Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 ноября 2015 г. N Ф05-16693/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
12 октября 2015 г. |
Дело N А41-42220/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Быкова В.П.,
судей Мизяк В.П., Закутской С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Басанговым А.Н.,
при участии в заседании:
от Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - Покатилова Л.Г., представитель по доверенности от 01.03.2015 г.,
от Центрального банка РФ - Серова М.Г., представитель по доверенности от 15.12.2014 г.,
от Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" - Рублева С.В., представитель по доверенности от 19.12.2014 г.,
от ПАО "Группа Черкизово" - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области на определение Арбитражного суда Московской области от 17 августа 2015 года, принятое судьей Козловой М.В. по делу N А41-42220/13 по заявлению Центрального Банка РФ о ликвидации Коммерческого банка "Одинцовский Инвестиционный Банк Экономического развития Центрального региона" (ООО),
УСТАНОВИЛ:
Центральный Банк Российской Федерации обратился с заявлением о ликвидации Коммерческого банка "Одинцовский Инвестиционный Банк Экономического развития Центрального региона" (ООО).
Арбитражным судом Московской области 10 октября 2013 года вынесено решение о принудительной ликвидации КБ "Одинцовский Инвестиционный Банк Экономического развития Центрального региона" (ООО). Обязанности ликвидатора МКБ "ОДИНБАНК" (ООО) возложены на Государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов".
Определением Арбитражного суда Московской области от 17 августа 2015 года утвержден отчет ликвидатора МКБ "ОДИНБАНК" (ООО) о результатах ликвидации. Принудительная ликвидация в отношении Банка завершена (т. 172, л.д. 52).
Не согласившись с определением суда первой инстанции, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить (т. 172, л.д. 51-59).
Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" и Центральный Банк Российской Федерации, - представили отзывы, в которых возражают против удовлетворения апелляционной жалобы (т. 172, л.д. 110-111, 114-116).
В судебном заседании представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представители: Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" и Центрального Банка РФ, - возражали против доводов апелляционной жалобы.
Представитель ПАО "Группа Черкизово" - в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в том числе путем размещения информации о дате и месте судебного заседания на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ПАО "Группа Черкизово".
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 223, 266, 268 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что определение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 189.99 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" после завершения расчетов с кредиторами, согласования ликвидационного баланса, а также после прекращения производства по делу о банкротстве в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 1 статьи 189.70 настоящего Федерального закона, конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства.
К отчету конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства прилагаются: ликвидационный баланс; документы, подтверждающие реализацию имущества кредитной организации и основания для списания имущества; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов.
Согласно пункту 1 статьи 189.100 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства или в случае погашения требований кредиторов в соответствии с пунктом 14 статьи 189.93 настоящего Федерального закона определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что ликвидатором МКБ "ОДИНБАНК" (ООО) - Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" в ходе процедуры принудительной ликвидации были выполнены все мероприятия, предусмотренные Законом о банкротстве, в том числе: опубликовано сообщение об открытии процедуры принудительной ликвидации, о ходе процедуры ликвидации, о смете текущих расходов, о результатах проведения инвентаризации имущества, о порядке расчетов с кредиторами; проведена работа по рассмотрению требований кредиторов; 21 января 2014 года проведено первое собрание кредиторов; проведена инвентаризация имущества Банка.
Ликвидатором также проведена работа по поиску, выявлению и реализации активов банка, сформирована конкурсная масса, проведена работа по проведению расчетов с кредиторами; подготовлен ликвидационный баланс, который 1 июня 2015 года направлен в Московское ГТУ Банка России (т. 172, л.д. 15-16).
Выполнение ликвидатором всех мероприятий в рамках процедуры принудительной ликвидации подтверждается отчетом Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (т. 172, л.д. 14-20).
Из материалов дела также следует, что на заседании комитета кредиторов МКБ "ОДИНБАНК" (ООО) 6 июля 2015 года был рассмотрен отчет ликвидатора и принято решение о завершении процедуры принудительной ликвидации, что подтверждается Протоколом N 26 (т. 172, л.д. 9).
