г. Воронеж |
|
14 октября 2015 г. |
Дело N А35-1247/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.10.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.10.2015.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Семенюта Е.А., Протасова А.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Щигровская управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 4628006731, ОГРН 1084628000203):
от Государственной жилищной инспекции Курской области: |
Краснобаева Г.В., представителя по доверенности N 1 от 12.01.2015;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Щигровская управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Курской области от 21.07.2015 по делу N А35-1247/2015 (судья Лымарь Д.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Щигровская управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 4628006731, ОГРН 1084628000203) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Курской области от 13.11.2014 N 6533,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Щигровская управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ООО "ЩУК ЖКХ", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Курской области (далее - Инспекция, ГЖИ Курской области) от 13.11.2014 N 6533.
Решением Арбитражного суда Курской области от 21.07.2015 в удовлетворении заявления отказано полностью.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ЩУК ЖКХ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что площади чердаков и подвалов многоквартирного дома входят в состав общего имущества многоквартирного дома и поэтому должны быть учтены при расчете.
Заявитель ссылается на правильность произведенного Обществом расчета размера платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, считает, что в данном случае для расчета количества электроэнергии, предоставленной на ОДН должен определяться по формуле N 12 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО "ЩУК ЖКХ" поддержал доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, просил отменить его полностью и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ГЖИ Курской области не явился, о слушании дела ГЖИ Курской области извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении апелляционной жалобы без участия ее представителя.
В порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанного лица, извещенного надлежащим образом.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель ГЖИ Курской области полностью соглашается с выводами суда первой инстанции, полагает обжалуемое решение законным и обоснованным, при этом указывает, что ООО "ЩУК ЖКХ" при начислении платы по коммунальной услуге электроснабжение на ОДН применяло к расчету завышенную площадь, входящую в состав общего имущества многоквартирного дома, включив в нее площадь чердаков и подвалов, что противоречит действующему федеральному законодательству и, соответственно, влечет за собой нарушение установленного порядка начисления платы за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, определенного Правилами N 354, что в свою очередь, выражается в неоправданном завышении платы граждан за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН.
В судебном заседании апелляционной инстанции 30.09.2015 был объявлен перерыв до 07.10.2015 (выходные дни - 03.10.2014, 04.10.2015).
В ходе судебного заседания судом установлено следующее:
ООО "ЩУК ЖКХ" расположено по адресу: 306530, Курская область, город Щигры, улица Большевиков, дом 10а, зарегистрировано в качестве юридического лица 24.06.2008 за ОГРН 1084628000203, ИНН 4628006731.
В адрес ГЖИ Курской области 16.10.2014 через Администрацию Курской области поступило обращение Волковой В.П., проживающей в квартире 13 дома N 14 по улице Дзержинского города Щигры, по вопросу правильности и обоснованности начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению, приходящейся на общедомовые нужды, производимого ООО "ЩУК ЖКХ".
Распоряжением заместителя начальника государственной жилищной инспекции Курской области А.С. Щербаковым от 06.11.2014 N 6533 в отношении ООО "Щигровская управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" была назначена внеплановая документарная проверка с целью осуществления жилищного надзора за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг по обращению Волковой В.П., проживающей по адресу: Курская область, город Щигры, улица Дзержинского, дом N 4 14 квартира 13 (т.1 л.д.65-66).
В ходе проверки установлено, что многоквартирный дом N 14 по улице Дзержинского города Щигры, оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии: "Меркурий 201.2" N2217900/1 (коэф. трансформации-1), "Меркурий 201.2" N2217136/1 (коэф. трансформации-1).
В ходе проведения внеплановой документарной проверки жилищной инспекцией сделан вывод о том, что расчет платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, произведен Обществом с нарушением положений пункта 44 Правил N 354.
Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 13.11.2014 N 6533 (л.д. 68-72).
ГЖИ Курской области 13.11.2014 вынесено предписание N 6533 (л.д.12), которым управляющей организации предписано произвести перерасчет размера платы за электроэнергию на ОДН за январь-июль 2014, устранив выявленные в ходе проверки нарушения.
ООО "ЩУК ЖКХ", считая предписание ГЖИ Курской области от 13.11.2014 N 6533 незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным.
