Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 февраля 2016 г. N Ф02-7764/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Красноярск |
|
16 октября 2015 г. |
Дело N А33-252/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" октября 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Морозовой Н.А., Борисова Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (Министерства финансов Красноярского края): Яценко Е.В., представителя по доверенности от 17.12.2013 N 159;
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Бюджетные и финансовые технологии"): Вервейкина А.В., представителя по доверенности от 16.02.2015 N 16-02/2015-ПД;
от ответчика (Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю): Жураковской О.И., представителя по доверенности от 30.01.2015 N 38,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Бюджетные и финансовые технологии", Министерства финансов Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "13" июля 2015 года по делу N А33-252/2014, принятое судьей Крицкой И.П.,
установил:
Министерство финансов Красноярского края (далее - заявитель, Министерство) (ИНН 2460071533, ОГРН 1052460087008) и общество с ограниченной ответственностью "Бюджетные и финансовые технологии" (далее - заявитель, ООО "Бюджетные и финансовые технологии") (ИНН 7706673610, ОГРН 1077762072497) обратились в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - ответчик, антимонопольный орган, Красноярское УФАС России) (ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965) об оспаривании решения от 10.10.2013 N 19315.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство государственного заказа Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "13" июля 2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, Министерство и общество обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Министерство привело в жалобе следующие доводы:
- у Министерства отсутствовала потребность во внедрении абсолютного нового продукта в виде программного комплекса; имеющийся в пользовании у Министерства программный продукт требовал модернизации в связи с изменением законодательства; данные изменения должны были производиться обществом, с которым ранее в установленном порядке был заключен договор от 11.06.2010 N 264/17-10 на сопровождение программного продукта Автоматизированная система управления бюджетным процессом (далее - АСУБП);
- проведение конкурса на разработку нового программного продукта при наличии программного продукта, требующего модернизации, не соответствует принципу экономии бюджетных средств;
- при наличии уже внедренной программы в целях ее усовершенствования (модернизации) может быть размещен заказ именно на ее модернизацию, развитие функциональных возможностей, а не на разработку нового программного продукта;
- основная часть функций АСУБП и Автоматизированная Система Управления Бюджетным процессом "Автоматизированный Центр Контроля Финансов" (далее - АСУБП "АЦК-Финансы") совпадают;
- выводы эксперта подтверждают, что при сопровождении программного продукта АСУБП и его модификации может быть создан продукт схожий с продуктом АСУБП "АЦК-Финансы", который не является качественно новым продуктом;
- переписка между Министерством и обществом не является доказательством достижения антиконкурентного соглашения, осуществлялась при исполнении условий заключенных контрактов;
- между Министерством и обществом существовали длительные отношения, соответствующие договоры были заключены с соблюдением требований законодательства о размещении заказов; условия договора от 11.06.2010 N 264/17-10 предусматривали возможность предоставления Министерству в пользование результата интеллектуальной деятельности, принадлежащего обществу, в том числе в случае его модернизации; факт модернизации не исключает действие условий уже заключенного договора;
- в 2009, 2010 годах конкурсы на оказание услуг по сопровождению программного продукта АСУБП были проведены в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов, в связи с чем выводы антимонопольного органа об ограничении конкуренции на рынке оказания услуг по сопровождению продукта АСУБП и АСУБП "АЦК-Финансы" являются необоснованными; из материалов дела не следует наличие препятствий для участия в соответствующих конкурсах иных хозяйствующих субъектов, условие о владении лицензией на соответствующий программный продукт не является непреодолимым.
Общество в апелляционной жалобе привело доводы, аналогичные доводам Министерства, дополнительно, сославшись на следующие обстоятельства:
- антимонопольный орган не доказал наличие совокупности обстоятельств для подтверждения факта достижения антиконкурентного соглашения и нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ);
- ограничение возможности участия иных хозяйствующих субъектов - разработчиков программного обеспечения (ООО "Кейсистемс", НПО "Криста") не доказано; НПО "Криста" создано только в 2011 году;
- антимонопольный орган и суд первой инстанции не учли положения части 9 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, согласно которым требования о запрете на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов не распространяются на соглашения о предоставлении и (или) об отчуждении права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг;
- Министерство правомерно включило требование о наличии у участников размещения заказа законных прав на использование АСУБП, АСУБП "АЦК-Финансы"; наличие данных условий не свидетельствует о незаконности действий и намерениях ограничить конкуренцию;
Антимонопольный орган представил отзыв на апелляционные жалобы, в котором с апелляционными жалобами не согласился, в их удовлетворении просил отказать.
