г. Ессентуки |
|
14 октября 2015 г. |
Дело N А15-821/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Цигельникова И.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Остриковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан
апелляционную жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.07.2015 по делу N А15-821/2015 (судья Батыраев Ш.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мебель-Опт" (ОГРН 1110521000127, ИНН 0521013200)
к Дагестанской таможне (ОГРН 1020502528727 ИНН 0541015036)
об обязании возвратить 164950,30р излишне уплаченных таможенных платежей,
при участии в судебном заседании:
от Дагестанской таможни - представитель Гамзатов Р.Ш. по доверенности от 23.06.2015 N 13-13/1497;
от общества с ограниченной ответственностью "Мебель-Опт" - представитель Мусаев М.Г. по доверенности от 14.03.2014 N 069852,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мебель-Опт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Дагестанской таможне (далее - Таможня) об обязании возвратить 164950,30р таможенных платежей, излишне уплаченных по декларациям на товары (далее - ДТ) N N N10801020/170112/00000286, 10801020/090412/0002091, 10801020/260712/0004357, 10801020/091012/0005338, 10801020/011112/0005880, 10801020/011112/0005884, 10801020/201112/0006322 (с учетом уточнений).
Решением суда от 29.07.2015 требования Общества удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что действия Таможни по корректировке таможенной стоимости ввезенных Обществом товаров по спорной декларации привели к возникновению у последнего незаконно возложенной обязанности по уплате дополнительных таможенных платежей. Таможня необоснованно не применила первый метод таможенной стоимости при наличии достаточных документов для этого. Таможня не представила доказательств того, что стоимость товара умышленно занижена с целью уклонения от уплаты таможенных платежей.
Не согласившись с принятым решением суда, Таможня обжаловала его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Таможня просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований Общества. В обоснование жалобы Таможня ссылается на то, что Обществом не представлены дополнительно запрашиваемые документы. Обществом неверно определен метод заполнения таможенных документов. Судом не принят во внимание довод о низком ценовом уровне сделки.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество возражает по существу доводов, изложенных Таможней. Считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представители Таможни и Общества поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве соответственно.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что между Обществом и компанией "YUHUAN GUOSEN FURNITURE CO LTD" заключен контракт от 13.03.2011 N CF-MAGOMED-007 на поставку товаров - мебель, контейнеры, посуда, другие товары, указанные в инвойсах, общей стоимостью 6000000 долларов США. Товар отгружается на условиях FOB - Нингбо. Цена на товары указана в долларах США. Поставка товаров осуществляется в универсальных контейнерах. Оплата за товары производится в течение трех лет после получения товара. Срок действия контракта - до 13.03.2014.
Дополнительным соглашением к указанному контракту от 13.03.2011 N 1 изменены условия оплаты за товары - "безналичный банковский перевод на счет продавца со счета покупателя денежных средств до конца срока действия контракта" и срок действия контракта - "до 31.12.2015".
Во исполнение указанного контракта 17.01.2012 в адрес Общества по инвойсу от 03.11.2011 N GYM-0919 поступил товар на общую сумму 121811 долларов США, который оформлен Обществом Махачкалинском таможенном посту по ДТ N 10801020/170112/0000286.
По инвойсу от 11.01.2012 N GYM-0974 поступил товар на общую сумму 51720 долларов США, которой оформлен в Махачкалинском таможенном посту по ДТ N 10801020/090412/0002091.
По инвойсу от 03.05.2012 N GYM-1044 поступил товар на общую сумму 66492 долларов США, который оформлен в Махачкалинском таможенном посту по ДТN10801020/260712/0004357.
По инвойсу от 10.07.2012 N GYM -1087 поступил товар на общую сумму 100795 долларов США, который оформлен в Махачкалинском таможенном посту по ДТ N 10801020/091012/0005338.
По инвойсу от 24.07.2012 N GYM-1105 поступил товар на общую сумму 146430 долларов США, который оформлен в Махачкалинском таможенном посту по ДТ N 10801020/011112/0005880.
По инвойсу от 25.07.2012 N GYM-1106 поступил товар на общую сумму 55710 долларов США, который оформлен в Махачкалинском таможенном посту по ДТ N 10801020/011112/0005884.
По инвойсу от 31.08.2012 N GYM поступил товар на общую сумму 172153 доллара США, который оформлен в Махачкалинском таможенном посту по ДТ N 10801020/201112/0006322.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена Обществом в рамках статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение), то есть по стоимости сделки (1 метод). В структуру заявленной таможенной стоимости включены транспортные расходы.
