г. Самара |
|
16 октября 2015 г. |
дело N А55-29012/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Морозова В.А., Туркина К.К.,
при ведении протокола судебного заседания Храмовой О.А.,
с участием:
от истца государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница N 1 имени Н.И. Пирогова" - представители Шитова Е.Е., доверенность от 07.09.2015, Санникова Ю.В., доверенность от 05.05.2014,
от ответчика администрации городского округа Самара - представитель Емельянова А.В., доверенность от 13.01.2015,
от третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области - представитель Лапина А.В., доверенность от 12.01.2015,
от третьего лица Министерства здравоохранения Самарской области представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
от Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Министерства здравоохранения Самарской области представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу администрации городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.07.2015 по делу N А55-29012/2014 (судья Носова Г.Г.)
по иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница N 1 имени Н.И. Пирогова"
к муниципальному образованию городского округа Самара в лице администрации городского округа Самара, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, третьи лица: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области, Министерство здравоохранения Самарской области, о взыскании 11 662 166 руб. 59 коп.
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница N 1 имени Н.И. Пирогова" (далее - истец, Больница имени И.Н. Пирогова) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессулаьного кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ ) к ответчикам - Муниципальному образованию г.о. Самара в лице администрации г.о. Самара, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании солидарно за счет средств казны 11 612 487,19 руб. неосновательного обогащения, в связи с уклонением от оплаты медицинских услуг, оказанных истцом в 2011 году гражданам в состоянии, требующем экстренных и неотложных медицинских вмешательств.
До принятия судебного акта истец отказался от требований к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования привлечен к участию в деле в качестве третьего лица в порядке статьи 51 АПК РФ.
Решением от 24.07.2015 исковые требования удовлетворены частично. Принят отказ от иска к Федеральному фонду обязательного медицинского страхованию, производство по делу в указанной части прекращено. С Муниципального образования г.о. Самара в лице администрации г.о. Самара в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница N 1 имени Н.И. Пирогова" взыскано 11 662 487,19 руб. за счет казны муниципального образования и расходы по уплате государственной пошлины в размере 81 062,43 руб.
Требования заявленные к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации оставлены без удовлетворения.
Администрация г.о. Самара не согласилась с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования к администрации г.о. Самара, оставить без удовлетворения.
В обоснование своих доводов заявитель жалобы указал, что суд неправильно применив статью 37.2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1 сделал неправомерный вывод о том, что финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования.
Вывод суда о доказанности факта оказания истцом медицинских услуг незастрахованным в системе ОМС лицам, их объема и стоимости не соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Представленные истцом копии медицинских карт являются ненадлежащими доказательствами оказания медицинской помощи указанным в реестре незастрахованных в системе ОМС лицам, поскольку не позволяют определить объем оказанной медицинской помощи.
Кроме того, истцом нарушены нормы процессуального права в связи с неприменением срока исковой давности.
Доводы ответчика подробно изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представители истца отклонили жалобу по основаниям, изложенным в отзыве, просили обжалуемое решение оставить без изменения.
Представитель истца отклонил жалобу по основаниям, изложенным в отзыве Представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области также отклонил доводы жалобы как необоснованные, представил отзыв.
Представители Министерства здравоохранения Самарской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Из отзывов Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Министерства здравоохранения Самарской области следует, что жалоба является необоснованной и оснований для отмены решения не имеется.
Проверив материалы дела, ознакомившись с представленными отзывами, выслушав представителей сторон и третьего лица, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Истец является больницей для оказания экстренной медицинской помощи в круглосуточном режиме в системе обязательного медицинского страхования.
В течение 2011 года истец оказал экстренную и неотложную медицинскую помощь 1217-и пациентам, не застрахованным по ОМС, что подтверждено реестром не идентифицировнных и не застрахованных в системе обязательного медицинского страхования на общую сумму 11 612 487, 19 руб.
В связи с оказанными услугами истец выставил Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области электронные счета за оказанные медицинские услуги за период с 01.01.2011 по 31.12.2011, которые оплачены не были по причине отсутствия у пациентов полисов обязательного медицинского страхования.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
На основании представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции установил, что в 2011 году Больница имени Н.И. Пирогова являлось муниципальным учреждением и его учредителем выступало муниципальное образование городской округ Самара.
В соответствии с пунктом 37.2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, действовавших до 01.01.2012 года, финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1, и действовавших до 01.01.2012 (далее -Основы законодательства).
В соответствии со статьей 37.2 Основ законодательства оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Источник финансирования расходов на оказанные медицинские услуги зависит от того, является ли лицо застрахованным в рамках обязательного медицинского страхования или нет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 N 782 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год (далее - Программа).
В соответствии с разделом 3 Программы за счет средств обязательного медицинского страхования оплачивается медицинская помощь, оказываемая в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью Программы и предусматривающей первичную медико-санитарную, специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь.
Постановлением Правительства Самарской области от 14.12.2010 N 644 утверждена "Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год".
Составной частью Территориальной программы государственных гарантий является "Территориальная программа ОМС", которой установлено, что за счет средств ОМС компенсируются затраты медицинских организаций в соответствии с целевыми статьями, определяемыми тарифным соглашением.