Агентство государственного заказа Красноярского края, уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации - http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направило, отзывы на жалобы не представило. Дело рассмотрено в отсутствие представителя названного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители заявителей в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Управления ФСБ по Красноярскому краю (от 06.06.2012 исх. N 6/2/2/2838; от 14.06.2012 вх. N 9716) с просьбой провести проверку соблюдения требований антимонопольного законодательства Министерством, обществом с ограниченной ответственностью "Бюджетные и Финансовые Технологии" и обществом с ограниченной ответственностью "Координационный центр "Система" при заключении государственных контрактов на оказание услуг по сопровождению продукта АСУБП (разработчик - ООО "Координационный центр "Система") и по сопровождению продукта АСУБП "АЦК-Финансы" (разработчик - ООО "Бюджетные и Финансовые Технологии").
Приказом от 11.07.2012 N 480 Красноярское УФАС России возбудило в отношении Министерства, ООО "Бюджетные и Финансовые Технологии", ООО "Координационный центр "Система" антимонопольное дело N 288-16-12 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ). К участию в рассмотрении дела N 288-16-12 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечено Агентство государственного заказа Красноярского края, в качестве эксперта - ООО "Инновационные технологии безопасности".
В ходе рассмотрения дела N 288-16-12 антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства.
ООО "Координационный центр "Система" является разработчиком и правообладателем программы для ЭВМ АСУБП на основании свидетельства об официальной регистрации программы для ЭВМ от 22.08.2002 N 2002611442.
В 2003 году в рамках государственного контракта от 08.09.2003 N 5664/01-03 АСУБП внедрена для использования Главным финансовым управлением администрации Красноярского края.
Сопровождение АСУБП в период с 2003 по 2009 осуществлялось ООО "Координационный центр "Система" в рамках годичных государственных контрактов, заключаемых по результатам соответствующих конкурсов.
В целях определения организации, которая будет осуществлять сопровождение АСУБП в 2010, Министерство направило в Агентство государственного заказа Красноярского края письмо от 26.03.2010 N 17-973 с просьбой объявить и провести открытый конкурс на оказание услуг по сопровождению программного продукта АСУБП, с приложением проектов информационной карты открытого конкурса и государственного контракта.
Письмом от 20.04.2010 N 17-1327 Министерство просило Агентство государственного заказа Красноярского края внести изменения в конкурсную документацию по открытому конкурсу на оказание услуг по сопровождение АСУБП в целях защиты интересов заказчика от возможных недобросовестных участников конкурса. Так, в раздел 9 проекта государственного контракта были добавлены пункты 1, 2. В соответствии с пунктом 2 исключительные права на все результаты интеллектуальной деятельности, созданные в ходе исполнения обязательств по контракту, принадлежат Исполнителю. При этом Исполнитель обязан предоставить Заказчику и по его требованию органам муниципального управления муниципальных образований Красноярского края безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование результата интеллектуальной деятельности.
Согласно лицензионному договору от 04.05.2010 N 1/ВРТ, заключенному между ООО "КЦ "Система" и ООО "Бюджетные и Финансовые Технологии", последнее приобрело лицензию на использование АСУБП на территории Российской Федерации сроком до 31.12.2011.
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов от 14.05.2010 на участие в открытом конкурсе N 064/10 "Оказание услуг по сопровождению программного продукта "Автоматизированная система управления бюджетным процессом на региональном и муниципальном уровнях бюджетной системы Российской Федерации" (разработчик - ООО "Координационный центр "Система", г. Москва) была подана 1 заявка от ООО "Бюджетные и Финансовые Технологии". Согласно протоколу рассмотрения заявок от 26.05.2010 указанная заявка признана соответствующей всем требованиям конкурсной документации.