При указанных обстоятельствах вывод арбитражного суда первой инстанции о необходимости завершения процедуры принудительной ликвидации в отношении МКБ "ОДИНБАНК" (ООО) является правомерным (т. 172, л.д. 52).
Доводы Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что он является кредитором Банка по требованиям об уплате задолженности по арендной плате и на дату рассмотрения судом первой инстанции вопроса о завершении процедуры принудительной ликвидации ликвидатором не были произведены расчеты с Комитетом (т. 172, л.д. 57), отклонены арбитражным апелляционным судом по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем восьмым статьи 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсными кредиторами являются кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.
В силу пункта 1 статьи 189.96 Закона о банкротстве расчеты с кредиторами производит конкурсный управляющий в соответствии с реестром требований кредиторов.
Таким образом, необходимым условием для проведения ликвидатором МКБ "ОДИНБАНК" (ООО) - Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" расчетов с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области является предъявление Комитетом в установленном Законом о банкротстве порядке своих требований к МКБ "ОДИНБАНК" (ООО) и включение их в реестр требований кредиторов Банка.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что на дату рассмотрения арбитражным судом первой инстанции вопроса о завершении процедуры принудительной ликвидации МКБ "ОДИНБАНК" (ООО) требования Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области были включены в реестр требований кредиторов Банка.
Порядок предъявления кредиторами требований о включении в реестр требований кредиторов кредитной организации, а также порядок рассмотрения таких требований установлены статьей 189.85 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно п. 1 ст. 189.85 Закона о банкротстве кредитор вправе предъявить свои требования к кредитной организации в любой момент в ходе конкурсного производства, а также в порядке, установленном статьей 189.32 настоящего Федерального закона, в период деятельности в кредитной организации временной администрации по управлению кредитной организацией.
Таким образом, требование кредиторов предъявляется непосредственно конкурсному управляющему банком (либо временной администрации).
Указанные требования предъявляются конкурсному управляющему наряду с приложением вступивших в силу решений суда, арбитражного суда, определений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда или иных судебных актов, а также подлинных документов либо их надлежащим образом заверенных копий, подтверждающих обоснованность этих требований (абзац третий пункта 1 статьи 189.85 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 4 статьи 189.85 Закона о банкротстве предъявленное в ходе конкурсного производства требование кредитора рассматривает конкурсный управляющий банком.
По результатам рассмотрения требования кредитора не позднее 30 рабочих дней со дня получения этого требования конкурсный управляющий вносит его в реестр требований кредиторов в случае обоснованности предъявленного требования.
В тот же срок конкурсный управляющий банком уведомляет соответствующего кредитора о включении его требований в реестр требований кредиторов банка, либо об отказе в таком включении в указанный реестр либо о включении в этот реестр требований в неполном объеме.
В случае внесения требования кредитора в реестр требований кредиторов банка кредитору направляется соответствующее уведомление, в котором указываются сведения о размере и составе его требования к кредитной организации, а также об очередности его удовлетворения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 189.85 Закона о банкротстве возражения по результатам рассмотрения конкурсным управляющим требования кредитора могут быть заявлены в арбитражный суд кредитором не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней со дня получения кредитором уведомления конкурсного управляющего о результатах рассмотрения этого требования.
Требования кредиторов, по которым заявлены возражения, рассматриваются арбитражным судом в порядке, установленном статьей 60 настоящего Федерального закона. По результатам такого рассмотрения выносится определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов (п. 7 ст. 189.85 Закона о банкротстве).
Как следует из материалов настоящего дела, 6 августа 2015 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в адрес ликвидатора МКБ "ОДИНБАНК" (ООО) - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" было направлено требование о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по уплате арендной платы за пользование земельным участком по договору N 1258 от 21.06.2003 г. (т. 172, л.д. 37-42).
По результатам рассмотрения указанного требования ликвидатором отказано в установлении требований Комитета в сумме 10 787 768,29 рублей, что подтверждается Уведомлением от 14.08.2015 N 37К/71840 (т. 172, л.д. 45).
