город Москва |
|
15 октября 2015 г. |
дело N А40-73493/15 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14.10.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.10.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.
судей |
Мухина С.М., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы по аккредитации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.07.2015
по делу N А40-73493/15, принятое судьей Полукаровым А. В.
по заявлению Федеральной службы по аккредитации (117997, Москва, Вавилова, дом 7)
к ООО "Центр автомобильных технологий "КАРТЕХ" (125130, Москва, Старопетровский проезд, дом 1, стр. 1)
о привлечении к административной ответственной ответственности;
при участии:
от заявителя - Стариков А.В. по доверенности от 07.07.2015; Соболевская Ю.С. по доверенности от 07.07.2015;
от заинтересованного лица - Рязанов В.А. по доверенности от 25.05.2015; Минкин И.М. по доверенности от 25.05.2015;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.07.2015 в удовлетворении заявления Федеральной службы по аккредитации о привлечении ООО "Центр автомобильных технологий "КАРТЕХ" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 01.04.2015 N 249/2015, отказано.
Федеральная служба по аккредитации не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители административного органа и общества в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Росаккредитации от 12.03.2015 N 2684, изданного в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 11.02.2015 N ИШ-П16-788, в целях исполнения указанного поручения, приказом Росаккредитации от 12.03.2015 N 15-П-ВВ инициирована внеплановая выездная проверка органа по сертификации ООО"Центр автомобильных технологий "КАРТЕХ", в ходе которой проверен сертификат соответствия C-JP.MT36.A. 13527 от 10.09.2014, подписанный руководителем органа по сертификации ООО "Картах" и экспертом названного органа по сертификации.
Нарушения, выявленные в ходе проведения проверки сертификатов, отражены в акте проверки от 16.03.2015 N 215-АВП, административным органом установлено, что сертификат соответствия от 10.09.2014 N C-JP.MT36.A. 13527, выданный на транспортное средство Toyota iQ, тип АЛ, код VIN JTNML11010J057617, год выпуска 2010, двигатель 1KR, бензиновый, 998 см. 3, подтверждает соответствие: транспортного средства требованиям подп. "г" п. 8 Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609, Правилам ЕЭК ООН N 83-06 (уровень выбросов Евро-5) экологический класс 5. В качестве подтверждения соответствия транспортного средства экологическому классу 5 в поле "представленные документы" сертификата соответствия, как и протокола технической экспертизы N 5314/ЭК от 10.09.2014 указаны заявка на получение сертификата соответствия, Zulassungsbescheinigung N DU801075, Rechnung N Т 03/14 от 07.09.2014. Согласно протокола технической экспертизы 5314/ЭК от 10.09.2014 анализ представленных документов, информационных материалов, имеющихся в распоряжении испытательного центра показал, что автомобиль оснащен бензиновым двигателем модели 1KR рабочим объемом 1 куб. см. мощностью 50 квт., в регистрационных документах автомобиля, выданных в стране предыдущей эксплуатации (Германия), содержится информация о соответствии его нормам (директива 715/2007*692/2008F), автомобиль соответствует экологическому классу 5.
На основании протокола экспертизы технической 5314/ЭК от 10.09.2014 испытательного центра "Картех" орган по сертификации принято решение выдать заявителю сертификат соответствия.
В обоснование своей позиции административным органом указано на то, что в представленных материалах отсутствуют доказательства соответствия транспортного средства техническим требованиям, установленным в подп. "г" п. 8 TP 609, в частности, техническим нормативам выбросов, предусмотренных в п. 5.3.1.4 Правилами ЕЭК ООН N 83-06 (уровень выбросов Евро-5). Документальное подтверждение оценки элементов, установленных на транспортном средстве и способные влиять на выделение загрязняющих веществ, без осмотра самого транспортного средства, невозможно.
При таких обстоятельствах, административным органом сделан вывод о несоблюдении обществом порядка подтверждения соответствия автомобильной техники и двигателей внутреннего требованиям TP 609, что является нарушением п. 12 TP 609, следовательно, данные обстоятельства свидетельствуют о выдаче обществом сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о Техническом регулировании.