Между Министерством (Заказчик) и ООО "Бюджетные и Финансовые Технологии" (Исполнитель) 11.06.2010 заключен государственный контракт N 264/17-10, согласно которому Исполнитель обязуется оказать в 2010 году услуги по сопровождению программного продукта АСУБП, а Заказчик обязуется оплатить указанные услуги. Оказание услуг осуществляется до 31.12.2010 и включает в себя услуги по обеспечению бесперебойного функционирования специального программного обеспечения и консультационные услуги по эксплуатации программного продукта.
ООО Бюджетные и Финансовые Технологии" 17.03.2010 выдано Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам свидетельство N 2011612235 о государственной регистрации программы для ЭВМ, согласно которому ООО "Бюджетные и Финансовые Технологии" является разработчиком и правообладателем программы для ЭВМ АСУ БП "АЦК-Финансы".
Письмом от 11.10.2010 N 888 ООО "Бюджетные и Финансовые Технологии" проинформировало Министерство о выпуске новой версии АСУБП - АСУБП "АЦК-Финансы", которая предоставляется Министерству без дополнительной оплаты в рамках действующего государственного контракта N 264/17 -10, а также без взимания дополнительной платы будет оказана помощь в обновлении АСУБП до версии АСУБП "АЦК-Финансы". В соответствии с разработанным совместно с Министерством планом обновления АСУБП до версии АСУБП "АЦК-Финансы" определен перечень "пилотных" муниципальных образований, в финансовых органах которых работы по обновлению должны быть завершены до конца 2010 года (г. Шарыпово, Шарыповский район, г. Сосновоборск, Майский район). Специалисты ООО Бюджетные и Финансовые Технологии" прибудут в "пилотные" муниципальные образования для выполнения работ по обновлению 14.11.2010.
В приложениях N 1-7 к письму от 11.10.2010 N 888 изложены основные сохраненные функциональные возможности, новые функциональные возможности АСУБП "АЦК-Финансы", задачи по модернизации системы АСУБП, перспективные задачи по развитию АСУБП "АЦК-Финансы", перечень работ по обновлению системы на новую версию АСУБП "АЦК-Финансы", план обновления АСУБП до версии АСУБП "АЦК-Финансы", технические требования к серверному оборудования, План обновления АСУБП до версии АСУБП "АЦК-Финансы" включает в себя следующие мероприятия:
- определение перечня 4-х "пилотных" муниципальных образований для обновления АСУБП до версии АСУБП "АЦК-Финансы", формирование совместной рабочей группы проекта (дата начала: 04.10.2010, дата окончания: 13.10.2010);
- обновление АСУБП до версии АСУБП "АЦК-Финансы" в финансовых органах четырех "пилотных" муниципальных образований (включая установку, настройку, перенос данных из текущей версии АСУБП, обучение администраторов и пользователей) (14.10.2010 - 15.11.2010);
- опытная эксплуатация новой версии АСУБП "АЦК-Финансы" в финансовых органах "пилотных" муниципальных образований (06.12.2010 - 17.12.2010);
- утверждение графика полного обновления на новую версию АСУБП "АЦК-Финансы" в Красноярском крае (20.12.2010 - 31.12.2010);
- обновление АСУБП до версии АСУБП "АЦК-Финансы" в Министерстве финансов и остальных финансовых органах муниципальных образований Красноярского края (01.01.2011 -31.12.2011).
Письмами от 14.10.2010 N N 17/06-3427, 17/06-3428, 17/06-3429, 17/06-3430 Министерство направило в адрес руководителей финансовых органов г. Сосновоборска, Майского района, Шарыповского района, г. Шарыпово графики мероприятий по внедрению программы и обучению сотрудников, методику переноса данных из старой системы в новую версию. Названные письма также содержали указание на осведомленность Министерства о согласии вышеуказанных муниципальных образований стать "пилотными" муниципальными образованиями для обновления АСУБП до новой версии АСУБП "АЦК-Финансы".
Письмом от 14.10.2010 N 17/06-3431 Министерство уведомило Казначейство Красноярского края о начале "пилотных" проектов в четырех муниципальных образованиях края. Фактические действия по установке АСУБП "АЦК-Финансы" и переносу данных с АСУБП на АСУБП "АЦК-Финансы".
Письмом от 14.01.2011 N 19 ООО "Бюджетные и Финансовые Технологии" проинформировало Министерство о завершении этапа опытной эксплуатации в 4 муниципальных образованиях Красноярского края новой версии АСУБП - АСУБП "АЦК-Финансы".
Письмом от 20.01.2011 N 17/06-128 Министерство сообщило Казначейству Красноярского края о внедрении новой версии АСУБП "АЦК-Финансы" в муниципальных образованиях Красноярского края.
Письмом от 03.02.2011 N 17/06-382 Министерство сообщило ООО "Бюджетные и Финансовые Технологии" о принятом решении об обновлении АСУБП на АСУБП "АЦК-Финансы" и просило в соответствии с пунктом 2 раздела 9 государственного контракта от 11.06.2010 N 264/17-10 предоставить Министерству простую (неисключительную) лицензию для использования программного продукта АСУБП "АЦК-Финансы".
Письмом ООО "Бюджетные и Финансовые Технологии" от 25.03.2011 N 303 Министерству передана указанная простая (неисключительная) лицензия.
Установка, ввод в эксплуатацию, эксплуатация программы АСУБП "АЦК-Финансы" на территории иных муниципальных образований Красноярского края подтверждается, в том числе, письмами Министерства (от 24.05.2011 N 17/06-1698, от 16.06.2011 N 17/06-б/н, от 02.06.2011 N 1797, от 27.06.2011 N 17/06-2069, от 22.07.2011 N 17/06-2393, от 03.10.2011 N 17/06-3115, от 18.01.2012 N 17/06-120, от 23,01.2012 N 17/06-188, от 24.01.2012 N 17/06-197, от 03.02.2011 N 10-05/351, от 05.05.2012 N 17/06-1504), ООО "БФТ" (от 10.06.2011 N535, от 10.06.2011 N 532, от 27.06.2011, от 04.07.2011 N 615, от 22.09.2011 N 930, 28.09.2011 N 958, от 22.12.2011 N 1472, 26.12.2011 N 1494, от 02.03.2012 N 172, от 31.05.2012 N 467).
Министерство 03.05.2011 направило в Агентство заявку за N 17-1145 на проведение открытого конкурса на оказание услуг по сопровождению АСУБП ООО "Координационный центр "Система", АСУ БП "АЦК-Финансы" и внедрению специальной версии АСУ БП "АЦК-Финансы", включающему в себя перевод пользователей АСУБП на новую версию продукта - АСУ БП "АЦК-Финансы".
Материалами дела установлено, что ООО "Бюджетные и Финансовые Технологии" не передавало третьим лицам прав на использование АСУБП "АЦК-Финансы".
Государственный контракт N 210/17-11 на выполнение в 2011 году услуг по сопровождению АСУБП и АСУБП "АЦК-Финансы" и по внедрению специальной версии АСУБП "АЦК-Финансы" заключен 22.06.2011 Министерством с единственным участником конкурса - ООО Бюджетные и Финансовые Технологии".
Стоимость государственного контракта в соответствии с разделом 4 составляет 17 000 000 рублей (10 000 000 рублей - на сопровождение АСУБП и АСУ БП "АЦК-Финансы", и 7 000 000 рублей - на внедрение специальной версии АСУБП "АЦК-Финансы").
Согласно информации, представленной ООО "Бюджетные и Финансовые Технологии", сумма выручки общества от оказания услуг по сопровождению АСУБП и АСУБП "АЦК-Финансы" по государственным контрактам от 11.06.2010 N 264/17-10 и N 210-17-11 от 22.06.2011 составила 5 613 000 и 10 000 000 рублей соответственно.
Между Министерством и ООО "Бюджетные и Финансовые Технологии" также заключены государственные контракты от 31.08.2011 N 396/17-11 на передачу права (лицензии) на использование подсистем АСУБП "АЦК-Финансы" (стоимость контракта 13 985 500 рублей), от 02.11.2011 N 531/17-11 на выполнение работ по модернизации системы АСУБП "АЦК-Финансы" (стоимость контракта 9 800 000 рублей), от 16.12.2011 на выполнение работ по развитию функциональных возможностей АСУБП "АЦК-Финансы" с передачей прав на использование необходимого программного обеспечения (стоимость контракта 6 965 000 рублей, стоимость лицензии 5 572 000 рублей).
