г. Владимир |
|
15 октября 2015 г. |
Дело N А11-1340/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.10.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.10.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Мальковой Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Газпром газораспределение" (190000, г. Санкт-Петербург, Конногвардейский бульвар, д. 17, литер А; ИНН 7838306818, ОГРН 1047855099170)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.07.2015
по делу N А11-1340/2015,
принятое судьей Фединской Е.Н.
по заявлению открытого акционерного общества "Газпром газораспределение" о признании недействительным предписания Отделения по Владимирской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 19.01.2015 N 62-23-9/589,
при участии в судебном заседании представителей:
открытого акционерного общества "Газпром газораспределение" - Вахтиной Л.Б. по доверенности от 30.08.3014 сроком действия до 01.07.2017,
Отделения по Владимирской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу - Никоноровой Н.В. по доверенности от 05.10.2015 N 6 сроком действия по 02.09.2018,
и установил:
открытое акционерное общество "Газпром газораспределение" (далее - ОАО "Газпром газораспределение", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным предписания Отделения по Владимирской области Главного Управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (далее - уполномоченный орган, Банк России) от 19.01.2015 N 62-23-9/589 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Газпром" (далее - ОАО "Газпром"), открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Рязанская область" (далее - ОАО "Газпром газораспределение Рязанская область"), открытое акционерное общество "Роснефтегаз" (далее - ОАО "Роснефтегаз").
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 27.07.2015 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, нарушение норм процессуального права.
Общество настаивает на том, что с учетом вступивших в действие изменений в действующее законодательство у уполномоченного органа отсутствовали основания для выдачи оспариваемого предписания.
Банк России в отзыве на апелляционную жалобу указывает на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представители Общества и Банка России поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что Карягин Л.Г. обратился в уполномоченный орган с заявлением о нарушении ОАО "Газпром газораспределение" главы XI.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
В процессе рассмотрения обращения Карягина Л.Г. Банк России установил, что в соответствии с информацией, содержащейся в списке аффилированных лиц ОАО "Рязаньоблгаз" по состоянию на 30.09.2010, опубликованном 01.10.2010 на странице ОАО "Рязаньоблгаз" в сети Интернет (http://www.e-disclosme.ru/portal/files.aspx?id=10521), используемой для раскрытия информации, ОАО "Газпромрегионгаз" владеет 58,95% обыкновенных акций ОАО "Рязаньоблгаз" (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - "имеет право распоряжаться более 50 процентами голосующих акций общества", дата наступления основания - 03.10.2005); ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" владеет 25,5% обыкновенных акций ОАО "Рязаньоблгаз" (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - "имеет право распоряжаться более 20 процентами голосующих акций общества", дата наступления основания - 29.01.2009).
Согласно сведениям, содержащимся в списке аффилированных лиц ОАО "Роснефтегаз" по состоянию на 30.06.2009 (Раздел II. Изменения, произошедшие в списке аффилированных лиц за период с 31.03.2009 по
30.06.2009), размещенном 02.10.2012 на странице ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" в сети Интернет (http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=14467&type=6), используемой для раскрытия информации, ОАО "Газпромрегионгаз" было внесено в список аффилированных лиц ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - "Лицо принадлежит к той группе лиц, к которой принадлежит акционерное общество", дата наступления основания - 18.02.2009).
В соответствии со сведениями, содержащимися в списке аффилированных лиц ОАО "Газпромрегионгаз" по состоянию на 31.03.2009 (Раздел II. Изменения, произошедшие в списке аффилированных лиц за период с 31.12.2008 по 31.03.2009), размещенном на странице ОАО "Газпром газораспределение" (прежнее наименование - ОАО "Газпромрегионгаз") в сети Интернет (http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=12592), используемой для раскрытия информации, ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" было внесено в список аффилированных лиц ОАО "Газпромрегионгаз" (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - "принадлежит к группе лиц, к которой принадлежит общество", дата наступления основания - 20.03.2009).
На основании вышеизложенного, 20.03.2009 ОАО "Газпромрегионгаз" совместно с аффилированным лицом ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" стали владельцами более 30% общего количества обыкновенных акций ОАО "Рязаньоблгаз", а именно 84,45% обыкновенных акций ОАО "Рязаньоблгаз".
В соответствии со статьей 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ) ОАО "Газпромрегионгаз" или его аффилированное лицо ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" обязаны были направить обязательное предложение в отношении ценных бумаг ОАО "Рязаньоблгаз".
Согласно открытым и общедоступным сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, 12.04.2011 ОАО "Газпромрегионгаз" переименовано в ОАО "Газпром газораспределение", 25.09.2013 ОАО "Рязаньоблгаз" переименовано в ОАО "Газпром газораспределение Рязанская область".
21.05.2013 в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством (лента новостей), ОАО "Газпром" опубликовало сообщение "О приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества" (http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=934), согласно которому 23.04.2013 ОАО "Газпром" приобрело 25,5% голосующих акций ОАО "Рязаньоблгаз".
При этом согласно сведениям, содержащимся в списке аффилированных лиц открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Рязанская область" по состоянию на 30.09.2013 (Раздел "Изменения, произошедшие в списке аффилированных лиц, за период с 30.06.2013 по 30.09.2013"), опубликованном 02.10.2013 на странице Общества в сети Интернет, используемой для раскрытия информации (http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=10521), открытое акционерное общество "РОСНЕФТЕГАЗ" с долей участия в уставном капитале Общества 25,5% исключено из списка аффилированных лиц ОАО "Газпром газораспределение Рязанская область", а ОАО "Газпром" включено в список аффилированных лиц ОАО "Газпром газораспределение Рязанская область" с долей участия в уставном капитале Общества 25,5% (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - "лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами голосующих акций общества", дата наступления основания не указана).
В соответствии с информацией, содержащейся в списке аффилированных лиц ОАО "Газпром газораспределение Рязанская область" по состоянию на 31.12.2013, опубликованном 09.01.2014 на странице ОАО "Газпромгазораспределение Рязанская область" в сети Интернет (http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspxid=10521type=6), используемой для раскрытия информации, ОАО "Газпром газораспределение" владеет 58,95% обыкновенных акций ОАО "Газпром газораспределение Рязанская область" (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - "лицо имеет право распоряжаться более чем 50 процентами голосующих акций общества, дата наступления основания - 03.10.2005).
В соответствии со сведениями, содержащимися в списке аффилированных лиц ОАО "Газпром газораспределение" по состоянию на 31.12.2013, опубликованном на странице ОАО "Газпром газораспределение" в сети Интернет (http://www.e-disclosure.ra/portal/company.aspx?id=12592), используемой для раскрытия информации, ОАО "Газпром" является аффилированным лицом ОАО "Газпром газораспределение" (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - "принадлежит к группе лиц, к которой принадлежит общество", дата наступления основания - 01.10.2004).
В соответствии со сведениями, содержащимися в списке аффилированных лиц ОАО "Газпром" по состоянию на 31.12.2013, опубликованном на странице ОАО "Газпром" в сети Интернет (htrp://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspxid=934), используемой для раскрытия информации, ОАО "Газпром газораспределение" является аффилированным лицом ОАО "Газпром" (основание, в силу которого лиц о признается аффилированным - "принадлежит к группе лиц ОАО "Газпром", дата наступления основания - 01.10.2004).
На основании вышеизложенного, 23.04.2013 ОАО "Газпром газораспределение" совместно с аффилированным лицом ОАО "Газпром" стали владельцами более 30% общего количества обыкновенных акций ОАО "Рязаньоблгаз", а именно 84,45% уставного капитала ОАО "Рязаньоблгаз" (в настоящее время ОАО "Газпром газораспределение Рязанская область").
Согласно документам, представленным ОАО "Газпром газораспределение Рязанская область", до настоящего времени в адрес ОАО "Газпром газораспределение Рязанская область" не поступало публичной оферты о приобретении от ОАО "Газпром газораспределение" или ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" или ОАО "Газпром" в соответствии со статьей 84.2. Федерального закона N 208-ФЗ.
19.01.2015 по результатам проведенной проверки Банк России выдал ОАО "Газпром газораспределение" предписание N 62-23-9/589, согласно которому ОАО "Газпром газораспределение" предписано в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения настоящего предписания устранить нарушение законодательства Российской Федерации, указанное в установочной части настоящего предписания и предоставить в Отделение Владимир отчет об исполнении данного предписания с приложением копий подтверждающих документов.
ОАО "Газпром газораспределение" посчитало данное предписание незаконным и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд руководствовался положениями Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717, Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков", приказа ФСФР России от 21.11.2006 N 06-130/пз-н "О разграничении полномочий по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытого акционерного общества между Федеральной службой по финансовым рынкам и ее территориальными органами", Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и исходил из того, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом с соблюдением действующего законодательства.
Проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения рассматриваемой части судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
-несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе устанавливать порядок проведения проверок эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций, осуществлять самостоятельно или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проверки деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью указанных организаций.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" (вместе с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам) разъясняет в пункте 4, что Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно Федеральному закону от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" (далее- Федеральный закон N 251-ФЗ) с 01.09.2013 Банку России переданы полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.
В соответствии с пунктом 4 статьи 49 указанного Закона N 251-ФЗ Банк России выполняет начатые Федеральной службой по финансовым рынкам процедуры, связанные с выполнением государственных функций и предоставлением государственных услуг, а также принимает решения по результатам выполнения таких процедур.
Согласно п. 1.2 приказа ФСФР России от 21.11.2006 N 06-130/пз-н "О разграничении полномочий по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытого акционерного общества между Федеральной службой по финансовым рынкам и ее территориальными органами" территориальные органы Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляют государственный контроль за приобретением акций открытых акционерных обществ, местом нахождения которых являются территории, на которых осуществляют деятельность соответствующие территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам.
Для обеспечения исполнения Банком России функций по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков с 01.09.2013 была образована Служба Банка России по финансовым рынкам.
В соответствии с решением Совета директоров Банка России от 29.11.2013 Служба Банка России по финансовым рынкам с 03.03.2014 упразднена. Полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков передаются иным структурным подразделениям Банка России.
В соответствии с Положением об отделе от 22.01.2014 No412-П отдел по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров является самостоятельным структурным подразделением Отделения по Владимирской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу.
Указанным Положением определены функции отдела, в которые входит рассмотрение жалоб и обращений потребителей финансовых услуг и инвесторов, подготовка ответов на указанные обращения, запросов (предписаний) в организации, оказывающие финансовые услуги, иным юридическим лицам о получении информации в связи с рассмотрением обращений (жалоб) потребителей финансовых услуг и инвесторов, подготовка запросов (предписаний) в организации, оказывающие финансовые услуги, иным юридическим лицам о получении информации в связи с рассмотрением обращений (жалоб) потребителей финансовых услуг и инвесторов, реализация иных мероприятий по контролю, надзору в сфере финансовых рынков в части компетенции Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, направление предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (включая нормативные и иные акты Банка России) в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов и (или) о
принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в деятельности, а также иные предписания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
С учетом всего вышеизложенного, оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 09.08.2012
N 12-71/пз-н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ (далее - Административный регламент).
Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по финансовым рынкам и ее территориальных органов, порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицами Федеральной службы по финансовым рынкам и ее территориальными органами, а также порядок взаимодействия Федеральной службы по финансовым рынкам с другими федеральными органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами при исполнении государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ.
При исполнении государственной функции государственный контроль осуществляется, в том числе, за приобретением (выкупом) акций открытых акционерных обществ, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее-Закон об акционерных обществах) (пункт 5 Административного регламента).
Исполнение государственной функции осуществляется, в том числе в отношении обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг открытого акционерного общества, предусмотренного статьей 84.2 Закона об акционерных обществах (пункт 8 Административного регламента).
В случае выявления Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам факта неисполнения лицом обязанности по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения либо уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг, такому лицу направляется предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации. Рассмотрение представленных во исполнение указанного предписания документов и принятие по ним решений осуществляется региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в установленном пунктами 33-44 Административного регламента порядке (пункт 45 Административного регламента).
В соответствии с частью 1 статьи 81 Закона об акционерных обществах сделки (в том числе заем, кредит, залог, поручительство), в совершении которых имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе управляющей организации или управляющего, члена коллегиального исполнительного органа общества или акционера общества, имеющего совместно с аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций общества, а также лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания, совершаются обществом в соответствии с положениями настоящей главы.
Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:
- являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке; владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
- занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица; в иных случаях, определенных уставом общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84.2 закона об акционерных обществах лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Закона (то есть обыкновенных акций и привилегированных акций открытого общества, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 настоящего Закона), с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение).
Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг. До истечения срока принятия обязательного предложения лицо, направившее обязательное предложение, не вправе приобретать ценные бумаги, в отношении которых сделано обязательное предложение, на условиях, отличных от условий обязательного предложения. Правила указанной статьи распространяются на приобретение доли акций открытого акционерного общества, превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций. В этом случае установленные пунктом 6 этой статьи ограничения распространяются только на вновь приобретенные акции, превышающие соответствующую долю (пункт 7 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах.
Согласно пункту 2 статьи 84.9 Федерального закона обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах, представляется лицом, направившим обязательное предложение, в Банк России не позднее даты направления соответствующего предложения в открытое общество.
Правовой смысл приведенных норм сводится к тому, что лицо, приобретшее более определенного количества акции открытого акционерного общества с учетом акций, принадлежащих его аффилированным лицам, в целях соблюдения прав миноритарных акционеров обязано направить остальным акционерам, владеющим соответствующими акциями, предложение о покупке таких акций.
При этом из правоположений пункта 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах следует, что возникновение такой обязанности связывается не только с моментом фактического приобретения акций (зачисления их на лицевой счет), но и с моментом, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций.
Иное толкование положений пункта 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах означало бы, что в различных по формальным признакам условиях (в одном случае - приобретение акций, а в другом - возникновение оснований аффилированности без непосредственного приобретения акций), но при одинаковых по своей сути последствиях (возникновение существенной степени корпоративного контроля над открытым акционерным обществом, как в том, так и в другом случае) у крупнейшего акционера наступала либо не наступала обязанность по направлению обязательного предложения. Такая ситуация противоречит смыслу положения, регулирующего основания и порядок направления обязательного предложения.
Таким образом, ОАО "Газпром газораспределение" или его аффилированное лицо ОАО "Газпром" обязаны направить обязательное предложение в отношении ценных бумаг ОАО "Газпром газораспределение Рязанская область" в соответствии со статьей 84.2 Федерального закона.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ОАО "Газпром" и ОАО "Газпром распределение", став после 23.04.2013 обладателями акций ОАО "Газпром газораспределение Рязанская область" (ранее ОАО "Рязаньоблгаз") в количестве, превышающем 50 процентов общего количества голосующих акций каждого, обязаны были выполнить требование части 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах и направить предложение о выкупе акций ОАО "Газпром газораспределение Рязанская область" (ранее ОАО "Рязаньоблгаз") остальным акционерам, владеющим соответствующими акциями.
Однако в нарушение требований действующего законодательства ни ОАО "Газпром", ни ОАО "Газпром распределение" не направили обязательное предложение, соответствующее требованиям Закона об акционерных обществах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 84.9 Закона об акционерных обществах добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, не обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляется лицом, направившим добровольное или обязательное предложение, в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не позднее даты направления соответствующего предложения в открытое общество.
Согласно пункту 1 статьи 93 Закона об акционерных обществах лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В данном случае довод об аффилированности ОАО "Газпром" и ОАО "Роснефтегаз" через Российскую Федерацию не нашел своего подтверждения в процессе рассмотрения настоящего спора.
Следовательно, при установленных обстоятельствах у Банка России имелись основания для выдачи оспариваемого предписания.
Оспариваемое предписание соответствует характеру выявленного нарушения законодательства, направлено на устранение выявленных нарушений Закона об акционерных обществах; обеспечивает защиту правовой определенности корпоративного контроля, устраняя состояние, когда легитимность голосования по квалифицированным вопросам повестки дня открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Рязанская область" зависит от исполнения крупнейшим акционером обязанности по направлению обязательного предложения миноритариям.
Нарушений процедуры осуществления государственного контроля и выдачи предписания судом не установлено.
Вступление в силу с 01.09.2014 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) не влияет на выдачу и исполнение предписания, поскольку согласно части 3 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ новые правовые нормы применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу закона.
По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ, положения Гражданского кодекса Российской Федерации применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно части 11 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ созданные до дня вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (пункт 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона N 99-ФЗ), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.
Иных исключений относительно применения норм Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона N 99-ФЗ к правоотношениям, возникшим до вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ, в статье 3 закона не содержится.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствует Федеральному закону от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральному закону от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков", Федеральному закону от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Владимирской области законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае.
Апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам признается не подлежащей удовлетворению, как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.07.2015 года по делу N А11-1340/2015 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.07.2015 по делу N А11-1340/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Газпром газораспределение" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-1340/2015
Истец: ОАО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ"
Ответчик: Отделение по Владимирской области Главного Управления Центрального Банка РФ по Центральному федеральному округу
Третье лицо: ОАО "Газпром газораспределение Рязанская область", ОАО "Газпром", ОАО "Роснефтегаз"