г. Хабаровск |
|
15 октября 2015 г. |
А73-4772/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Дуленин В.А., представитель по доверенности от 06.10.2015 N 40/Тю;
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу: представитель не явился;
от Хабаровской транспортной прокуратуры: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 11.08.2015
по делу N А73-4772/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Ж.Г.Шестак,
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу
об оспаривании постановления
третье лицо: Хабаровская транспортная прокуратура
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО ""Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с требованиями признать незаконным и отменить постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее - УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, административный орган) от 30.03.2015 г. N П-ТБ-ЖТ-30/03/2014/102ХБР, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 11.08.2015 суд отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Кроме того, представитель общества заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Апелляционная инстанция, на основании статьи 268 АПК РФ отклонила заявленное ходатайство.
В своем отзыве административный орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав представителя общества, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 06.02.2015 г. помощником Хабаровского транспортного прокурора А.В. Марченко, в присутствии оперуполномоченного Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте Олексюк К.И., и.о. инженера по транспортной безопасности ДВ дирекции тяги Масленникова Д.А. проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности на Базе запаса локомотивов Вяземская Эксплуатационного локомотивного депо станции Хабаровск-2 - структурного подразделения Дальневосточной дирекции тяги - структурным подразделением Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД".
В ходе проверки установлен факт нарушения обществом пунктов 5.14, 5.14.3, 5.27, 5.29 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденных Приказом Минтранса РФ N 43 от 08.02.2011 года (далее - Требования), а также статьи 8 Федерального закона "О транспортной безопасности" N16-ФЗ от 09.02.2007 года (ред. от 03.02.2014), а именно:
- в нарушение п. 5.14 Требований отсутствует информация в наглядной и доступной форме для всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части, их касающейся, включая запрещение:
проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ или ТС, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения (п. 5.14.3);
- в нарушение п. 5.27 Требований не организован пропускной и внутриобъектовый режим на ОТИ в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ;
- в нарушение п. 5.29 Требований не обеспечено воспрепятствование преодолению любыми лицами контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ.
Результаты проверки зафиксированы в соответствующем акте от 06.02.2015 г.
26.02.2015 г. заместителем Хабаровского транспортного прокурора Колосовым А.В. по результатам проверки в отношении ОАО "РЖД" возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, о чем в присутствии представителя общества Андреевой А.Н., действующей по доверенности от 10.11.2014 г. N 152/Тю, вынесено соответствующее постановление.
Указанное постановление с материалами проверки направлено в УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора для принятия решения.
Определением УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 12.03.2015 г. рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 30.03.2015 г. в 15 час. 30 мин. по адресу: г. Хабаровск, ул. Петра Комарова, д.6, каб. 232. Данное определение направлено ОАО "РЖД" посредством факсимильной связи, а также на электронный адрес юридического лица.
30.03.2015 г. по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении старшим государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления Ространснадзора по ДФО Кудрявцевым П.Л., в присутствии представителя общества Дуленина В.А., действующего по доверенности от 10.11.2014 г. N 151/Тю, вынесено постановление NП-ТБ-ЖТ-30/03/2014/102ХБР, которым ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1. КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Несогласие общества с вышеуказанным постановлением от 30.03.2015 явилось основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения являются отношения в области обеспечения транспортной безопасности, под которой понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в нарушении требований по обеспечению транспортной безопасности, содержащихся в Федеральном законе от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности, Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ), а также в транспортных кодексах и приказах Минтранса России применительно к различным видам транспорта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Подпунктами 5 и 9 пункта 1 статьи 1 названного Закона установлено, что объектами транспортной инфраструктуры являются технологические комплексы, включающие в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Из анализа приведенных норм следует, что субъектом транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, которые являются собственниками или иными владельцами транспортной инфраструктуры, транспортных средств и перевозчики.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, в силу статьи 1 Закона о транспортной безопасности, ОАО "РЖД" как владелец транспортных средств (железнодорожного подвижного состава) и объектов транспортной инфраструктуры, является субъектом транспортной инфраструктуры.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона о транспортной безопасности требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности, Требования, Приказ N 43).