Между Министерством и ООО "Бюджетные и Финансовые Технологии" 04.07.2012 заключен государственный контракт N 773/17-12 на сопровождение АСУБП "АЦК-Финансы" в 2012 году (стоимость контракта 15 200 000 рублей).
Антимонопольный орган по результатам рассмотрения дела пришел к выводу о том, что действия общества и Министерства (разработка Министерством совместно с ООО "Бюджетные и Финансовые Технологии" плана обновления АСУБП до версии АСУБП "АЦК-Финансы", внедрение специалистами ООО "Бюджетные и Финансовые Технологии" по согласованию с Министерством программы АСУБП "АЦК-Финансы" на территории муниципальных образований Красноярского края (г. Шарыпово, Шарыповский район, Майский район, г. Сосновоборск), решение Министерства об обновлении АСУБП на АСУБП "АЦК-Финансы" (письмо от 03.02.2011 N 17/06-382), передача ООО "Бюджетные и Финансовые Технологии" Министерству простой (неисключительной) лицензии на право использования АСУБП "АЦК-Финансы" программного продукта АСУБП "АЦК-Финансы" в марте 2011 года) свидетельствуют о наличии соглашения между Министерством и ООО "Бюджетные и Финансовые Технологии", направленного на внедрение на бесконкурентной основе разработанной ООО "Бюджетные и Финансовые Технологии" программы АСУБП "АЦК-Финансы" в финансовых органах муниципальных образований Красноярского края и на заключение Министерством именно с ООО "Бюджетные и Финансовые Технологии" государственного контракта на выполнение работ по сопровождению АСУБП и внедрению АСУБП "АЦК-Финансы", а также иных государственные контракты по сопровождению АСУБП "АЦК-Финансы", модернизации, развитию функциональных возможностей и использованию подсистем указанной программы.
При этом антимонопольным органом установлено, что имелись иные хозяйствующие субъекты (стр. 8 решения), которые могли разработать необходимые программные продукты, позволяющие организовать управление бюджетным процессом в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем ответчик посчитал, что соглашение заявителей ограничило право потенциальных хозяйствующих субъектов предложить свои программы и заключить соответствующие контракты.
Установив факт достижения соглашения, которое привело к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на рынок оказания услуг по сопровождению продукта АСУБП и по сопровождению продукта АСУБП "АЦК-Финансы", антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении заявителями пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, о чем вынес решение от 10.10.2013 N 19315.
Полагая, что решение от 10.10.2013 N 19315 противоречит требованиям закона и нарушает их права, заявители обратились в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным требованием.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы", Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Положения о территориальном органе федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2006 N 324, апелляционная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии у Красноярского УФАС России соответствующих полномочий на принятие оспариваемого решения от 10.10.2013 N 19315.
Оспариваемым решением Комиссия Красноярского УФАС России признала Министерство и общество нарушившими часть 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
В силу части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Согласно пункту 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ соглашением является договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Суд апелляционной инстанции установил, что в 2003 году при исполнении государственного контракта от 08.09.2003 N 5664/01-03 в деятельность правопредшественника Министерства (Главного финансового управления администрации Красноярского края) была внедрена АСУБП. Сопровождение АСУБП в период с 2003 по 2009 осуществлялось ООО "Координационный центр "Система" в рамках годичных государственных контрактов, заключаемых по результатам соответствующих конкурсов.
В последующем право на исполнение АСУБП на территории Российской Федерации сроком до 31.12.2011 передано ООО "Бюджетные и Финансовые Технологии", с названным обществом по результатам конкурса на оказание услуг по сопровождению программного продукта АСУБП был заключен государственный контракт от 11.06.2010 N 264/17-10.
Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ) закреплено реформирование правового статуса государственных (муниципальных) учреждений, выделены новые типы учреждений (казенные, бюджетные, автономные), изменен правовой статус и механизмы финансового обеспечения деятельности государственных (муниципальных) автономных учреждений.
Согласно статье 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ указанный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу; с 1 января 2011 года по 1 июля 2012 года установлен переходный период, в течение которого (либо в более ранние сроки, установленные органами государственной власти) должен быть осуществлен переход к финансовому обеспечению деятельности государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в соответствии с новыми механизмами. С 1 июля 2012 года все бюджетные учреждения в обязательном порядке должны быть переведены на новые формы финансового обеспечения деятельности.
Из материалов дела, в частности пояснений Министерства, изложенных в письме от 19.04.2013 N 17/05, следует, что в связи со вступлением в законную силу Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ у Министерства возникла необходимость во внесении изменении в программный продукт (АСУБП), а именно расширение функционала с учетом требований Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
Отношения, связанные с размещением заказа на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ, на момент совершения рассматриваемых действий регулировались Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ размещение заказа осуществляется в целях эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ нужды субъектов Российской Федерации определены как потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ, обеспечиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Основываясь на данных нормах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что возникшая у Министерства потребность в изменении функционала программного продукта подлежала удовлетворению в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Согласно материалам дела между Министерством и обществом в 2011, 2012 годах заключен ряд государственных контрактов, в соответствии с которыми Министерству оказывались услуги по сопровождению АСУБП и АСУБП "АЦК-Финансы", по внедрению программного продукта, обозначенного как специальная версия АСУБП "АЦК-Финансы", Министерству переданы права (лицензия) на использование подсистем АСУБП "АЦК-Финансы", в пользу Министерства выполнялись работы по модернизации системы АСУБП "АЦК-Финансы", по развитию функциональных возможностей АСУБП "АЦК-Финансы" с передачей прав на использование необходимого программного обеспечения.
Настаивая на правомерности всех вышеуказанных действий, заявители ссылаются на то, что программный продукт АСУБП "АЦК-Финансы" предоставлен и внедрен в деятельность Министерства в ходе исполнения обязательств по договору (государственному контракту) от 11.06.2010 N 264/17-10. Данный продукт представляет собой версию уже имеющегося в пользовании Министерства программного продукта АСУБП, который получен в установленном порядке и длительное время используется Министерством.
Вместе с тем в силу пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) являются самостоятельными результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации.
Свидетельством о государственной регистрации программы для ЭВМ от 17.03.2011 N 2011612235 подтверждается, что ООО "Бюджетные и Финансовые Технологии" является правообладателем в отношении программы для ЭВМ АСУБП "АЦК-Финансы".
Согласно заключению эксперта от 05.08.2013, составленному в ходе рассмотрения антимонопольного дела, на поставленные вопросы о сходстве программных продуктов АСУБП и АСУБП "АЦК-Финансы", их функционала, проценте их соответствия, о возможности создания нового продукта, является ли АСУБП "АЦК-Финансы" новой программой, иные вопросы, получены ответы о том, что программа АСУБП "АЦК-Финансы" является новой, различия по программному коду от АСУБП составляет более 50 процентов.
В результате экспертизы, проведенной в ходе судебного разбирательства, установлено, что АСУБП "АЦК-Финансы" является новым программным продуктом по отношению к АСУБП (экспертное заключение от 25.05.2015 N О-1409).
Следовательно, полученный Министерством от общества программный продукт АСУБП "АЦК-Финансы" представлял собой самостоятельный объект гражданских прав, являлся новой программой для ЭВМ, потребность в которой у Министерства и сопровождение обществом возникли в связи с изменениями законодательства нормами Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
С учетом изложенного являются несостоятельными доводы заявителей о том, что указанный продукт правомерно представлен Министерству в соответствии с условиями ранее заключенного договора от 11.06.2010 N 264/17-10 в качестве модернизированной версии программного продукта АСУБП.
Согласно фактическим обстоятельствам спора обществом с учетом изменений в законодательстве создан и введен в деятельность Министерства новый программный продукт.
Процесс введения данного продукта в деятельность Министерства, в том числе информирование обществом Министерства о создании нового продукта письмом от 11.10.2010 N 888, создание пилотных проектов и заключение ряда государственных контрактов после введения в деятельность Министерства АСУБП "АЦК-Финансы", свидетельствуют о том, что Министерство при наличии у нее потребности в программном обеспечении с иными характеристиками вопреки общим требованиям, установленным Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, получило программный продукт от общества без проведения конкурсных процедур.
Суд апелляционной инстанции считает несостоятельными возражения со ссылками на экспертное заключение от 25.05.2015 N О-1409, так как указанным заключением и иными представленными вышеназванными доказательствами подтверждается создание обществом новой программы по отношению к уже существующей (АСУБП).
