город Ростов-на-Дону |
|
15 октября 2015 г. |
дело N А32-42576/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.Ю. Ефимовой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "НЭСК-электросети"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.08.2015 по делу N А32-42576/2014
по заявлению акционерного общества "НЭСК-электросети"
к заинтересованному лицу - Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ,
принятое в составе судьи Купреева Д.В.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "НЭСК-электросети" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - антимонопольный орган, управление) от 30.10.2014 по делу N 361А/2014.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано доказанностью наличия в действиях общества состава вмененного ему в вину административного правонарушения и отсутствием оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Акционерное общество "НЭСК-электросети" обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.08.2015 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна отсутствием ссылок в оспариваемом постановлении антимонопольного органа указания на наличие смягчающих обстоятельств, нарушением процессуальных прав заявителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило обращение Ушакова А.Н. на действия общества, выразившиеся в неисполнении сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрической сети от 20.11.2013 N 1-38-13-3865.
По результатам рассмотрения обращения УФАС России по Краснодарскому краю 03.09.2014 вынесено решение по делу N 253/2014, которым в действиях заявителя установлено нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которое выразилось в ущемлении интересов Ушакова А.Н. в результате неисполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрической сети от 20.11.2013 N 1-38-13-3865 в срок, предусмотренный пунктом 16 Правил технологического присоединения N 861 и пунктом 5 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Управлением 22.10.2014 в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 361А/2014, на основании которого 30.10.2014 антимонопольным органом вынесено постановление, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Повторно изучив материалы дела, апелляционная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Открытое акционерное общество "НЭСК-электросети" является электросетевой организацией, которая включена в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии. Ввиду чего ОАО "НЭСК-электросети" занимает доминирующее положение на рынке услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) в пределах эксплуатируемых сетей, расположенных на территории г. Краснодара, с долей 100%.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 названного Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное 3 правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей (часть 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей.
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 названных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или и на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению. Однако, указанные выводы не означают, что во всех без исключения случаях привлечения к административной ответственности по статье (части статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей в качестве минимального наказания административный штраф в размере сто тысяч рублей, суду необходимо снижать размер назначенного наказания.
В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения, в адрес заявителей, за исключением заявителей, указанных в абзацах первом и втором названного пункта, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12-14 названных Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.
Из материалов дела следует, что между Ушаковым А.Н. (заказчик) и ОАО "НЭСК-электросети" (исполнитель) заключен договор на технологическое присоединение к электрической сети от 20.11.2013 N 1-38-13-3865.
Предметом указанного договора является обязанность сетевой организации осуществить технологическое присоединение объекта заказчика - ЭПУ жилого дома литер А, под/А, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Кропоткина, д. 195.
Пункт 6 договора от 20.11.2013 N 1-38-13-3865 предусматривает, что в обязательства сетевой организации включено надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по фактическому присоединению объекта заказчика к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 8 договора заказчик обязан надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению и уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий.
Пункт 5 договора предусматривает, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
Договор N 1-38-13-3865 на технологическое присоединение к электрическим сетям между заказчиком и сетевой организацией заключен 20.11.2013, следовательно, срок выполнения мероприятий истекает 20.05.2014.
Неотъемлемым приложением к договору являются технические условия, которые включают в себя описание мероприятий, выполняемых сетевой организацией (пункт 10 технических условий от 20.11.2013 N 1-38-13-3865), а также мероприятий, выполняемых заказчиком (пункт 11 технических условий от 20.11.2013 N 1-38-13-3865).
Из материалов дела следует, что Ушаковым А.Н. в связи с выполнением возложенных на него техническими условиями обязательств, 24.04.2014 в адрес общества направлены сведения и документы о выполнении мероприятий, возложенных на заказчика в соответствии с ТУ (вх. ОАО "НЭСК-Электросети" N 1962).
Также со стороны заказчика исполнены обязательства по оплате расходов на технологическое присоединение.
В установленные сроки ОАО "НЭСК-электросети" не исполнены обязательства по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств Ушакова А.Н.
Таким образом, сетевая организация принятые в соответствии с заключенным договором от 05.03.2014 г. N 1-54-14-098 обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заказчика не выполнила в установленный в договоре срок.
Оспариваемое постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 30.10.2014 N 361А/2014 вынесено управлением на основании решения 03.09.2014 по делу N 253/2014, которое ранее было оспорено обществом в арбитражном суде (дело N А32-44669/2014).
В рамках дела N А32-44669/2014 судом сделан вывод о законности и обоснованности решения антимонопольного органа, которым действия ОАО "НЭСК-электросети", выразившиеся в нарушении установленного законом срока на технологическое присоединение к электрической сети, признаны нарушающими запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2015 по делу N А32-44669/2014 оставлено без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
С учетом того, что материалами дела подтверждается нарушение ОАО "НЭСК-электросети" установленного законом срока на технологическое присоединение к электрической сети, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что бездействие общества, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии, нарушает положения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При таких обстоятельствах, вывод суда о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, является правомерным.
Общество, не оспаривая по существу совершение выявленного нарушения, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления, указав на наличие процессуальных нарушений, допущенных при производстве по делу об административном правонарушении.
Повторно проверив соблюдение процедуры привлечения общества к административной ответственности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении антимонопольным органом не допущено.
Из материалов дела следует, что при составлении протокола об административном правонарушении 22.10.2014 присутствовал представитель общества по доверенности Сорокина Е.А.
Кроме того, о необходимости явки для составления протокола по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на 15-00 часов 22.10.2014, общество извещалось заблаговременно (определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 361А/2014 и проведении административного расследования от 24.09.2014 N 16912/6 направлено заказным письмом и получено обществом 01.10.2014).
В свою очередь, определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 361А/2014 от 22.10.2014 N 19071/6 на 11-30 часов 30.10.2014 вручено представителю общества Сорокиной Е.А. лично.
Данные обстоятельства свидетельствуют о принятии антимонопольным органом надлежащих мер для извещения общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела в целях обеспечения предоставленных законом гарантий защиты прав лицу, привлекаемому к административной ответственности.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится. Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.08.2015 по делу N А32-42576/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42576/2014
Истец: АО "НЭСК-ЭЛЕКТРОСЕТИ", ОАО "НЭСК-электросети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по КК