В соответствии с пунктами 5.14, 5.14.3, 5.27, 5.29 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан:
5.14. Информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в части, их касающейся, включая запрещение:
проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ или ТС, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения (5.14.3).
5.27. Организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на ОТИ и/или ТС в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, и утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности.
5.29. Воспрепятствовать преодолению любыми лицами контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС.
Материалами дела установлено, что в ходе проведения Хабаровской транспортной прокуратурой проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности на Базе запаса локомотивов Вяземская Эксплуатационного локомотивного депо станции Хабаровск II - структурного подразделения Дальневосточной дирекции тяги - установлен факт нарушения ОАО "РЖД" пунктов 5.14, 5.14.3, 5.27, 5.29 Требований по обеспечению транспортной безопасности, что, как обоснованно указал суд первой инстанции, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Данное обстоятельство подтверждается следующими доказательствами:
- актом обследования антитеррористической защищенности важных объектов от 30.10.2014, из которого следует, что 30.10.2014 при проверке антитеррористической защищенности и эффективности принимаемых мер на Базе запаса локомотивов Вяземская Эксплуатационного локомотивного депо станции Хабаровск II сотрудниками УФСБ России по Хабаровскому краю, условные нарушители беспрепятственно проникли на территорию базы;
- актом проверки от 06.02.2015 г.;
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.02.2015 г. и другими материалами дела.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод общества о том, что положения Приказа N 43 не могут быть применены к Базе запаса локомотивов Вяземская Эксплуатационного локомотивного депо станции Хабаровск-2, поскольку данный объект не относится к объектам транспортной инфраструктуры (ОТИ), перечисленным в пункте 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ.
Положения статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ следует толковать и применять в совокупности с общими положениями действующих транспортных кодексов и уставов, в том числе Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта).
Согласно статьи 1 Устава железнодорожного транспорта данный Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что при системном толковании вышеуказанных положений Федерального закона N 16-ФЗ и Устава железнодорожного транспорта к объектам транспортной инфраструктуры, на которых должно обеспечиваться соблюдение требований, предусмотренных Федеральным законом N 16-ФЗ, относятся сооружения и производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания субъектов отношений по перевозке транспортом, в том числе железнодорожным, грузов, пассажиров и багажа, возникающих на основе соответствующих договоров перевозки.
Из материалов дела следует и не оспаривается обществом, что Эксплуатационное локомотивное депо станции Хабаровск II, согласно Приложению к Положению о Дальневосточной дирекции тяги является его структурным подразделением. На балансе Эксплуатационного локомотивного депо станции Хабаровск II находится База запаса локомотивов Вяземская, где отстаиваются, в том числе, действующие локомотивы, используемые ОАО "РЖД" для перевозок грузов, пассажиров и багажа.
Предприятие как субъект транспортной инфраструктуры обязано выполнять установленные законодательством мероприятия по обеспечению транспортной безопасности вне зависимости от наличия утвержденных результатов оценки уязвимости ОТИ и плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ. Данный вывод согласуется с правовой позицией, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2015 N 303-КГ15-3227 по делу NА73-3166/2014.
Из вышеизложенного следует, что База запаса локомотивов Вяземская Эксплуатационного локомотивного депо станции Хабаровск II обязана соблюдать Требования по обеспечению транспортной безопасности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях общества признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, в минимальном размере санкции, установленной частью 1 статьи 11.15.1. КоАП РФ, действовавшей на момент совершения административного правонарушения.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.08.2015 по делу N А73-4772/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4772/2015
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице Дальневосточной дирекции тяги, ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной дирекции тяги
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопастности по Дальневосточному Федеральному округу, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопастности по ДФО
Третье лицо: Дальневосточная транспортная прокуратура