Наличие сходства между указанными программными продуктами, в том числе в ряде выполняемых ими функций, не исключает вывод о новизне АСУБП "АЦК-Финансы" и, как следствие, необходимости по соблюдению общего порядка для получения соответствующего программного продукта.
Создание обществом нового продукта не соответствует условиям, ранее заключенного договора от 11.06.2010 N 264/17-10, в том числе разделу 9, на который ссылается общество. Предметом указанного договора, направленного на обеспечение потребности Министерства, являлось сопровождение программного продукта АСУБП, существующего как самостоятельный объект гражданского права (результат интеллектуальной деятельности), выполняющего определенный перечень функций.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ не предусматривал возможность расширительного толкования условий заключенного государственного контракта, при котором потребность в ином продукте может быть удовлетворена посредством его разработки даже на основании уже существующего продукта. В связи с чем довод Министерства об экономии бюджетных средств суд апелляционной инстанции считает не состоятельным и не принимает во внимание.
Кроме того данный довод не подтвержден документально, поскольку для того чтобы вести речь об экономии бюджетных средств путем продолжения и развития сотрудничества с уже зарекомендовавшей себя компанией необходимо было представить ценовые предложения на аналогичную программу иных разработчиков.
Таким образом, разработка и фактическое внедрение программного продукта АСУБП "АЦК-Финансы" в рамках государственного контракта от 11.06.2010 N 264/17-10 в муниципальных образованиях Красноярского края привели к выбору Министерством указанной программы в целях финансового обеспечения деятельности новых типов бюджетных учреждений и, как следствие, исключили возможность иных хозяйствующих субъектов - разработчиков программного обеспечения, в том числе, ООО "Кейсистемс", НПО "Криста" предложить Министерству иной программный продукт, позволяющий организовать управление бюджетным процессом в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Возражения заявителей о недоказанности факта нарушения прав иных лиц, ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов, о возможности участия в соответствующих конкурсах иных лиц посредством приобретения прав у правообладателя программы, о создании НПО "Криста" создано только в 2011 году, отклоняются судом.
Достигнутое между Министерством и обществом соглашения путем совершения вышеуказанных действий фактически привело к внедрению в деятельность Министерства принадлежащего обществу программного продукта АСУБП "АЦК-Финансы", что, соответственно, повлияло на определение и формирование потребности Министерства, подлежащей удовлетворению в результате проведения конкурсных процедур. При этом внедрение данной программы, как указанно выше, необоснованно проведено с нарушением норм действующего законодательства, с неправомерным (за пределами существующих обязательств сторон) предоставлением приоритета программному продукту, принадлежащему ООО "Бюджетные и Финансовые Технологии".
Довод Министерства о противоречивости выводов антимонопольного органа в связи с невыдачей предписания отклоняются судом, поскольку выдача предписания в силу статьи 50 Федерального закона от 27.06.2006 N 135-ФЗ является правом антимонопольного органа, которое подлежит реализации по его усмотрению с учетом фактических обстоятельств. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для вывода о незаконности данного решения антимонопольного органа, приведенного в пункте 3 обжалуемого ненормативного акта о невыдачи предписания в связи с фактическим внедрением программного продукта АСУБП "АЦК-Финансы". Наличие данного вывода не исключает вышеизложенных обстоятельств о нарушении Министерством и обществом требований части 4 статьи 16 Федерального закона от 27.06.2006 N 135-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет довод о том, что в силу части 9 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ требования о запрете на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов не распространяются на соглашения о предоставлении и (или) об отчуждении права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг, так как нарушение указанной нормы не вменялось заявителям.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Красноярского УФАС России от 10.10.2013 N 19315 соответствует действующему законодательству, основания для признания его недействительным согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменению или отмене не подлежит.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы общества по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на него; государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы уплачена обществом в установленном порядке и размере.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" июля 2015 года по делу N А33-252/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-252/2014
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 февраля 2016 г. N Ф02-7764/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: министерство финансов Красноярского края, ООО "Бюджетные и финансовые технологии"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
Третье лицо: Агентство государственного заказа Красноярского края, ООО "Бюджетные и финансовые технологии", Руководителю ФГАОУ ВПО НИУ "БелГУ", Стюгин М. А., Стюгин М. М., Железнодорожный районный суд г. Красноярска