Арбитражный суд области, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из соответствия оспариваемого предписания закону и недоказанности заявителем нарушения его прав предписанием, т.е. отсутствия совокупности условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Общества, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующему:
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Правила N 354 закрепляют следующие понятия:
исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении;
коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Часть 1 статьи 36 ЖК РФ определяет, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В ходе проведения внеплановой проверки в отношении ООО "ЩУК ЖКХ" было установлено, что Обществом при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованным коллективным (общедомовым) прибором учета, в том числе для жительницы квартиры N 13 многоквартирного дома N 14 по улице Дзержинского города Щигры, не были учтены требования, установленные абзацем 2 пункта 44 Правил N 354, а именно - распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В материалах дела доказательства того, что такое решение принималось общим собранием собственников жилых и нежилых помещений дома N 4 по улице Макарова города Щигры, отсутствуют, заявителем в суд апелляционной инстанции такие доказательства также не представлены.
Материалы дела свидетельствуют, что управляющей компанией расчет платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, был осуществлен исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии.
При этом ООО "ЩУК ЖКХ" не было учтено, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 2 пункта 44 Правил N 354.
ГЖИ Курской области в ходе проведения внеплановой проверки было установлено, что объем коммунальной услуги по предоставлению электроэнергии за январь-июль 2014, предоставленный на общедомовые нужды и рассчитанный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, для жительницы квартиры N 13 многоквартирного дома N 14 по улице Дзержинского города Щигры, превысил объем данной коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Из расчетов ГЖИ Курской области, отраженных в акте проверки от 13.11.2014 N 6533 в отношении жительницы квартиры N 13 дома N 14 по улице Дзержинского города Щигры, следует, что размер платы за потребленный объем коммунального ресурса - электроэнергии за январь 2014 года должен был составить:
Индивидуальное потребление в помещении составило:
106кВт.ч.*3,05 руб.=323,30 руб.
Показания общедомовых приборов учета:
N 2217900/1:нач.пок. 71306, кон. пок. 72811, объем - 1505 кВт.ч.
N 2217136/1: нач.пок. 62411, кон. пок. 63685, объем - 1274 кВт.ч.
ОДН=ОПУ2779 кВт.ч.-МПУ1582 кВт.ч.=1197 кВт.ч.
ОДН по нормативу - 557,1*0,22=122,56 кВт.ч., так как по прибору учета превысил нормативный ОДН, то начисление производится по нормативу потребления.
ОДН=122,56 кВт.ч./695,3 м3*59,3м3*3,05 руб.=31,88 руб., где
122,56 - норматив потребления ОДН по дому;
695,3 - площадь жилых+нежилых помещений многоквартирного дома;
59,3 - площадь квартиры
ГЖИ Курской области установлено, что начисленный ООО "ЩУК ЖКХ" размер платы превышает вышеуказанный на 293,38 руб.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В качестве одного из сомножителей в данной формуле указан объем коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение. Данный показатель подлежит расчету в соответствии с формулами, установленными для определенного вида коммунальной услуги.
Так, для определения объема коммунального ресурса на общедомовые нужды, предоставляемого в отношении соответствующей коммунальной услуги в доме, оснащенном коллективным (общедомовым) прибором учета, используется формула 12 приложения N 2 к Правилам.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 12.12.2013 N АПЛ13-539 разъяснил, что данная формула распространяется на случаи, если исполнителем соответствующей коммунальной услуги является любое лицо (управляющая организация, ТСЖ, ресурсоснабжающая организация). В частности, объем (количество) электрической энергии, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, равен разности объема (количества) электрической энергии, потребленной за расчетный период в многоквартирном доме, определенного по показателям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, и сумм объемов потребленной электрической энергии во всех жилых и нежилых помещениях на основании как фактического учета, так и нормативного потребления многоквартирного дома, включая объемы электроэнергии, рассчитываемые в соответствии с пунктом 54 Правил.
Однако исключений, установленных абзацем 2 пункта 44 Правил N 354, а именно - факта принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 14 по улице Дзержинского города Щигры, проведенным в установленном порядке, решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, судом не установлено.
Доказательств, свидетельствующих о принятии общим собранием собственников многоквартирного дома N 14 по улице Дзержинского города Щигры решения о распределении объема коммунальной услуги на общедомовые нужды, не представлено ООО "ЩУК ЖКХ" в суд апелляционной инстанции не представлено, материалы настоящего дела таких доказательств не содержат.
Таким образом, поскольку абзац 2 пункта 44 Правил N 354 не устанавливает специальной формулы для определения размера платы на общедомовые нужды, рассчитанной по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме при отсутствии общедомового прибора учета, то объем по нормативам потребления рассчитывается в соответствие с формулой 15 приложения 2 к Правилам N 354, определен порядок расчета количества электроэнергии, предоставленной на ОДН за расчетный период и приходящейся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, т.е. нормативный:
,
где:
- норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;
- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам;
- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006, на территории Курской области утверждены нормативы потребления соответствующих видов коммунальной услуги.
Приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области N 44 от 03.07.2012 "Об утверждении нормативов потребления электрической энергии, используемой населением, при отсутствии приборов учета" утверждены и введены в действие с 01.09.2012 для населения Курской области прилагаемые нормативы потребления электрической энергии, используемой населением, при отсутствии приборов учета, определенные с помощью расчетного метода.
Приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 20.08.2012 N 64 утверждены и введены в действие с 01.01.2013 на территории Курской области прилагаемые нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях, по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды, по водоотведению в жилых помещениях, определенные с помощью расчетного метода.
ГЖИ Курской области установлено и подтверждается материалами дела, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за январь-июль 2014 года для жительницы квартиры N 13 многоквартирного дома N 14 по улице Дзержинского города Щигры, превысил объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, действующих на территории Курской области.
Факт несоблюдения заявителем требований пункта 44 Правил N 354 установлен ГИ Курской области в ходе проверки, подтвержден материалами дела и заявителем документально не опровергнут.
Таким образом, суд области пришел к правильному выводу, что ООО "ЩУК ЖКХ" в проверяемый период объемы коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, были неправомерно определены в соответствии с формулой N 12 Приложения N 2 к Правилам, предусмотренной для случаев, если в многоквартирном доме установлен общедомовой (коллективный) прибор учета коммунального ресурса.
При таких обстоятельствах, ГЖИ Курской области правомерно вынесено предписание N 6576 от 07.11.2014 в части пункта 1 с указанием на необходимость ООО "ЩУК ЖКХ" произвести в соответствии с подпунктом "г" пункта 31 Правил N 354, перерасчет платы за электроэнергию за август-октябрь 2014 года, устранив выявленные нарушения.
Доводы заявителя о том, что площади чердаков и подвалов многоквартирного дома входят в состав общего имущества многоквартирного дома и поэтому должны быть учтены при расчете, являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку суда, выводы которого соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Министерством регионального развития Российской Федерации в целях формирования единообразной практики применения Правил N 354 даны официальные разъяснения по вопросам учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Указанные разъяснения изложены в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.11.2012 N 29433-ВК/19 "О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды".
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства Регионального развития Российской Федерации N 29433-ВК/19 от 29.11.2012, в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (), необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды (пункты 4 и 21 приложения к Правилам установления и определения нормативов), нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях (пункт 5 приложения к Правилам установления и определения нормативов), нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды (пункты 7 и 27 приложения к Правилам установления и определения нормативов), нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (пункты 9 и 37 Приложения к Правилам установления и определения нормативов), так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 17 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг).
Таким образом, данными разъяснениями закреплен принцип одинакового состава помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления, так и при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Минрегион России в письме N 29433-ВК/19 от 29.11.2012 также разъяснил, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В качестве возможно примера состава помещений в письме Минрегиона России приведены площади тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала.
Следовательно, если при утверждении норматива потребления электроэнергии площади чердаков и подвалов не учитывались в акте об утверждении нормативов коммунальных услуг в составе помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, услуги по передаче электрической энергии подлежат оплате исходя из объема энергии, определенного без учета площади чердаков и подвалов.
С учетом вышеизложенного, в рассматриваемом случае определяющее значение имеет конкретный состав помещений, площади которых учитывались Комитетом ЖКХ и ТЭК Курской области, уполномоченным утверждать нормативы потребления (приказ Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области N 44 от 03.07.2012).
Приказом Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области N 12 от 25.02.2014 приложение N 2 "Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды" к приказу Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области N 44 от 03.07.2012 "Об утверждении нормативов потребления электрической энергии, используемой населением, при отсутствии приборов учета", было дополнено примечанием следующего содержания: "При расчете объемов потребления электрической энергии на общедомовые нужды учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирном доме (помещения в доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы)". Приказ Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области N 12 от 25.02.2014 вступил в силу с 01.03.2014, в связи с чем указанное примечание первоначально было введено в действие с указанной даты.
Приказом Комитета Жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 09.04.2014 N 26 "О внесении изменений в приказ от 03.07.2012 N 44 "Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды" данное примечание из Приложения N 2 к Приказу было исключено, при этом приказ N 26 от 09.04.2014, отменивший указанное выше примечание, согласно указанию в его пункте 2, вступил в силу с момента его подписания (09.04.2014) и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.03.2014.
