город Омск |
|
13 октября 2015 г. |
Дело N А46-16910/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7611/2015) открытого акционерного общества "Агросервис" на решение Арбитражного суда Омской области от 25.05.2015 по делу N А46-16910/2014 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Агросервис" (ОГРН 1025501857281, ИНН 5528002319) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Омска, общества с ограниченной ответственностью "Терпланстрой", о признании недействительным распоряжения,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Агросервис" - Пензин В.И. (личность удостоверена паспортом, по доверенности б/н от 12.01.2015 сроком действия один год); Лушкова А.Я. (личность удостоверена паспортом, по доверенности б/н от 12.11.2014 сроком действия один год);
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Наумкина П.А. (по удостоверению, по доверенности N Исх-ДИО/21305 от 18.12.2014 сроком действия один год);
от Администрации города Омска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Терпланстрой" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
Открытое акционерное общество "Агросервис" (далее - ОАО "Агросервис", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации города Омска (далее - Администрация) о признании недействительным распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент) от 16.12.2008 N 14107-р.
Определением суда от 15.01.2015 к участию в деле в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве заинтересованного лица был привлечён Департамент имущественных отношений Администрации города Омска. Судебным актом от 26.02.2015 к участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Терпланстрой" (далее - ООО "Терпланстрой").
Протокольным определением Администрация города Омска исключена из числа заинтересованных лиц; привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Омской области от 25.05.2015 по делу N А46-16910/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Агросервис" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заявителем указано на то, что Департамент вышел за рамки своей компетенции, утвердив обжалуемым распоряжением схему земельного участка, расположенного вне территории муниципального образования, органом местного самоуправления которого он является, тем самым изменил границы между муниципальными образованиями (городом Омском и Омским районом), нарушив статью 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
По убеждению подателя жалобы, распоряжение Департамента N 14107-р лишило заявителя возможности реализовать свое право бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок 55:20:000000:4294, право на согласование его границ, права на распоряжение им или его частями.
В представленном до начала судебного заседания отзыве Департамент просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель ООО "Агросервис" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Департамента возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Заявителю на основании постановления главы Администрации Омского района от 27.02.1996 N 38-п на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 3,46 га, предоставленный для производственных целей (свидетельство от 07.04.1998 N 50084).
Государственный кадастровый учёт земельного участка осуществлён 07.04.1998, участку присвоен номер 55:20:00 00 00:4294. Как следует из кадастровой выписки о земельном участке от 30.08.2013 N 55/201/13-237333, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (графа 15).
19.09.2013 ОАО "Агросервис" обратилось в адрес государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" с заявкой на выполнение кадастровых работ, необходимых для уточнения данных для постановки земельного участка заявителя на кадастровый учёт.
Впоследствии общество обратилось в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (далее - Кадастровая палата) с заявлением N 55-0-1-125/3002/2014-448 от 24.01.2014 о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости.
На основании предоставленных документов Кадастровой палатой 11.02.2014 было вынесено решение N 55/14-12295 о приостановлении осуществления кадастрового учёта. В качестве обоснования указано следующее.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 26 Закона о кадастре имеются основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учёта изменений земельного участка с кадастровым номером 55:20:00 00 00:4294 в связи с тем, что одна из границ земельного участка пересекает границы муниципального образования и (или) границы населённого пункта.
Границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером 55:20:00 00 00:4294, определённые в соответствии с представленным межевым планом, пересекают границу населённого пункта д. Приветная Омского муниципального района Омской области, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с решением Совета Лузинского сельского поселения от 10.03.2009 N 12-р.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 26 Закона о кадастре граница уточняемого земельного участка 55:20:00 00 00:4294, в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости, пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:10 11 02:547, 55:20:10 04 01:2032, 55:36:19 08 04:1025, 55:36:19 08 04:1024, 55:36:19 08 04:1018.
Возможной причиной возникновения вышеуказанных обстоятельств послужила ошибка, допущенная кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении уточняемого земельного участка, либо в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:10 11 02:547, 55:20:10 04 01:2032, 55:36:19 08 04:1025, 55:36:19 08 04:1024, 55:36:19 08 04:1018.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 26 Закона о кадастре выявлено противоречие между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учёта документах, и кадастровым сведениям о данном объекте недвижимости.
По сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 55:20:00 00 00:4294 учтён в кадастровом районе 55:20. Согласно сведениям, содержащимся в представленном межевом плане, уточняемый земельный участок определяется в границах кадастровых районов 55:20 и 55: 36.
Решением от 12.05.2014 N 55/14-43640 Кадастровая палата отказала заявителю в учёте изменений объекта недвижимости.
Из письма Кадастровой палаты от 02.06.2014 N 5186-10-иш общество узнало о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:19 08 04:1024 и 55:36:19 08 04:1025 поставлены на государственный кадастровый учёт на основании заявления от 02.06.2010 N 5536/111/10-531 и межевого плана от 20.05.2010, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью "ГеБ" (далее - ООО "ГеБ") в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путём раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 08 04:1017, принадлежащего Шедель И.В. на праве собственности согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28.09.2009.
Сведения о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 08 04:1017 внесены в государственный кадастр недвижимости на основании заявления от 20.02.2009 N 5536/102/09-297, поданного Шедель И.В. и Описания земельных участков от 12.02.2009, подготовленного ООО "ГеБ" в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка согласно распоряжению Департамента от 16.12.2008 N 14106-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно нежилого строения с почтовым адресом: г.Омск, Ленинский административный округ, микрорайон Входной, дом 32/2".
Согласно документов, содержащихся в кадастровом деле объекта недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 55:36:19 08 04:1018 был образован из земель, находящихся в государственной собственности и не закреплённых за конкретными лицами, заказчиком кадастровых работ в отношении данного земельного участка является Горяинов Д.С. Сведения о местоположении границ внесены в государственный кадастр недвижимости на основании заявления от 14.02.2009 N 5536/102/09-305, поданного Горяиновым Д,С. и Описания земельных участков от 12.02.2009, подготовленного ООО "ГеБ" в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка, согласно распоряжению Департамента от 16.12.2008 N 14107-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно нежилого строения с почтовым адресом: г.Омск, Ленинский административный округ, микрорайон Входной, дом 32/1". На данный земельный участок зарегистрировано право собственности ООО "Терпланстрой".
Сопроводительным письмом от 11.09.2014 N Исх-АГ/19-4699 Администрация направила в адрес заявителя распоряжение Департамента от 16.12.2008 N14107-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местоположение земельного участка установлено относительно нежилого строения с почтовым адресом: Омская область, город Омск, Ленинский административный округ, микрорайон Входной, дом 32/1", которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из кадастрового квартала с кадастровым номером 55:36:19 08 04, относящегося к категории земель населённых пунктов, под здание тёплой стоянки, и установлен вид использования земельного участка - для размещения гаражей и автостоянок.
Считая указанное распоряжение Департамента незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием за защитой нарушенного права.
25.05.2015 Арбитражный суд Омской области вынес обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене по следующим основаниям.
По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий.
Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложено на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом законность и обоснованность вынесенных актов (совершённых действий) проверяются исходя из законодательства и обстоятельств, существовавших на момент принятия оспариваемых ненормативных правовых актов (совершения действий). Указанный вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 и в пункте 3 Постановления Пленума от 18.12.2007 N 65.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В случае, если не осуществлён государственный кадастровый учёт земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьёй 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдаёт заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу частей 3 и 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ).
Согласно статье 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете соответствующих изменений земельного участка, является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.
В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если: 1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения; 2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 8 статьи 39).
В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны: 1) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона; 2) сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона; 3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков); 4) порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения; 5) место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ; 6) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) возражений после ознакомления с проектом межевого плана (часть 9 статьи 39).
Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не позднее чем за тридцать дней до дня проведения данного собрания. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания (часть 10 статьи 39).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В акте согласования местоположения границ спорного земельного участка (л.д. 83 т. 1) отсутствует подпись надлежащего представителя ОАО "Агросервис", а также в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения ОАО "Агросервис" о необходимости согласования местоположения границ спорного земельного участка (вручение под расписку, направление по почтовому адресу посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам электронной почты).
Публикация в газете "Омский вестник" от 26.12.2008 (л.д. 165 т. 1) таким извещением считаться не может, так как рассматриваемый случай не подпадает под случаи, указанные в части 8 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, когда такая публикация допускается.
Кроме того, в названной публикации отсутствуют сведения, предусмотренные пунктами 1-6 части 9 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Вывод суда первой инстанции о том, что при образовании земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 08 04:1018 не требовалось обязательного согласования с ОАО "Агросервис" как правообладателя смежного земельного участка, поскольку границы земельного участка, принадлежащего заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования не установлены, в связи с чем невозможно определить их расположение и установить, является ли земельные участки смежными, не соответствует обстоятельствам дела.
Так, из плана землепользования предприятия (л.д. 61 т. 1) и экспликации к паспорту предприятия (л.д. 80 т. 2) видно, что здание теплой стоянки, для использования которой сформирован спорный земельный участок, расположено практически посредине земельного участка, занятого строениями, принадлежащими ОАО "Агросервис".
Более того, в схеме границ объекта землеустройства (л.д. 49 т. 2), являющейся приложением к заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка (л.д. 42 т. 2) и в акте согласования границ земельного участка (л.д. 83 т. 1) прямо указано, что формируемый земельный участок от т.н.1 до т.н.7 и от т.н.14 до т.н.1 граничит с участком ОАО "Агросервис".
Суд апелляционной инстанции находит также обоснованными доводы подателя жалобы о том, что Департамент не подтвердил полномочия лица, подписавшего оспариваемое распоряжение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
На основании действовавшего в рассматриваемый период Положения о Департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденного постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 N 395-п, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - департамент) является структурным подразделением Администрации города Омска (пункт 1).
Департамент наделяется правами юридического лица в соответствии с настоящим Положением (пункт 4).
Департамент возглавляет директор департамента, который по должности является заместителем Мэра города Омска. Директор департамента назначается на должность и освобождается от должности Мэром города Омска (пункт 5).
Директор департамента имеет первого заместителя директора департамента и заместителей директора департамента, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Мэром города Омска по представлению директора департамента (пункт 6).
Первый заместитель директора департамента исполняет обязанности директора департамента в период его отсутствия (отпуск, болезнь, командировка и т.п.) (пункт 7).
Распоряжение от 16.12.2008 N 14107-р подписано первым заместителем директора Департамента имущественных отношений Администрации города Омска Меренковым В.А., однако Департамент не представил ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции какие-либо пояснения и доказательства, подтверждающие полномочия данного лица в рассматриваемый период времени на подписание оспариваемого распоряжения.
Таким образом, Департамент не подтвердил, что распоряжение подписано уполномоченным на то лицом.
Данному факту суд первой инстанции не дал какой-либо оценки в обжалуемом решении.
При указанных выше обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит требования ОАО "Агросервис" подлежащими удовлетворению, а решение Арбитражного суда Омской области подлежащим отмене.
Что касается доводов подателя жалобы о том, оспариваемым распоряжением Департамент утвердил схему земельного участка, расположенного вне территории муниципального образования город Омск, то суд апелляционной инстанции находит их несоответствующими действительности.
Так, из публичной кадастровой карты (http://maps.rosreestr.ru), Генерального плана города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 47, приложения N 1 "Карта градостроительного зонирования территорий города Омска" к Правилам землепользования и застройки города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, следует, что спорный земельный участок кадастровый номер 55:36:190804:1018 находится на территории микрорайона Входной Ленинского административного округа города Омска.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с удовлетворением заявленных требований и апелляционной жалобы судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заинтересованное лицо.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Агросервис" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Омской области от 25.05.2015 по делу N А46-16910/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования открытого акционерного общества "Агросервис" удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение первого заместителя директора Департамента имущественных отношений Администрации города Омска Меренкова В.А. от 16.12.2008 N 14107-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местоположение земельного участка установлено относительно нежилого строения с почтовым адресом: Омская область, город Омск, Ленинский административный округ, микрорайон "Входной", дом 32/1".
Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) в пользу открытого акционерного общества "Агросервис" (ОГРН 1025501857281, ИНН 5528002319) судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций в размере 3 500 рублей 00 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16910/2014
Истец: ОАО "Агросервис"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОМСКА, Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска
Третье лицо: Администрация города Омска, Департамент имущественных отношений администрации города Омска, Общество с ограниченноц ответственностью "Терпланстрой", ООО "Терпланстрой", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" лице филиала по Омской области, ГП Омский центр технической инвентаризации и землеустройства, Казенноу учреждение города Омска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области