В обоснование заявленной таможенной стоимости Обществом в Таможню представлены следующие документы: контракты, инвойсы, упаковочные листы, накладные.
Таможней в ходе осуществления контроля таможенной стоимости выявлено, что заявленная Обществом таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена и занижена по сравнению с данными, имеющимися в распоряжении таможенных органов, и в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) Таможня приняла решение о проведении дополнительных проверок.
Для подтверждения заявленной стоимости у Общества дополнительно запрошены следующие документы: прайс-листы производителя ввозимых товаров либо его коммерческое предложение, экспортная декларация и ее перевод, пояснения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование, договор перевозки, счет на оплату транспортных услуг, иные документы, обосновывающие заявленные транспортные расходы, бухгалтерские документы об оприходовании товаров по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта, банковские документы об оплате за товар по предыдущим поставкам в рамках одного договора, договор перевозки.
Установлен срок для представления дополнительных документов. Обществу сообщено, что для выпуска товаров необходимо в установленный срок заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмами от 17.01.2012, 09.04.2012, 26.07.2012, 09.10.2012, 01.11.2012, 02.11.2012, 20.11.2012 Общество сообщило о том, что не имеет возможности представить запрашиваемые документы и просило принять решение об окончательной оценке товара в сроки их выпуска без осуществления выпуска под обеспечение уплаты таможенных платежей.
В связи с непредставлением Обществом дополнительных документов в соответствии со статьей 68 ТК ТС Таможней приняты решения о корректировке таможенной стоимости от 17.01.2012, 09.04.2012, 26.07.2012, 09.10.2012, 01.11.2012, 02.11.2012, 20.11.2012, согласно которым таможенная стоимость определена в соответствии со статьей 10 Соглашения, оформлены декларации таможенной стоимости (ДТС-2) и формы корректировки таможенной стоимости (КТС-1 и КТС-2).
Заявления Общества от 19.11.2014 и 12.01.2015 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей возвращено Таможней без исполнения со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов (письма от 24.11.2014 N 19-47/15710, от 22.01.2015 N 21-31/656).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества с заявленными требованиями в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, исходил из следующего.
Частью 1 статьи 64 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Частью 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (часть 2 статьи 4 Соглашения).
Как следует из части 3 статьи 2 Соглашения и части 4 статьи 65 ТК ТС, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. В случае невозможности определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами применяется последовательно каждый из методов, перечисленных в статьях 6 - 10 Соглашения. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие оснований, предусмотренных Соглашением.
Основания невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами указаны в части 1 статьи 4 Соглашения.
Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения (статья 68 Кодекса).
На основании пункта 1 статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с данным Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Положения статьи 69 ТК ТС подлежат применению во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 176 этого же Кодекса, в соответствии с которым при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза.
В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами.
Таким образом, обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров либо в случае, когда заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Согласно статье 111 ТК ТС полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами и закон содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований.
Обязанность представлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.
Как следует из досье паспортов сделок (ОАО АКБ "Экспресс") и ведомости банковского контроля (ООО "Дагэнергобанк") в рамках данного контракта в адрес Общества поставлены товары на общую сумму 2449564 долларов США.
По состоянию на 02.03.2015 Обществом произведена частичная оплата с учетом соглашения об уступке требования от 04.07.2014 в сумме 1887162 долларов США, в том числе и по спорным ДТ, что подтверждается ведомостью банковского контроля по контракту, заявлениями на перевод, справками о валютных операциях
Товары поставлялись на условиях FOB Нингбо, поэтому в структуру заявленной таможенной стоимости в каждом случае декларантом включены транспортные расходы. Перевозка товаров осуществлялась компанией "SHENZHEN CHANNELTON LOGISTICS DEVELOPMENT CO., LTD" на основании контракта от 17.03.2011 N 01.
Указанной компанией Обществу предъявлены счета (инвойсы) на оплату за перевозку товара.
Расчет таможенных платежей, подлежащих уплате при таможенном оформлении товаров по спорным ДТ составлен Обществом исходя из стоимости товаров, которая складывается из цены товара, указанной в инвойсах продавцов, и фактически понесенных транспортных расходов согласно инвойсам, предъявленных транспортной компанией.
В решениях о корректировке таможенной стоимости по спорным декларациям указано, что определить таможенную стоимость товаров в рамках статьи 4 Соглашения не представляется возможным так как заявленная таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена - не представлены документы и сведения, предусмотренные Решением Комиссии от 20.09.2010 N 376, необходимые для применения данной статьи, т.е. документы, указанные в решениях о проведении дополнительной проверки.
