г. Пермь |
|
15 октября 2015 г. |
Дело N А50-13610/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О.Г.,
судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Пермгазэнергосервис": Быценко Т.А., паспорт, доверенность от 30.12.2014;
от заинтересованного лица Региональной службы по тарифам Пермского края: Бурылов М.Н., паспорт, доверенность от 14.01.2015;
от третьих лиц Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, Федеральной службы по тарифам: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Региональной службы по тарифам Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 24 июля 2015 года
по делу N А50-13610/2014, принятое судьей Мещеряковой Т.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пермгазэнергосервис" (ИНН 5930002776, ОГРН 1025902116679)
к Региональной службе по тарифам Пермского края (ИНН 5902184588, ОГРН 1025900537574)
третьи лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, Федеральная служба по тарифам,
о признании незаконным бездействия государственного органа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Пермгазэнергосервис" (далее - ООО "Пермгазэнергосервис", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Региональной службы по тарифам Пермского края (далее - РСТ, регулирующий орган), выразившееся в непринятии в установленный срок решения об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям общества, расположенным в Дзержинском районе города Перми (ул. Хабаровская, ул. Вагонная), на 2014 год. Просит обязать РСТ принять решение об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям общества, расположенным в Дзержинском районе города Перми (ул. Хабаровская, ул. Вагонная), на 2014 год по результатам рассмотрения дела об установлении тарифов, открытого на основании приказа 05.02.2014 N 17-од.
Определениями от 18.08.2014, 23.06.2015 на основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, Федеральная служба по тарифам.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 24.07.2015 бездействие Региональной службы по тарифам Пермского края, выразившееся в непринятии в установленный срок решения об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ООО "Пермгазэнергосервис", признано незаконным как несоответствующее ст. 3, 7, 10, 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлению Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Регламенту открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденному приказом Федеральной службы по тарифам от 07.06.2013 г. N 163.
Суд первой инстанции обязал также Региональную службу по тарифам Пермского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Пермгазэнергосервис" путем принятия соответствующего решения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что у Региональной службы по тарифам не было правовых оснований для установления тарифов на передачу тепловой энергии; нарушений прав общества действиями РСТ не установлено; РСТ действовало в соответствии с законом; обществом был пропущен трехмесячный срок для обжалования в суд ненормативного акта.
Общество представило отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, настаивая на незаконности бездействия РТС, решение суда оценивает как законное и обоснованное, оснований для отмены судебного акта не усматривает.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме. Просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным. Против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, указанным в отзыве. Просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, передача тепловой энергии потребителям (ТСЖ "Хабаровская, 56, ТСЖ "Хабаровская, 64, ТСЖ "Вагонная, 29) осуществляется по сетям заявителя в рамках фактически сложившихся отношений, что подтверждается представленными в материалы дела копиями подписанных обеими сторонами актов оказанных услуг, счет-фактур.
11.12.2013 общество обратилось в РСТ с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии исх. N 3287. К указанному заявлению обществом приложен пакет документов, предусмотренный требованиями п. 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Правила регулирования), а также сводный пообъектный расчет.
Поскольку ответ на данное обращение общество не получило, информацией об открытии дела или об отказе в рассмотрении предложения об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии не располагало, 14.01.2014 заявитель вновь обратился в регулирующий орган с просьбой дать ответ по факту направленной 11.12.2013 заявки N 3287, и об утверждении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ПГЭС (ул. Хабаровская, ул. Вагонная).
Письмом от 22.01.2014 N СЭД-46-07-22-50 РСТ были запрошены дополнительные документы, которые представлены заявителем 05.02.2014 (исх. N 218) в полном объеме, в том числе оферта договора N 0-07-001/3 от 09.01.2014 на оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя ПМУЖЭП "Моторостроитель". Обществу предложено в срок до 24.02.2014 предоставить подписанный договор на передачу тепловой энергии с согласованными объемами.
РТС письмом N СЭД-46-07-22-222 от 19.02.2014 возвратил заявителю документы на доработку.
