г. Москва |
|
14 октября 2015 г. |
Дело N А41-37365/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Епифанцевой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: Айрапетян Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05 августа 2015 года, принятое судьей Уваровым А.О., по делу N А41-37365/15 по заявлению СНТ "Лесное" к Комитету лесного хозяйства Московской области об оспаривании отказа, обязании совершить определенные действия, третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
при участии в заседании:
от участвующих в деле лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
СНТ "Лесное" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ (л.д. 52), к Комитету лесного хозяйства Московской области с требованиями:
- признать незаконным отказ, изложенный в письме от 13.04.2015 N исх-6211/26-02, в переоформлении договора от 08.06.1995 аренды участка лесного фонда площадью 2,8 га в квартале 45 выделе 16,14,13,9, в квартале 36, выделе 28,17,10, в квартале 52, выделе 2,3 Звенигородского лесничества, заключенного между Звенигородским лесхозом Московского управления лесами и садоводческим товариществом "Лесное" для культурно-оздоровительных целей сроком на 49 лет;
- обязать переоформить договор от 08.06.1995, заключенный между Звенигородским лесхозом Московского управления лесами и садоводческим товариществом "Лесное" на 49 лет для осуществления рекреационной деятельности, площадью 2,8 га в квартале 45 выделе 16,14,13,9, в квартале 36, выделе 28,17,10, в квартале 52, выделе 2,3 Звенигородского лесничества, по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 319 от 26.07.2011 "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 августа 2015 года по делу N А41-37365/15 требования СНТ "Лесное" удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Комитета лесного хозяйства Московской области, в которой заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Звенигородским лесхозом Московского управления лесами (арендодатель) и СТ "Лесное" (арендатор) 08.06.1995 заключен договор аренды на 49 лет земельного участка лесного фонда площадью 2, 8 га в квартале 45 выделе 16, 14, 13. 9, квартале 36, выделе 28, 17,10, в квартале 52, выдела 2.3 Звенигородского лесничества.
СНТ "Лесное" (правопреемник СТ "Лесное") обратилось в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлением о переоформлении заключенного между Звенигородским лесхозом Московского управления лесами и СНТ "Лесное" договор от 08.06.1995 аренды участка лесного фонда площадью 2,8 га по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 324 от 28.05.2007 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Письмом от 13.04.2015 N исх-6211/26-02 Комитет лесного хозяйства Московской области отказал заявителю в переоформлении СНТ "Лесное" договора аренды земельного участка от 08.06.1995 со ссылкой на отсутствие у него соответствующих полномочий и установленной процедуры переоформления.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 ГК РФ установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Пунктом 4 статьи 41 ЛК РФ установлено, что для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009. Для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 258 от 04.10.2007 "Об утверждении порядка приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации" был утвержден Порядок, в соответствии с которым ранее заключенные договоры аренды участков лесного фонда должны быть переоформлены по Форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 324 от 28.05.2007 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства природных ресурсов России N 258 от 04.10.2007 в Московской области заявление о переоформлении подается в соответствующий территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства.
Согласно статье 6 Порядка срок рассмотрения заявления о переоформлении не должен превышать 30 дней с даты их получения.
По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка (статья 7 Порядка).
В силу статьи 9 Порядка вышеуказанное решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 324 от 28.05.2007 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Комитет лесного хозяйства Московской области был создан на основании постановления Правительства Московской области N 863/22 от 26.06.2012 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области", в соответствии с которым Комитет лесного хозяйства Московской области осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.
На основании изложенного установлено наличие у Комитета лесного хозяйства Московской области полномочий по предоставлению лесных участков в аренду, а также переход к нему в порядке правопреемства обязательств Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москве.
Данный вывод подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.08.2013 N ВАС-9258/13 по делу N А40-106510/11.
С учетом изложенного оспариваемый отказ Комитета лесного хозяйства Московской области от переоформления договора, мотивированный отсутствием у него соответствующих полномочий и установленной процедуры переоформления, не соответствует действующему законодательству и нарушает права заявителя.
Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно обязал Комитет лесного хозяйства Московской области переоформить заключенный между Звенигородским лесхозом Московского управления лесами и СНТ "Лесное" договор от 08.06.1995 аренды участка лесного фонда площадью 2,8 га в квартале 45 выделе 16, 14, 13. 9, квартале 36, выделе 28, 17,10, в квартале 52, выдела 2.3 Звенигородского лесничества по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 324 от 28.05.2007..
Довод заявителя апелляционной жалобы о пропуске СНТ "Лесное" срока обращения с заявлением о переоформлении права аренды подлежит отклонению, поскольку действующим законодательством, в частности Лесным кодексом Российской Федерации, не предусмотрено, что истечение срока, установленного статьей 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", является основанием для прекращения договоров аренды участков лесного фонда, которые своевременно не были переоформлены, в связи с чем установленный срок (до 01.01.2009) не является пресекательным. С учетом изложенного пропуск срока не может служить основанием для отказа в переоформлении договора аренды, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не содержит указания на то, что заявитель утрачивает право на приведение договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации при пропуске срока.
Следовательно, заявитель правомерно обратился за переоформлением договора аренды с целью приведения его в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 05.08.2015 по делу N А41-37365/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-37365/2015
Истец: Садовое некоммерческое товарищество "Лесное"
Ответчик: Комитет лесного хозяйства Московской области
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес", ТУ ФАУГИ в МО