Однако вышеперечисленные доказательства, подтверждают, что обществом при декларировании товаров, таможенная стоимость определена по первому методу, исходя из стоимости товаров, указанной в инвойсах продавца и в последующем уплаченной своему контрагенту.
Из решений о проведении дополнительных проверок следует, что таможня в обоснование заявленных стоимостей товаров дополнительно запрашивала у общества прайс - листы производителя на ассортиментном уровне с учетом условий поставки, экспортные таможенные декларации страны отправления, пояснения о физических характеристиках, качества и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование, бухгалтерские документы об оприходовании товаров, банковские документы об оплате за товар по предыдущим поставкам, договор перевозки и счет по оплате за перевозку.
В то же время ни действующим законодательством, ни обычаями делового оборота не предусмотрена обязанность декларанта иметь в наличии экспортную декларацию и ее отсутствие само по себе не может являться основанием для корректировки таможенной стоимости товаров. Отсутствие прайс-листов при наличии других документов, содержащих полную информацию, необходимую для определения таможенной стоимости по цене сделки, не является основанием для корректировки таможенной стоимости по шестому (резервному) методу.
На момент проведения дополнительной проверки сроки оплаты товаров, предусмотренные контрактом, не истекли, в связи с чем требования о представлении банковских документов по оплате за товар необоснованны. Документы по оплате за ввезенные товары представлены Обществом в суд первой инстанции.
Отсутствие документов об оприходовании товаров также не может служить основанием для корректировки заявленной таможенной стоимости, поскольку они являются внутренними документами Общества.
Требуя от Общества представления пояснений о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование, Таможня не конкретизировала, какие именно пояснения требуется представить.
Таможня в установленном порядке не выявила признаки недостоверности сведений о цене контракта, не доказала зависимость ее от условий, повлекших значительное отличие цены сделки от ценовой информации при сопоставимых условиях.
Изложенные обстоятельства и перечисленные выше доказательства в совокупности подтверждают, что Обществом в каждом случае представлены пакеты документов, необходимые для таможенного оформления в соответствии с выбранным таможенным режимом, а также документы и сведения, выражающие содержание сделок и информацию по условиям их оплаты, анализ и оценка которых позволяет суду сделать вывод о том, что они являлись достаточными для определения таможенной стоимости товаров, задекларированных по спорным декларациям, в соответствии со статьей 4 Соглашения - по цене сделки с ввозимыми товарами.
Непредставление дополнительно запрошенных документов не может свидетельствовать о недостоверности и неопределенности данных, использованных Обществом при определении таможенной стоимости товаров по первому методу.
Доказательства, указывающие на недостоверность сведений, содержащихся в представленных предпринимателем документах, противоречия между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных товаросопроводительных и коммерческих документах, относящихся к контракту, таможня не представила.
Кроме того, при определении таможенной стоимости иным методом, чем основной метод, Таможня должна не просто сомневаться в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости товара, а иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости товара.
Такие доказательства Таможня не представила. Таможня также нарушила принцип последовательности применения методов определения таможенной стоимости товаров.
Поскольку основным методом определения таможенной стоимости товара является метод по цене сделки с ввозимыми товарами, таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих применение предыдущих методов.
Таможня не доказала, что имеющаяся в таможенном органе информация относится к аналогичным товарам этих же поставщиков, на аналогичных условиях поставки и объема, именно за спорный период времени, поскольку любое различие этих условий может привести к существенным изменениям цены товаров. Различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к сделкам предпринимателя с иностранными фирмами, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки.
Корректировка таможенной стоимости ввезенных Обществом товаров привела к возникновению у последнего незаконно возложенной обязанности по уплате дополнительно начисленных таможенных платежей.
Таможенные платежи в сумме 164950,30р являются излишне уплаченными и подлежат возврату лицу, их уплатившему. Факт уплаты указанной суммы таможенных платежей подтверждается материалами дела и Таможней не оспаривается. Доказательства наличия у Общества задолженности по таможенным платежам не представлены. Досудебный порядок урегулирования спора Обществом соблюден.
При таких обстоятельствах требования Общества об обязании Таможни возвратить ему излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 164950,30р правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов, понесенных при подаче апелляционной жалобы таможней, не был предметом рассмотрения, поскольку Таможня в соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.07.2015 по делу N А15-821/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-821/2015
Истец: ООО "Мебель-Опт"
Ответчик: ГУ "Дагестанская таможня"
Третье лицо: ГУ "Дагестанская таможня"