Письмом от 15.04.2014 N СЭД-46-07-22-366 РСТ отказало обществу в установлении тарифа на передачу тепловой энергии по заявлению от 11.12.2013 г. исх. N 3287 в связи с тем, что общество не представило оферту договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии потребителям ПМУЖЭП "Моторостроитель", а также согласованные с ПМУЖЭП "Моторостроитель" объемы передачи тепловой энергии.
Полагая, что РСТ допущено бездействие по установлению тарифа в установленные действующим законодательством сроки общество обратилось в суд с заявлением.
При рассмотрении спора суд первой инстанции, не установив оснований, указанных в ст. 201 АПК РФ, отказал в удовлетворении требований общества.
Проверив доводы общества, приведенные в апелляционной жалобе, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Для признания ненормативного акта, действий (бездействий) государственного органа недействительными в судебном порядке в соответствии с гл. 24 АПК РФ суду следует установить совокупность следующих обстоятельств: несоответствие ненормативного акта, действий (бездействий) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в ст. 8 Закона о теплоснабжении, за соответствующим исключением.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Региональной службе по тарифам Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 05.08.2013 N 1057-п, РСТ является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), предельных индексов в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, регулирование и утверждение которых возложено на субъект Российской Федерации и определено Правительством Пермского края. К полномочиям РСТ в сфере теплоэнергетики отнесено установление тарифов (цен) на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (п. 3.2.1.5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Постановление N 1075), утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы) и правила регулирования.
В соответствии с п. 3 Правил регулирования регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования (п.6 Правил регулирования).
Пунктом 13 Правил регулирования предусмотрено, что регулируемая организация представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.
Согласно пункту 14 Правил регулирования в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных данными Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
Из пункта 15 Правил регулирования следует, что предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов. В заявлении об установлении цен (тарифов) указывается соответствующая данному пункту информация.
Перечень документов и материалов, являющийся обязательным для приложения к заявлению об установлении цен (тарифов) определен в п.16 Правил регулирования и является исчерпывающим для открытия дела об установлении цен (тарифов) (п.17 Правил регулирования).
Из пункта 30 Правил регулирования усматривается, что решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Решение об установлении цен (тарифов) на текущий период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также решение об установлении цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении цен (тарифов), сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13 - 20 Правил регулирования.
В соответствии с Законом о теплоснабжении, Постановлением N 1075, приказом ФСТ от 07.03.2013 N 163 утвержден Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент).
Из пункта 1 Регламента следует, что данный документ определяет процедуру рассмотрения вопросов, связанных с установлением (пересмотром) регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и (или) их предельных уровней на тепловую энергию (мощность), и вопросов, связанных с отменой регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (введением регулирования тарифов в сфере теплоснабжения после его отмены), а также процедуру принятия органами регулирования решений по указанным вопросам.
Основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представлений предложения об установлении цен (тарифов), установленных настоящим Регламентом, кроме случаев, указанных в пункте 20 настоящего Регламента. Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается (п. 11 Регламента).
Открытие дела или отказ в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных заявителем документов и материалов осуществляется в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации заявления об установлении цен (тарифов) (п. 12 Регламента).
Исследовав содержание переписки РТС и общества, нормативную базу в области энергетики, основы ценообразования и правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, апелляционный суд приходит к выводам о его несоответствии закону на основании следующего.
Судом установлено, что основанием для не утверждения тарифа по заявлению общества от 11.12.2013 N 3287, (письмо от 15.04.2014 г. N СЭД-46-07-22-366), явилось не представление подписанного договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии потребителям с ПМУЖЭП "Моторостроитель" и согласованные с ПМУЖЭП "Моторостроитель" объемы передачи тепловой энергии.
Как установлено по материалам дела, обществом неоднократно доводился до сведения РТС факт неподписания ПМУЖЭП "Моторостроитель" договора. Из приложения N 1 к оферте договора следует, что, объем тепловой энергии, подлежащей транспортировке на 2014 год составляет 23 532,89 Г кал. В материалы дела представлены также документы, подтверждающие факт оказания услуг и поставляемые объемы тепловой энергии.