01.04.2015 административным органом составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. ст. 202 - 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела вместе с заявлением о привлечении общества к административной ответственности направлены в арбитражный суд для рассмотрения по существу.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, исходил из отсутствия правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности.
Изучив материалы дела, выслушав представителей, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Исходя из ст. ст. 2.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего 4 элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Данные обстоятельства подлежат установлению на основании представленных административным органом соответствующих доказательств, полученных в ходе административного расследования и отвечающих требованиям ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду; загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
Статьей 14 названного Закона установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В силу п. 4 ст. 15 названного Закона производство и использование на территории Российской Федерации технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов.
В качестве документов, подтверждающих соответствие транспортных средств техническим требованиям, могут использоваться экологические сертификаты, официальные письма завода-изготовителя или его полномочного представителя в России, подтверждающие выполнение требований к выбросам вредных веществ, либо иные документы, подтверждающие соответствие бывших в эксплуатации автомобилей на момент их производства Техническим требованиям к содержанию вредных веществ.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона N 184 - ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании" в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, проводится обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям технического регламента. При этом объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации N 609 от 12.10.2005, устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания (п. 2 Регламента).
Соответствие автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям настоящего регламента удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и (или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 11 Регламента).
В силу п. 7 Регламента сведения об экологическом классе вносятся в действующие на территории Российской Федерации документы, идентифицирующие автомобильную технику.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 477 от 18.05.1993 "О введении паспортов транспортных средств" установлен порядок выдачи паспортов транспортных средств.
В целях реализации данного постановления, упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации и усиления контроля за перемещением транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации совместным приказом МВД РФ, Минпромэнерго России и Минэкономразвития России N 496/192/134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, пунктом 9 которого предусмотрено, что наличие паспорта транспортного средства является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Пунктом 57 указанного Положения предусмотрено, что на транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами после завершения их таможенного оформления. Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии одобрений и заключений, заявлений на выдачу паспорта (если не производится таможенное оформление), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.
В соответствии с п. 59 Положения оформление таможенными органами паспортов производится при условии представления транспортных средств или шасси в таможенные органы.
В соответствии с п. 70 Положения заполнение строки "Экологический класс" паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспорта транспортного средства.
В случае несоответствия экологического класса транспортного средства требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" паспорта не выдаются.
Из материалов дела следует, транспортное средство Toyota iQ тип AJ1, VIN JTNML11010J057617 ОС ввезено на территорию Российской Федерации из Германии.
10.09.2014 владелец транспортного средства обратилась в орган по сертификации с заявлением N 5925-МО о получении сертификата соответствия транспортного средства (том л.д. 27).
При проведении оценки соответствия автомобиля Toyota iQ тип AJ1, VIN JTNML11010J057617 испытательным центром получены от собственника автомобиля документы на транспорт - счет (Rechnung) на транспортное средство; свидетельство о регистрации на транспортное средство, выданное в ЕС (Германия).
Проведен анализ представленных документов на предмет возможности проведения оценки соответствия, достаточности представленных документов, наличия видимых несоответствий.
По результатам анализа установлено наличие документов, позволяющих идентифицировать транспортное средство.
Экспертом принято решение о проведении оценки соответствия (решение органа по сертификации по заявке от 10.09.2014).
Испытательным центром ООО "Картех" проведена техническая экспертиза документации, представленной владельцем транспортного средства.
По результатам технической экспертизы документации установлено, что идентификационный номер транспортного средства - JTNML11010J057617; транспортное средство относится к типу (марка / модель / тип) - Toyota /iQ/AJl; год изготовления - 2010; страна изготовления - Япония; двигатель - 1KR, бензиновый, 998 см. 3; в регистрационных документах имеется ссылка на страну предыдущей регистрации - Германия; номер официального утверждения типа (еб*2001/116*0119*03); стандарт выбросов - 715/2007*692/ 2008F; код стандарта выбросов - 35FO.
