г. Хабаровск |
|
13 октября 2015 г. |
А04-5238/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от Первого заместителя прокурора Амурской области: не явился;
от Администрации Благовещенского района Амурской области, Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Дрынчина Александра Васильевича: не явились;
от Общества с ограниченной ответственностью "Балдер", Управления Росреестра по Амурской области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Благовещенского района Амурской области
на решение от 12.08.2015
по делу N А04-5238/2015
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Котляревским В.И.
по иску Первого заместителя прокурора Амурской области Щербакова А.В.
к Администрации Благовещенского района Амурской области, Главе Крестьянского (фермерского) хозяйства Дрынчину Александру Васильевичу
третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью "Балдер"; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области
о признании недействительным договора аренды земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Амурской области Щербаков А.В. (далее - прокурор) в Арбитражный суд Амурской области обратился с иском о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка от 31.10.2014 N 229, с кадастровым номером 28:10:000000:3811, площадью 445468 кв. м., расположенного по адресу: Амурская область, Благовещенский район, заключенного Администрацией Благовещенского района (далее - администрация, уполномоченный орган) с главой КФХ Дрынчиным Александром Васильевичем (далее - предприниматель), и применении последствий недействительности сделки (ничтожности) сделки.
К участию привлечены Общество с ограниченной ответственностью "Балдер" (далее - общество), Управление Росреестра по Амурской области (далее - управление).
Решением суда от 12.08.2015 заявленные требования удовлетворены: договор признан недействительным (ничтожным) и главу КФХ обязали возвратить муниципальному образованию спорный земельный участок.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила его отменить и принять новое решение, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, регулирующие спорые отношения.
Отзывы на жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд второй инстанции не направили, в связи с чем в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы. Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 31.10.2014 в газете "Амурская правда" опубликовано объявление администрации Благовещенского района о предоставлении в аренду земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 28:10:000000:3811 для осуществления деятельности фермерского хозяйства.
В уполномоченный орган подано две заявки: от главы КФХ Дрынчина А.В. 29.09.2014 и от ООО "Балдер" 20.11.2014.
Заявление ООО "Балдер" оставлено без рассмотрения, о чем дан ответ 12.12.20014 за N 01-14/7190.
Постановлением администрации Благовещенского района от 31.10.2014 N 2396 главе КФХ Дрынчину А.В. предоставлен в аренду земельный участок из категории сельскохозяйственного назначения площадью 44 5468 кв.м. для осуществления деятельности фермерского хозяйства сроком на 49 лет.
Договор аренды земельного участка N 229 от 31.10.2014 подписан сторонами, факт передачи земельного участка подтверждается актом приема-передачи земельного участка.
Прокурор, посчитав договор аренды несоответствующим требованиям законодательства, обратился в арбитражный суд с иском о признании его недействительным.
Арбитражный суд, рассмотрев спор, пришел к выводу, что спорный договор заключен с нарушением требований земельного законодательства, выразившихся в предоставлении аренды земельного участка без проведения торгов.
Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на не согласие с данным выводом.
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (статья 168 ГК РФ).
Пункт 1 статьи 34 ЗК РФ, действовавший на момент возникновения правоотношений, устанавливал обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, предоставлять земли на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур по их предоставлению. Из содержания указанной нормы следует, что орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан подготовить и заблаговременно опубликовать в печатных средствах массовой информации сведения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков.
Действующее земельное законодательство установило специальный порядок предоставления земельных участков для отдельных категорий землепользователей, в том числе для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, определяемый Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также отдельной категории земель сельскохозяйственного назначения, определяемой Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 ЗК РФ (в ранее действовавшей редакции) гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ (в ранее действовавшей редакции) граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления.
Пунктами 3 и 4 данной нормы установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия такого решения (пункт 5 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
Вместе с тем, Закон N 74-ФЗ, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения лицам, заинтересованным в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае подачи двух и более заявок таких лиц.
Принимая во внимание, что указанным лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, применению подлежат правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Применение этой нормы в рассматриваемом случае вытекает также из статьи 2 этого Закона, согласно которой участниками отношений, регулируемых Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым, его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в ранее действовавшей редакции) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 ЗК РФ (пункт 3 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Правовое регулирование спорной ситуации положениями пункта 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ соответствует установленным статьей 34 ЗК РФ принципам предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности. Иное толкование положений закона направлено на установление необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим и противоречит приведенным выше принципам.
Действующее земельное законодательство не содержит норм, устанавливающих для какой-либо категории граждан преимущественное право на предоставление земельных участков для осуществления деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
По материалам дела установлено, что договор аренды земельного участка от 31.10.2014 N 229 с кадастровым номером 28:10:000000:3811, площадью 445468 кв. м., расположенного по адресу: Амурская область, Благовещенский район, заключен с нарушением вышеназванных нормоположений.
Следовательно, первая инстанция пришла к обоснованному выводу о том, что заключение спорного договора нарушает экономические интересы потенциальных участников торгов по предоставлению земельных участков в аренду, в связи с ущемлением их прав на равный доступ к участию в конкурсных процедурах, а также муниципального образования Благовещенского района на получение доходов в бюджет муниципального образования за аренду земельных участков.
Также судебная коллегия соглашается с выводом о применении последствий недействительности сделки путем обязания главы КФХ возвратить муниципальному образованию спорный земельный участок на основании статьи 167 ГК РФ.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на ошибочном толковании вышеназванных норм материального права, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
При данных обстоятельствах, обжалуемое решение отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 12.08.2015 по делу N А04-5238/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5238/2015
Истец: Первый заместитель прокурора Амурской области Щербаков А. В.
Ответчик: Администрация Благовещенского района Амурской области, Глава Крестьянского (фермерского) хозяйства- Дрынчин Александр Васильевич
Третье лицо: ООО "БАЛДЕР", Управление Росреестра по Амурской области