Правоустанавливающие документы, подтверждающие право пользования имуществом на очередной период регулирования (тепловыми сетями) обществом были представлены регулирующему органу.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 20.12.2012 N 235-т для потребителей ООО "Пермгазэнергосервис" были установлены тарифы на тепловую энергию и на услуги по передаче тепловой энергии на 2013 год, т.е. данные хозяйственной деятельности общества за предшествующие периоды регулирования у ответчика имелись.
РСТ было подготовлено экспертное заключение по результатам экспертизы предложений об установлении тарифов, в котором на основании представленных обществом документов был произведен расчет экономически обоснованного с точки зрения ответчика тарифа. При этом в разделе XI экспертного заключения в графе обоснования/разногласия по статьям (строка "полезный отпуск") имеется ссылка на договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя с ПМУЖЭП "Моторостроитель" от 09.01.2014 N 0-07-001/13.
Согласно п. 4 Регламента в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных пунктом 16 Правил регулирования, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
В случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 16 Правил регулирования, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в соответствии с абзацем 1 пункта 4 настоящего Регламента.
Из материалов дела следует, что на поступившее 13.12.2013 заявление общества дело об установлении тарифа ответчиком открыто только 05.02.2014, т.е. в нарушение п. 12 Регламента.
Письмом от 15.04.2014 обществу отказано в установлении тарифа, что нарушает положения Закона о теплоснабжении, Правил регулирования и Регламента.
На момент судебного разбирательства в суде первой инстанции действий по установлению тарифа Региональной службой по тарифам произведено не было.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Пермгазэнергосервис" отмечает, что в настоящее время решение об установлении тарифа отсутствует, несмотря на открытие тарифного дела 05.02.2014.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции поддерживает правомерный вывод суда о том, что поскольку передача тепловой энергии является регулируемым видом деятельности, а осуществление данной деятельности регулируемыми организациями возможно только в случае наличия установленного тарифа и собственники тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, а также то, что заявителем представлены все правоустанавливающие документы на тепловые сети, что фактически услуги по передаче тепловой энергии оказывались, бездействия РТС, выразившиеся в непринятии в установленный срок решения об установлении тарифа являются незаконными.
По изложенным мотивам апелляционный суд признает, что заинтересованным лицом нарушены ст. 3, 7, 10, 17 Закона о теплоснабжении, Правила регулирования, Регламент открытия дел в виде непринятия решения в установленный срок об установлении тарифа, чем нарушены права и законные интересы ООО "Пермгазэнергосервис" на утверждение тарифа на передачу тепловой энергии по сетям общества на 2014 год.
Поскольку после открытия дела отказ в рассмотрении предложений об установлении тарифа законодательством не предусмотрен, РСТ обязано принять решение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, РТС правомерно судом для восстановления нарушенного права на основании п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ предписано принять соответствующее решение в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Довод о пропуске обществом установленного в ч. 4 ст. 198 АПК РФ трехмесячного срока на оспаривание бездействия РСТ в судебном порядке апелляционный суд отклоняет на следующем основании.
15.04.2014 письмом N СЭД-46-07-22-366 РСТ отказало обществу в установлении тарифа на передачу тепловой энергии. Заявление в суд общество подало 14.07.2014. Письма от 06.03.2014 не содержали отказа в установлении тарифа, оспариваемый отказ содержится именно в письме от 15.04.2014.
Изложенные в апелляционной жалобе заинтересованного лица доводы судом апелляционной инстанции отклонены в полном объеме, так как они не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены лишь на переоценку установленных судом обстоятельств и подтверждающих данные обстоятельства доказательств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности совокупности оснований для признания оспариваемого бездействия РТС по не утверждению тарифов на тепловую энергию на 2014 год незаконным, к аналогичному выводу пришел суд первой инстанции при рассмотрении спора.
На основании изложенного, апелляционная жалоба Региональной службы по тарифам Пермского края не подлежит удовлетворению, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 24 июля 2015 года по делу N А50-13610/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-13610/2014
Истец: ООО "ПЕРМГАЗЭНЕРГОСЕРВИС"
Ответчик: РЕГИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по тарифам РФ