Стандарт выбросов и код стандарта выбросов свидетельствуют о соответствии требованиям Eвро 5.
Наличие в регистрационных документах номера официального утверждения типа означает, что данный тип автомобиля прошел ранее процедуру официального утверждения типа транспортного средства.
Номер официального утверждения типа и стандарт выбросов указаны в разделах регистрационного документа, регламентированных Директивой ЕС N 1999/37-2003/127 о регистрационных документах транспортного средства.
Отделом сертификации проведен анализ соответствия транспортного средства требованиям Eвро 5 по имеющимся информационным материалам (справочники и ранее проведенные работы по оценке соответствия транспортных средств данного типа), по результатам которого получено подтверждение соответствия транспортного средства на дату изготовления требованиям Eвро 5.
По результатам технической экспертизы составлен протокол технической экспертизы от 10.09.2014 N 5314/ЭК, содержащий вывод о соответствии транспортного средства на дату изготовления экологическому классу 5 в соответствии с требованиями технического регламента.
На основании протокола технической экспертизы от 10.09.2014 N 5314/ЭК и органом по сертификации принято решение о выдаче сертификата соответствия от 10.09.2014.
Основанием для оформления сертификата соответствия могут являться только протокол сертификационных испытаний по Правилам ЕЭК ООН и (или) протокол технической экспертизы, что имело место в рассматриваемом случае.
Вместе с тем, согласно ст. 1 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены понятия: оператор технического осмотра - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в том числе дилер), аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра; технический осмотр транспортных средств - проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами; техническое диагностирование - часть технического осмотра, заключающаяся в процедуре подтверждения соответствия транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) обязательным требованиям безопасности транспортных средств; диагностическая карта - документ, оформленный по результатам проведения технического осмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования), содержащий сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и в случае, если содержит сведения о соответствии обязательным требованиям безопасности транспортных средств, подтверждающий допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации также за ее пределами.
Из этого следует, что в процессе эксплуатации транспорта на основании ежегодного технического освидетельствования (осмотра) могут быть обнаружены имеющиеся/приобретенные неисправности, при которых, запрещена его эксплуатация.
Как указано выше, основанием для оформления сертификата соответствия могут являться только протокол сертификационных испытаний по Правилам ЕЭК ООН и (или) протокол технической экспертизы, что имело место в рассматриваемом случае.
Кроме того, законодательство о техническом регулировании не позволяет заинтересованному лицу необоснованно отказать заявителю в выдаче сертификата.
Таким образом, отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из того, что действия ООО "Центр автомобильных технологий "Картех", выразившиеся в не организации проведения испытаний спорного транспортного средства на соответствие нормативным требованиям в аккредитованной испытательной лаборатории, не образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание, что физическим лицом представлены все необходимые документы, на основании которых ООО "Центр автомобильных технологий "Картех" при выдаче сертификата сделан вывод о соответствии транспортных средств Евро 5, кроме того, обществом использованы имеющиеся информационные материалы в качестве дополнительной проверки для контроля правильности определенного экологического класса, учитывая, что Технический регламент 609 в подп. "г" п. 8 устанавливает необходимость соответствия автомобилей техническим нормативам выбросов для установления соответствия экологическому классу Евро 5, то есть Правила ЕЭК ООН N 83 для целей сертификации используются не как методика проведения испытаний, а исключительно, как критерии соответствия определенному классу, из чего следует вывод об отсутствии события вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в выдаче обществом спорного сертификата соответствия на транспортное средство в отсутствие проведенного аккредитованной испытательной лабораторией испытания данных транспортного средства на соответствие ТР 609.
Согласно п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
Оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.07.2015 по делу N А40-73493/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-73493/2015
Истец: Росаккредитация, Федеральная служба по аккредитации
Ответчик: ООО "Цент автомобильных технологий"КАРТЕХ", ООО ЦЕНТР АВТОМОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАРТЕХ