г. Ессентуки |
|
12 октября 2015 г. |
Дело N N А63-6523/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Днепровским А.О., при участии: от закрытого акционерного общества "Водная компания "Старый источник" (г. Минеральные Воды, ОГРН 1022601450838, ИНН 2630024445): Вышегородцевой А.В. - представителя по доверенности от 05.10.2015; от государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (г. Ставрополь, ОГРН 1022601934630, ИНН 2635040105): Бондаревой В.В. - представителя по доверенности N 157-ю от 03.02.2015, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Водная компания "Старый источник" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.07.2015 по делу N А63-6523/2015, рассмотренного в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к закрытому акционерному обществу "Водная компания "Старый источник" (далее - общество) о взыскании задолженности за период с 01.03.2014 по 01.11.2014 в размере 194 795 руб. 01 коп., уплаченной государственной пошлины в размере 6 843 руб. 85 коп.
Решением от 29.07.2015 заявленные требования удовлетворены. Суд взыскал с ответчика в пользу истца долг задолженность за период с 01.03.2014 по 01.11.2014 в размере 194 795 руб. 01 коп., в возмещение уплаченной государственной пошлины 6 843 руб. 85 коп.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятое решение, сославшись на необоснованное начисление платы за прием сточных вод исходя из 100 % потребленной воды, поскольку указанное не согласовано сторонами в договоре.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, 29 февраля 2012 года между предприятием и обществом заключен договор на отпуск (получение) воды и приём (сброс) сточных вод N 7,.предметом которого является отпуск питьевой воды ответчику, прием истцом сточных вод от ответчика, отбор проб сточных вод и проведение их анализов, взимание платы за сброс загрязняющих веществ (п. 1.1).
В соответствии с условиями договора и протокола разногласий к нему, истец обязался принимать сточные воды в систему канализации, а ответчик обязался ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за расчетным производить оплату за сброшенные сточные воды.
Пунктом 3.1 договора предусмотрено, что учет количества потребленной воды и сброшенных сточных вод определяется по показаниям прибора учёта, установленных в соответствии с выданными предприятием ВКХ техническими условиями и расположенных на границе эксплуатационной ответственности водопроводных и канализационных сетей.
Количество сточных вод, сбрасываемых в систему канализации принимается равным 80 % от количества израсходованной (потребленной) питьевой воды, полученной из всех источников водоснабжения (п. 3.2).
Пункт 3.2 договора был изложен на основании действующего на момент заключения договора пункта 56 "Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), в котором указано, что при использовании абонентом воды в составе выпускаемой продукции, пользовании водой из разных источников водоснабжения, включая получение горячей воды от теплоснабжающей организации, наличии нескольких выпусков в систему коммунальной канализации и (или) в иные приемники сточных вод объем фактического сброса сточных вод в систему коммунальной канализации рассчитывается по данным баланса водопотребления и водоотведения абонента.
В результате произведенного истцом расчета в договоре было указано, что количество сброшенных сточных вод принимается равным 80 % от количества израсходованной (потребленной) питьевой воды, полученной из всех источников водоснабжения.
29 января 2014 года ответчику направлен проект единого договора холодного водоснабжения и водоотведения (письмо N 772 от 27.01.2014), отвечающий условиям типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения от 29.07.2013 N645.
После направления истцом 29.01.2014 проекта договора холодного водоснабжения и водоотведения ответчик не представил в течении 30 дней подписанный единый договор холодного водоснабжения и водоотведения N 7 от 01.01.2014, либо предложение об изменении представленного проекта договора.
Истец произвел ответчику начисления за водоотведение по направленному проекту договора в соответствии с действующим на период образования задолженности законодательством.
Ответчик оплатил услуги водоотведения по договору на отпуск (получение) воды и приём (сброс) сточных вод N 7 от 29.02.2012 за 80 % сбрасываемых в систему канализации сточные воды.
В связи с тем, что в нарушение действующего законодательства и договорных обязательств, оплата за услуги по водоснабжению и водоотведению ответчиком производилась не в полном объеме, образовалась задолженность в размере 194 795 руб. 01 коп. за период с 01.03.2014 по 01.11.2014.
Не оплата спорной задолженности явилась основанием для обращения предприятия в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований в части основного долга, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан производить оплату фактически принятого количества энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения, применяются положения Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), установленные в отношении энергетических ресурсов. Потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2 статьи 5, статья 13 указанного Закона).
Законодательство допускает ведение коммерческого учета энергоресурсов расчетным путем в оговоренных в законе случаях. В то же время этот способ учета является временным, а безусловный приоритет отдается учету по приборам. К тому же законодатель указал, что расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Отношения абонентов (заказчиков) и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируют Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
В пункте 1 этих Правил дано понятие средства измерения (прибора) - это техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее и (или) хранящее единицу физической величины, размер которой принимается неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение определенного интервала времени, и разрешенное к использованию для коммерческого учета.
В соответствии с пунктами 32, 33, 39 - 41, 69 Правил N 167 абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод. Оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено названными Правилами или договором. Количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерений, за исключением случаев, установленных Правилами. Задвижки на обводных линиях должны быть опломбированы организацией водопроводно-канализационного хозяйства; целостность пломб обеспечивается назначенным абонентом ответственным лицом; приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства; неопломбированные средства измерений в эксплуатацию не допускаются.
Пунктом 88 Правил N 167 установлена обязанность абонента (заказчика) своевременно производить оплату организации водопроводно-канализационного хозяйства за полученную питьевую воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества.
В силу пункта 32 названных Правил абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод.
На основании пункта 35 Правил N 167 ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета, а также за своевременную поверку средств измерений, установленных на узлах учета, несет абонент.
В силу пункта 41 названных Правил приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. Средства измерений должны быть проверены и опломбированы.
Количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерений, за исключением случаев, установленных названными Правилами (пункт 33 Правил N 167).
Согласно пункту 56 указанных Правил N 167 в случае временного отсутствия у абонента средств измерений сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации, эти объемы допускается принимать равными объемам воды, полученной абонентом и его субабонентами из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение), учтенным средствами измерений. При использовании абонентом воды в составе выпускаемой продукции, пользовании водой из разных источников водоснабжения, включая получение горячей воды от теплоснабжающей организации, наличии нескольких выпусков в систему коммунальной канализации и (или) в иные приемники сточных вод объем фактического сброса сточных вод в систему коммунальной канализации рассчитывается по данным баланса водопотребления и водоотведения абонента. В этом случае абонент обязан в согласованные с организацией водопроводно-канализационного хозяйства сроки представить ей необходимые для расчета данные.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 пункт 56 Правил N 167 утратил силу.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 утверждены Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод (далее - Правила N 776).
В соответствии с пунктом 23 Правил N 776 при отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета (в том числе при демонтаже прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом организации, осуществляющей водоотведение, о временном прекращении сброса сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III настоящих Правил.
Таким образом, в связи с внесенными изменениями, действующим законодательством исключена возможность уменьшать количество сброшенных сточных вод при использовании абонентом воды в составе выпускаемой продукции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товара, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные Правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом, исходя из пункта 6 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, иными правовыми актами являются, в том числе, постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы гражданского права.
В статье 1, в пункте 1 части 2.1 статьи 4 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" (далее Закон N 416), закреплено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения; к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится утверждение Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Следовательно, к отношениям по договору водоснабжения и водоотведения, не урегулированным Законом N 416-ФЗ, применяются иные правовые акты, в рассмотренном случае - Правила N 776.
В соответствии с пунктом 1.2 договора стороны обязались руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами по водоснабжению и водоотведению.
С учетом условий договора и факта действия в спорный период правового акта - Правил N 776 к правоотношениям сторон в рассмотренный период следует применять положения Правил N 776, в том числе и в отношении определения количества сброшенных сточных вод.
Таким образом, действующее законодательство в области водоснабжения и водоотведения применяется в не зависимости от условий ранее заключенных договоров.
Кроме того, с вступлением в силу Закона N 416-ФЗ, постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (далее - Правила N 644), постановления Правительства РФ Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения от 29.07.2013 N 645 изменена процедура заключения договоров на услуги водоснабжения и водоотведения, а также утверждены формы договоров водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 644 холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
В пункте 5 Правил N 644 указано, что договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 утверждены типовые договора в области холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 644 одним из оснований для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации после выбора такой организации).
29 января 2014 года ответчику направлен проект единого договора холодного водоснабжения и водоотведения (письмо N 772 от 27.01.2014), отвечающий условиям типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" от 29.07.2013 N 645.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 644 абонент в течение 30 дней со дня поступления проектов договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения обязан подписать оба экземпляра каждого проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора организации водопроводно-канализационного хозяйства с приложением к такому договору документов, подтверждающих правомочия лица, действующего от имени абонента и подписавшего договор.
В случае если по истечении 30 дней со дня поступления абоненту от организации водопроводно-канализационного хозяйства проектов указанных договоров абонент не представил подписанные договоры либо предложение об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", Правил N 644 и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством Российской Федерации (в части условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом), такие договоры считаются заключенными на условиях, содержащихся в договорах, представленных организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
После направления истцом 29 января 2014 года проекта договора холодного водоснабжения и водоотведения ответчик не представил в течении 30 дней подписанный единый договор холодного водоснабжения и водоотведения N 7 от 01.01.2014, либо предложение об изменении представленного проекта договора.
В связи с чем, в соответствии с пунктом 12 Правил N 644, направленный в адрес ответчика единый договор холодного водоснабжения и водоотведения N 7 от 01.01.2014 считается заключенным.
Согласно пункту 16 единого договора холодного водоснабжения и водоотведения N 7 от 01.01.2014 для учета объемов поданной абоненту холодной воды и объема принятых сточных вод стороны используют приборы учета, если иное не предусмотрено правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 23 Правил N 776 при отсутствии у абонента прибора учета объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III настоящих Правил.
Таким образом, в спорный период действовал договор холодного водоснабжения и водоотведения, предусматривающий условие об определении объема сброшенных сточных вод в соответствии с Правилами N 776.
При таких обстоятельствах, истец обоснованно произвел начисления за водоотведение по направленному ответчику проекту договора в соответствии с действующим на период образования задолженности законодательством.
Доводы о необходимости при расчетах за водоотведение руководствоваться положениями договора от 29.02.2012 N 7 обоснованно не приняты во внимание судом первой инстанции, как и не принимаются апелляционным судом, по вышеприведенным мотивам, и заключением между сторонами нового договора холодного водоснабжения и водоотведения N 7 от 01.01.2014. Кроме того, положения договора от 29.02.2012 N 7 противоречит требованиям вступивших в действие с сентября 2013 года Правил N 776.
Как правильно указал суд первой инстанции, доказательств соблюдения требования действующего законодательства об осуществлении абонентом оплаты за услуги по водоснабжению и водоотведению не представлено, в связи с чем требования истца в части долга за период с 01.03.2014 по 01.11.2014 по оказанным услугам обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства. При этом, в жалобе не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов суда первой инстанции о применении нормы права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом всех установленных обстоятельств, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение от 29.07.2015 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятию нового судебного акта не имеется, в связи с чем в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 229, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.07.2015 по делу N А63-6523/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции при наличии процессуальных нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-6523/2015
Истец: ГУП СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СТАВРОПОЛЬКРАЙВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ЗАО "Водная компания "Старый источник"