В связи отказом ликвидатора во включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по арендной плате у Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района в силу п. 5 ст. 189.85 Закона о банкротстве возникло право на обращение в арбитражный суд с возражениями по результатам рассмотрения ликвидатором предъявленных требований.
Однако доказательства, подтверждающие обращение Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района в рамках настоящего дела в арбитражный суд с возражениями на отказ ликвидатора в установлении требований в сумме 10 784 768, 29 рублей в порядке статьи 60 Закона о банкротстве и возбуждения арбитражным судом производства по рассмотрению возражений до рассмотрения арбитражным судом первой инстанции вопроса о завершении процедуры принудительной ликвидации, в материалах дела отсутствуют.
Арбитражному апелляционному суду такие доказательства также не представлены.
Из материалов дела также следует, что 10 августа 2015 года, то есть до истечения срока рассмотрения ликвидатором заявленных Комитетом требований Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района обратился в общеисковом порядке в Арбитражный суд Московской области с иском взыскании задолженности по уплате арендной платы в сумме 8 033 279 руб. 50 коп. за период с 01.04.2009 по 09.08.2013 г. (до даты отзыва у МКБ "ОДИНБАНК" (ООО) лицензии на осуществление банковских операций) (т. 172, л.д. 102-108).
Определением Арбитражного суда Московской области от 12 августа 2015 года по делу N А41-61491/15 указанное исковое заявление принято к производству (т. 172, л.д. 102-103).
Между тем, согласно пункту 1 статьи 189.93 Закона о банкротстве в целях настоящего Федерального закона размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей кредитной организации, за исключением текущих обязательств, предусмотренных статьей 189.84 настоящего Федерального закона, определяется на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 189.76 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" со дня принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, за исключением требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, а также требований по текущим обязательствам, предусмотренным статьей 189.84 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в деле о банкротстве в порядке, установленном статьями 189.73 - 189.101 настоящего Федерального закона.
О взыскании задолженности по уплате арендной платы в качестве текущих платежей Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района в рамках дела N А41-61491/15 не заявил (т. 172, л.д. 104-108).
При указанных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района не является кредитором МКБ "ОДИНБАНК" (ООО) в смысле статьи 2 Закона о банкротстве.
Оценив в совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание отсутствие доказательств того, что требования Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района были в установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" порядке включены в реестр требований кредиторов МКБ "ОДИНБАНК" (ООО), арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что, обратившись с настоящей апелляционной жалобой, Комитет не доказал, каким образом были нарушены его права и законные интересы определением суда первой инстанции о завершении в отношении Банка процедуры принудительной ликвидации.
Таким образом, оснований для отмены определения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, 223, п. 1 ч. 4 ст. 272, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Московской области от 17 августа 2015 года по делу N А41-42220/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в месячный срок в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
В.П. Быков |
Судьи |
В.П. Мизяк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-42220/2013
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 ноября 2015 г. N Ф05-16693/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "ИК "ОЭМК-Инвест", ЗАО "Инвестиционная компания "ОЭМК-Инвест", ОАО "Группа Черкизово", Центральный банк Российской Федерации в лице Московского ГТУ Банка России
Ответчик: ГК Агенство по страхованию вкладов, ООО Муниуипальный Коммерческий банк "Одинцовский Инвестиционный Банк Экономического развития Центрального региона" (ООО МКБ "ОДИНБАНК"), ООО Муниципальный Коммерческий банк "Одинцовский Инвестиционный Банк Экономического развития Центрального региона" (ООО МКБ "ОДИНБАНК")
Третье лицо: ГК "Агенство по страхованию вкладов", Конкурсный кредитор: ОАО "Группа Черкизово", Ликвидатор: Государственная корпорация "Агенство по страхованию вкладов", ОАО "Группа Черкизово"
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16693/15
12.10.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10963/15
07.11.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-12284/14
10.10.2013 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-42220/13