В приложении N 3 к Программе содержится перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год.
Истец отнесен к учреждению, финансируемому в 2011 году за счет средств областного и местного бюджета.
Также, согласно пункту 13 письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.12.2010 N 20-2/10/2-12028 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год" медицинская помощь гражданам, не подлежащим обязательному медицинскому страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, по видам, включенным в территориальную программу ОМС, оплачивается за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
В 2011 году Больница имени Н.И. Пирогова находилась в ведомственном подчинении Департамента здравоохранения администрации г.о. Самара.
Статьей 126 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что субъект Российской федерации отвечает только по своим обязательствам, не отвечает по обязательствам муниципальных образований и обязательствам созданных юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах местного го самоуправления в Российской Федерации", в редакции действующей в 2011 году, к вопросам местного значения городского округа отнесена организация оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
При этом органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, финансовое обеспечение Больницы имени Н.И. Пирогова, относящейся в спорный период к муниципальной системе здравоохранения, являлось расходным обязательством муниципального образования и следовательно возмещение расходов за оказание медицинской помощи незастрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам должно осуществляться за счет бюджета муниципалитета.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал надлежащим ответчиком по делу Муниципальное образование г. о. Самара в лице администрации г.о. Самара.
Факт оказания истцом экстренной и неотложной помощи подтвержден представленными в материалы дела документами, в том числе реестрами по госпитализации не идентифицированных и незастрахованных в системе ОМС граждан с указанием стоимости оказанных услуг, носителем информации (СБ-диск), содержащим информацию о конкретных медицинских услугах, оказанных истцом гражданам с указанием их фамилии, имени, отчества, времени оказания, наименования и объема оказанных услуг, другими документами.
Ответчик доказательств несоответствия размера стоимости оказанных истцом услуг нормативно установленным не представил, равно как и не представил свой контррасчет.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Учитывая, что факт оказания истцом услуг, их объем и стоимость подтверждены документально, доказательства оплаты оказанных услуг ответчиком не представлены, суд первой инстанции обоснованно взыскал с Муниципального образования г.о. Самара в лице администрации г.о. Самара за счет казны муниципального образования, неосновательное обогащение в размере 11 662 487, 19 руб. Требования, заявленные к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации правомерно оставил без удовлетворения.
Заявление администрации г.о. Самара о применении срока исковой давности судом первой инстанции рассмотрено и обоснованно оставлено без удовлетворения.
Суд правильно указал, что обязательство по компенсации понесенных истцом расходов могло быть исполнено в течение всего финансового года. В силу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Финансирование расходов по статьям бюджета муниципального образования могло быть осуществлено в любой период времени в пределах финансового года. Таким образом, о нарушении права на возмещение стоимости оказанной медицинской помощи истец мог и должен был узнать по окончании соответствующего финансового года - то есть 01.01.2012.
Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Вышеуказанное исковое заявление подано в арбитражный суд 08.12.2014, то есть до истечения срока исковой давности.
Расходы по уплате госпошлины в соответствии со статьей 110 отнесены на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Довод заявителя жалобы о неправильном применении судом первой инстанции статьи 37.2 Основ означающее, что оплата всех видов медицинской помощи, оказываемых муниципальным медицинским учреждением, относится к расходному обязательству муниципалитета отклоняется как необоснованный, поскольку на странице 5 решения, суд первой инстанции четком указал, что источник финансирования расходов за оказанные медицинские услуги зависит от того, является ли лицо застрахованным в рамках ОМС или нет.
И материалов дела следует, что ответчик не опроверг факт, того, что лица, указанные в представленных истцом реестрах не являются идентифицированными и не застрахованными в системе ОМС.
Довод ответчика о неверном применении истцом методики расчета оказанных услуг также отклоняется как необоснованный, поскольку ответчиком не было представлено каких-либо доказательств о несоответствии размера стоимости оказанных услуг, а также контррасчета.
Довод ответчика о том, что представленные истцом медицинские карты по госпитализации не идентифицированных и незастрахованных в системе ОМС граждан являются ненадлежащими доказательствами также отклоняется как необоснованный, поскольку представленные истцом документы, содержат информацию о предоставлении конкретных медицинских услуг, оказанных истцом с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, времени оказания услуг, наименования и объема оказанных услуг.
В судебном заседании 19.02.2015 суд первой инстанции обозрел медицинские карты, оформленные в ходе оказания лицам медицинской помощи.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции были исследованы и обоснованно отклонены.
Выводы суда первой инстанции, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
От уплаты государственной пошлины стороны освобождены на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.07.2015 по делу N А55-29012/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Самара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29012/2014
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница N1 имени Н. И. Пирогова"
Ответчик: Муниципальное образование г.о. Самара в лице Администрации г. о. Самара, РФ в лице Министерства финансов РФ, Федеральный Фонд Обязательного Медецинского страхования
Третье лицо: Министерство здравоохранения Самарской области, РФ в лице Министерства финансов РФ, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области, Федеральный Фонд Обязательного Медецинского страхования