Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 декабря 2015 г. N Ф01-5162/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
15 октября 2015 г. |
Дело N А28-14708/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вотинцевой А.А.,
при участии в судебном заседании представителя истца Белых Д.И., действующего на основании доверенности от 02.02.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Моспромстройматериалы-Вятка"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 17.07.2015 по делу N А28-14708/2014, принятое судом в составе судьи Вылегжаниной С.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Моспромстройматериалы-Вятка" (ОГРН 1044316564313; ИНН 4345089335)
к Министерству лесного хозяйства Кировской области (ОГРН 1074345003963; ИНН 4345164254)
об обязании внести изменения в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 12.01.2010 N 12-61,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Моспромстройматериалы-Вятка" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2 л.д. 103-111), к департаменту лесного хозяйства Кировской области (впоследствии - Министерство лесного хозяйства Кировской области, далее - ответчик, заявитель, Министерство) о внесении изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 12.01.2010 N 12-61.
29.06.2015 департамент лесного хозяйства Кировской области переименован в министерство лесного хозяйства Кировской области.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 17.07.2015 заявленные требования частично удовлетворены.
Общество с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Кировской области от 17.07.2015, удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
По мнению Общества, решение является незаконным и необоснованным. Заявитель не согласен с применением повышающего коэффициента индексации (1,37 в 2015 году, 1,43 в 2016 года и 1,49 в 2017 году) при расчете арендной платы. Как считает заявитель, пунктом 2.1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка, при этом внесение изменений в договор аренды на основании Постановления Правительства N 310 (коэффициент индексации) законом не предусмотрено. Учитывая, что арендная плата, установленная по результатам аукциона, была сформирована с учетом коэффициента 1,3 (на основании Постановления Правительства N 310), изменение условий аукциона путем применения иных коэффициентов недопустимо.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу доводы заявителя отклонил, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Министерство пояснило, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов установлены Постановлением Правительства N 310, а Постановлением Правительства N 947 предусмотрены коэффициенты к ставкам платы за использование лесов 1,37 в 2015 году, 1,43 в 2016 года и 1,49 в 2017 году. При этом применение данных коэффициентов при расчете арендной платы распространяется как на договоры аренды лесных участков, заключенные по результатам аукциона, так и без аукциона, что не противоречит положениям Лесного кодекса Российской Федерации. Увеличение минимального размера арендной платы в 2015 году обусловлено увеличением объемов изъятия лесных ресурсов. Размер арендной платы по договору аренды лесного участка не может быть ниже минимального размера, который определяется по ставкам, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ответчиком (арендодатель) и истцом (арендатор) на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 29.12.2009 N 12-6 (т. 1 л.д. 92) был заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 12.01.2010 N 12-61 (далее - договор аренды, т. 1 л.д. 68-84).
В соответствии с пунктами 1 и 2 договора аренды арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 7386 га, местоположение: Кировская область, Котельничский район, Котельничское лесничество, Сюзюмское участковое лесничество, кварталы 42-49; Щенниковское участковое лесничество, кварталы 86, 88, 89, 95-97, 104, 107-109, Черновское участковое лесничество, кварталы 8-10, 16, 17, 26-28, 37-40, 43-47.
В силу пункта 3 договора аренды схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и N 2 к договору (границы лесного участка определены на плане лесного участка, являющегося неотъемлемой частью настоящего договора).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи N 12-61/1, подписанному представителями сторон договора (т. 1 л.д. 80-81).
Срок действия договора аренды установлен 15 лет с даты его государственной регистрации (пункт 20 договора аренды).
22.11.2010 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области произведена государственная регистрация договора аренды, регистрационный номер 43-43-01/579/2010-369.
Согласно пункту 5 договора аренды арендная плата на момент подписания составила 2 922 206 рублей в год.
В соответствии со статьями 88 - 89 Лесного кодекса Российской Федерации и подпунктом "в" пункта 11 договора аренды истец разработал и представил арендодателю проект освоения лесного участка (т. 2 л.д. 1-42), который на основании распоряжения Департамента от 22.11.2013 N 625 получил положительное заключение государственной экспертизы (т. 2 л.д. 43-44).
26.11.2014 истец направил в адрес ответчика претензию об изменении условий договора аренды в связи изменением объема заготовки древесины согласно утвержденному проекту освоения лесов с приложением проекта Дополнительного соглашения к договору аренды от 12.01.2010 N 12-61 (т. 1 л.д. 57-66).
Письмом от 18.12.2014 Департамент сообщил истцу, что не согласен с размером арендной платы на 2015 год, предложенный в дополнительном соглашении (т. 1 л.д. 67).