Таким образом, является обоснованным вывод суда области о том, что, с учетом внесенных приказом N 26 от 09.04.2014 изменений, ранее внесенное приказом N 12 от 25.02.2014 примечание не подлежало применению с момента его внесения (с 01.03.2014), то есть не имело периода своего действия. Следовательно, при определении состава помещений многоквартирного дома, подлежащих учету при установлении норматива потребления электроэнергии и при расчете платы за электроэнергию на ОДН, содержанием указанного примечания руководствоваться нет правовых оснований, поскольку оно не подлежало применению к правоотношениям, возникшим с момента его введения в действие, т.е. с 01.03.2014.
При этом исключение данного примечания с момента его введения также означает, что площади чердаков и подвалов не подлежали учету при определении нормативов и, соответственно, при расчете платы за электроэнергию на ОДН, ни до 01.03.2014 (до даты введения примечания), ни после указанной даты.
Приказ Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области N 26 от 09.04.2014 является нормативным правовым актом, направленным на внесение изменений в текст ранее действовавшего другого нормативного правового акта - приказа от 03.07.2012 N 44 (в редакции приказов от 25.09.2012 N76, от 25.02.2014 N 12), и содержит непосредственное указание на распространение своего действия на правоотношения, возникшие с 01.03.2014.
Таким образом, правоотношения, возникшие с указанного периода, подпадают под его действие.
При этом письмо Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области N 07.2-06/647 от 25.02.2014, на которое ссылается заявитель, датировано ранее принятия приказа N 26 от 09.04.2014 и издано без его учета, а письмо Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области от 01.08.2014 N07.2-06/2623 противоречит нормативному акту, действие которого началось ранее указанной даты (приказу N 44 от 03.07.2012 в редакции приказа N 26 от 09.04.2014), в связи с чем, ссылки заявителя на письма Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области N 07.2-06/647 от 25.02.2014 и N 07.2-06/2623 от 01.08.2014 являются необоснованными.
Кроме того, апелляционная коллегия учитывает, что письмо Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области, на которое ссылается заявитель, не является нормативным правовым актом, носит разъяснительный характер, не распространяет свое действие на период августа-октября 2014 года, а, следовательно, не предусматривает правовых последствий.
Таким образом, начисление платы ООО "ЩУК ЖКХ" за коммунальную услугу электроснабжения за объем, определяемый как произведение норматива на площадь, где площадь учитывает чердаки и подвалы в многоквартирных жилых домах, в то время как при установлении нормативов и при их применении к конечным потребителям площадь учитывалась без чердаков и подвалов, противоречит действующему законодательству и неоправданно завышает плату граждан за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
С учетом изложенного, также подлежат отклонению доводы заявителя о том, что в подвале многоквартирного дома размещены инженерные сети холодного водоснабжения, канализации, системы центрального отопления, электроосвещения; на чердаке размещены шахты вентиляционных каналов.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал правомерными изложенные в оспариваемом предписании требования привести порядок расчета размера за электроснабжение на общедомовые нужды в соответствии с установленными требованиями.
Апелляционная коллегия полагает, что предписание N 6533 от 13.11.2014 по своему содержанию (закрепленному в нем требованию, адресованному обществу) соответствует характеру выявленного нарушения требований пункта 44 Правил N354, направлено на устранение нарушения, а также является реально исполнимым.
Оспариваемое предписание не изменяло характера, не увеличивало размера обязательств ООО "ЩУК ЖКХ", возложенных на него законодательством, не возлагало на него каких-либо новых обязательств.
Формулировка выданного предписания корректна и точна, поскольку содержит, какие конкретно действия необходимо произвести.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Содержащаяся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
С учетом изложенных норм права, анализа оспариваемого предписания, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оно отвечает критериям законности и исполнимости.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
С учетом изложенного, заявитель не доказал нарушение предписанием своих прав.
Таким образом, отсутствует наличие совокупности оснований, которые в силу положений статьи 198 АПК РФ могли позволить удовлетворить требования заявителя.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются апелляционным судом ввиду вышеизложенного, они не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При подаче апелляционной жалобы ООО "ЩУК ЖКХ" была уплачена госпошлина в сумме 3000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 654 от 17.08.2015.
Учитывая, что на момент обращения заявителя с апелляционной жалобой им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 21.07.2015 по делу N А35-1247/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Щигровская управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Щигровская управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 4628006731, ОГРН 1084628000203) излишне уплаченную по платежному поручению N 654 от 17.08.2015 государственную пошлину в размере 1500 рублей из доходов федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-1247/2015
Истец: ООО "Щигровская управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Курской области