валентином Александровичем признано право собственности на гараж, площадью 38,6 кв.м. и гараж площадью 39,9 кв.м., расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул.Вокзальная (т.1 л.д. 80-81).
Государственная регистрация права собственности Андреева В.А. на указанные объекты произведена 15.12.2006 г (т. 1 л.д.82, 83).
Постановлением администрации городского округа г. Октябрьский от 30.04.2008 N 942 утвержден проект разделения земельного участка с кадастровым номером 02:57:000000:0005 на три земельных участка площадью 39 кв.м., 51 кв.м. и 326 766 кв.м. (т.1 л.д.41-42).
На основании указанного постановления и землеустроительных дел по межеванию земельных участков ФГБУ "ФКП Росреестра" произвело кадастровый учет следующих земельных участков:
- 02:57:000000:66, площадью 326 631 кв.м., земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для эксплуатации и обслуживания железной дороги,
- 02:57:030504:208, площадью 39 кв.м., земель населенных пунктов с разрешенным использованием для размещения гаражей и автостоянок;
- 02:57:030504:209, площадью 51 кв.м., земель населенных пунктов с разрешенным использованием для размещения гаражей и автостоянок (т. 1 л.д. 14, 15, 18-24).
Земельный участок с кадастровым номером 02:57:000000:0005 согласно сведениям кадастрового паспорта снят с государственного кадастрового учета 14.08.2008 (т.1 л.д.16).
Согласно уведомлению Управления Росреестра по РБ от 21.05.2015 сведения о зарегистрированных правах на земельные участки 02:57:030504:208, 02:57:030504:209 в ЕГРП отсутствуют (т.1 л.д. 118, 119).
Ссылаясь на то, что собственником земельного участка 02:57:000000:0005 не принималось решение о разделе данного участка, а так же указывая на нарушение прав собственника обстоятельством снятия участка с государственного кадастрового учета, и, тем самым, прекращения его как объекта гражданских прав ТУ Росимущества обратилось в суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований признания действий ФГБУ "ФКП Росреестра" незаконными, поскольку удовлетворение требований заявителя может повлечь нарушение прав физических лиц, за которыми решением Октябрьского городского суда признано право собственности на гаражи.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы заявителя и возражения заинтересованного лица, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и отмене оспариваемого судебного акта в силу неправильного применения судом норм материального и процессуального права.
Право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если эти лица полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, закреплено в части 1 статьи 198 АПК РФ.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Требования заявителя основаны на доводах о незаконном осуществлении ответчиком кадастрового учета изменений земельного участка, произведенного в отсутствие волеизъявления собственника о таком изменении.
В силу пункта 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2 ст. 209 ГК РФ).
Пунктом 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 1 ст. 11.4 ЗК РФ).
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (пункт 6 ст. 11.4 ЗК РФ).
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу п. 1 ст. 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно норме ст. 7 Закона N 221-ФЗ к числу уникальных характеристик земельного участка относятся кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, его местоположение, площадь.
Как следует из материалов дела, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:57:000000:0005 принадлежит Российской Федерации, в силу чего только данное лицо обладает правами на его раздел, объединение, перераспределение, предполагающие изменение уникальных характеристик такого участка.
В соответствии с пунктом 2 ст. 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Материалами дела подтверждено, что кадастровый учет изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 02:57:000000:0005 произведен ответчиком на основании постановления Администрации городского округа г. Октябрьский от 30.04.2008 N 942 и землеустроительных дел по межеванию данного участка.
Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений регламентированы ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 1 названной нормы Земельного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Таким образом, полномочиями по управлению и распоряжению федеральными землями Администрация городского округа г. Октябрьский как орган местного самоуправления не располагала.
Указанное свидетельствует о том, что кадастровый учет изменений земельного участка в нарушение требований п. 3 ст. 20 Закона N 221-ФЗ произведен органом кадастрового учета по заявлению лица, не являющегося собственником либо иным правообладателем участка и на основании решения органа, не обладающего полномочиями по распоряжению земельным участком.
Судебная коллегия соглашается с доводами апеллянта о том, что действиями ФГУП "ФКП Росреестра" нарушены права собственника участка.
Согласно ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В результате действий ФГУП "ФКП Росреестра" по регистрации учета изменений такой объект недвижимости как земельный участок с кадастровым номером 02:57:000000:0005 был снят с кадастрового учета.
В отсутствие государственного кадастрового учета земельный участок как объект недвижимости не может выступать объектом гражданских правоотношений. Тем самым в результате действий ответчика собственник участка оказался лишен возможности производить юридически значимые действия в отношении принадлежащего ему объекта недвижимости.
Судебная коллегия приходит к выводу о наличии совокупности условий, предусмотренных п. 1 ст. 198 АПК РФ и необходимых для признания незаконным решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия.
Согласно ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: в том числе, указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В качестве способа восстановления прав заявителя судебная коллегия полагает необходимым возложить на ответчика обязанность снять с учета земельные участки с кадастровыми номерами 02:57:000000:66, 02:57:030504:208, 02:57:030504:209 и восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:57:000000:5.
С учетом установления судом апелляционной инстанции безусловных оснований для отмены судебного акта решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.07.2015 по делу N А07-5757/2015 отменить.
Требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан удовлетворить.
Признать незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:57:000000:5 и постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 02:57:000000:66, 02:57:030504:208, 02:57:030504:209.
Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан" обязанность в течение двух недель с момента принятия настоящего постановления снять с учета земельные участки с кадастровыми номерами 02:57:000000:66, 02:57:030504:208, 02:57:030504:209 и восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:57:000000:5.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-5757/2015
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала в Республике Башкортостан, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Третье лицо: Администрация городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан, Андреев Валентин Александрович, Ахметов Олег Римович, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Управление Росреестра по Республике Башкортостан, УФМС России по Республике Башкортостан, ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Филиал ОАО "РЖД" Куйбышевская железная дорога Волго-каменский регион