Полагая, что изменение характеристик лесного участка влечет за собой и изменение размера арендной платы, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Проанализировав проекты изменения условий договора аренды и приложений к нему, а также проверив порядок определения (исчисления) размера арендной платы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что расчет платы, составленный ответчиком, соответствует требованиям нормативных актов и является верным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Требования по настоящему делу заявлены истцом о внесении изменений в договор аренды лесного участка на основании положений части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 250-ФЗ).
Наличие оснований для внесения изменений в договор аренды лесного участка применительно к заявленным истцом требованиям ответчиком не оспаривается, в отзыве на апелляционную жалобу Министерство просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Вместе с тем, истец не согласен с размером арендной платы на 2015-2017 годы, который был определен судом с учетом коэффициентов к ставкам платы за использование лесов, установленных постановлением Правительства N 947 в размере соответственно 1,37 в 2015 году, 1,43 в 2016 года и 1,49 в 2017 году.
Согласно пункту 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Согласно статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В силу пункта 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона. Результаты аукциона оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и его победителем в день проведения аукциона.
Аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины на "шаг аукциона" (часть 1 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 и пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается с лицом, предложившим наиболее высокую цену.
Заявитель полагает, что цена, предложенная им на аукционе, должна являться, по существу, фиксированной на весь период действия договора аренды (с учетом корректировки в рассматриваемом случае на соответствующий объем изъятия).
Исходя из пунктов 2, 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, при этом ставки платы для аренды лесов, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Указанные ставки платы, установленные Постановлением N 310, ежегодно индексируются, при этом с 2008 по 2014 годы указанная индексация предусматривалась Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, на период 2015-2017 годы индексация предусмотрена постановлением Правительства РФ от 17.09.2014 N 947 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Действительно, как обоснованно указывает заявитель, при определении начальной цены аукциона его организатор применил коэффициент 1,3 к ставкам платы за единицу объема древесины, установленных постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310, на основании Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (статья 3).
Заявитель полагает, что индексация может затрагивать исключительно договоры, заключенные без проведения аукциона, по которым арендная плата является регулируемой.
Между тем, существо индексации ставок платы заключается, по существу, в учете уровня инфляции в целях сохранения рыночного характера применяемых ставок в соответствующим периоде.
При согласовании цены аренды лесного участка стороны договора аренды в пункте 7 договора предусмотрели, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, изменение цены, определенной по итогам аукциона, а именно корректировка на соответствующий коэффициент, было изначально предусмотрено в проекте договора, содержащегося в составе аукционной документации, который в последующем был подписан арендатором без разногласий.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в период проведения аукциона действовало постановление Правительства РФ от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", пунктом 20 которого было предусмотрено, что подготовка и подписание договора на основании результатов аукциона по продаже права на заключение договора осуществляются в соответствии со статьей 80 Лесного кодекса Российской Федерации по форме примерного договора аренды лесного участка.
Пункт 7 формы примерного договора аренды лесного участка, утвержденной указанным постановлением Правительства, также предусматривал, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, вопреки мнению заявителя, индексация ставок платы за единицу объема лесного ресурса была предусмотрена соответствующей утвержденной формой договора, предполагаемой к использованию и при заключении договоров по итогам проведения аукциона.
С учетом срока действия договора аренды, установленного пунктом 20, а именно 15 лет с даты государственной регистрации, судебная коллегия полагает, что наличие индексации позволяет сохранить рыночный размер арендной платы, определенной по итогам аукциона, в течение срока действия договора; указанное условие соответствует требованиям законодательства и балансу интересов сторон в правоотношениях по долгосрочному договору аренды.
Таким образом, при изменении условий договора минимальный размер арендной платы, от которого с учетом шага аукциона рассчитывается размер арендной платы по договору, обоснованно определен Министерством с учетом коэффициентов индексации на соответствующий период, и правомерно принят судом первой инстанции как соответствующий требованиям законодательства и условиям договора.
Ссылки заявителя на судебную практику, сформированную по вопросу невозможности изменения арендной платы, установленной по результатам аукциона, являются необоснованными, так как указанная практика не касается вопросов индексации, производимой с учетом требований законодательства на основании условий договора и соответствующих индексов, утверждаемых в установленном порядке.
Таким образом, судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 17.07.2015 по делу N А28-14708/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Моспромстройматериалы-Вятка" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа. В этом случае кассационная жалоба (представление) подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в порядке и в сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-14708/2014
Истец: ООО "Моспромстройматериалы-Вятка"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Кировской области
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2016 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9819/16
16.09.2016 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-14708/14
27.07.2016 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-14708/14
29.12.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5162/15
15.10.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7631/15
17.07.2015 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-14708/14