г. Чита |
|
16 октября 2015 г. |
Дело N А10-266/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2015 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, Е. В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия и Закрытого акционерного общества "Восточно-Сибирских транспортных проектировщиков" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 июня 2015 года по делу N А10-266/2015 по заявлению Министерства природных ресурсов Республики Бурятия (ОГРН 1050302689810, ИНН 0326026773) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (ОГРН 1020300966256, ИНН 0323057082) о признании недействительным решения от 05.11.2014 г. N РНП-03-36,
(суд первой инстанции судья Кушнарева Н. П.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Пантаев А. И. - представитель по доверенности от 01.10.2015 г.;
от заинтересованного лица: не явился;
от третьего лица - Закрытого акционерного общества "Восточно-Сибирских транспортных проектировщиков" (далее ЗАО "Востсибтранспроект") (ОГРН 1023801009660, ИНН 3809007510): не явился,
установил:
Министерство природных ресурсов Республики Бурятия (далее заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее антимонопольный орган, УФАС) о признании недействительным решения от 05.11.2014 года N РНП-03-36 об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 июня 2015 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что обжалуемое решение противоречит ст. 104 Закона о контрактной системе, нарушающим права Министерства в сфере экономической деятельности как заказчика, выступающего при осуществлении закупок от лица государства и использующего для этих целей бюджетные средства, и соответственно, необоснованное не включение в реестр недобросовестных поставщиков, безусловно затрагивает права и интересы заказчика, поскольку при проведении в дальнейшем торгов такое лицо будет иметь право вновь участвовать в них, что не соответствует целям Федерального закона от 05.04.2014 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, антимонопольный орган и ЗАО "Востсибтранспроект" обжаловали его в апелляционном порядке.
В апелляционных жалобах поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как не обоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель в отзыве на апелляционные жалобы указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель заявителя просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заинтересованное лицо и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав апелляционные жалобы и отзыв на них, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, выслушав доводы представителя заявителя, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и из представленных в материалы дела документов следует, что 26.05.2014 г. Республиканским агентством по государственным закупкам утверждена документация об электронном аукционе в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту "Защита г. Улан-Удэ от затопления паводковыми водами рек Селенга и Уда Республики Бурятия", заказчиком которого являлось Министерство природных ресурсов Республики Бурятия.
25.07.2014 г. по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе победителем признано ЗАО "Востсибтранспроект", предложившее наименьшую цену контракта.
30.07.2014 г. в единой информационной системе Министерством размещен проект государственного контракта.
04.08.2014 г. ЗАО "Востсибтранспроект" в единой информационной системе разместило протокол разногласий к указанному контракту и 07.08.2014 г. Министерством в единой информационной системе размещен доработанный проект контракта.
12.08.2014 г. ЗАО "Востсибтранспроект" вновь разместило в единой информационной системе протокол разногласий и 13.08.2014 г. Министерство разместило в единой информационной системе доработанный проект государственного контракта.
14.08.2014 г. ЗАО "Востсибтранспроект" разместило в единой информационной сети подписанный усиленной цифровой подписью проект государственного контракта с внесением в него новых изменений в части лица, имеющего право действовать от имени ЗАО "Востсибтранспроект", прикрепив его в окно "Протокол разногласий". При этом, документ, подтверждающий внесение обеспечения исполнения государственного контракта, ЗАО "Востсибтранспроект" размещен не был.
14.08.2014 г. Министерство отказалось от заключения государственного контракта в связи с уклонением ЗАО "Востсибтранспроект" от его заключения.
24.10.2014 г. Министерство обратилось в антимонопольный орган с заявлением о включении ЗАО "Востсибтранспроект" в реестр недобросовестных поставщиков.
По итогам рассмотрения указанного заявления УФАС приняло решение N РНП-03-36 от 05.11.2014 г. об отказе включения сведений о ЗАО "Востсибтранспроект" в реестр недобросовестных поставщиков.
Полагая, что данное решение не соответствует закону и нарушает права Министерства, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского законодательства Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов Министерства оспариваемым актом.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Как указывалось выше, основанием для обращения Министерства в антимонопольный орган с заявлением о включении ЗАО "Востсибтранспроект" в реестр недобросовестных поставщиков явилось уклонение ЗАО "Востсибтранспроект" от заключения государственного контракта.
При этом, в качестве основания для не включения ЗАО "Востсибтранспроект" в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган указал на отсутствие недобросовестного поведения ЗАО "Востсибтранспроект", выраженного в умышленном не подписании государственного контракта, и доказательств того, что его поведение могло повлечь невозможность заключения с ним государственного контракта, как признанного победителя аукциона и, как следствие, нарушение прав заказчика, а включение ЗАО "Востсибтранспроект" в реестр является несоразмерным характеру допущенного нарушения и не обеспечит реализацию его целей.
Вместе с тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-5143/2014, установлен факт уклонения ЗАО "Востсибтранспроект" от заключения государственного контракта, в связи с не направлением заказчику в сроки, установленные действующим законодательством, подписанного проекта контракта. Кроме того, не был представлен протокол разногласий к контракту по истечении названных сроков и не внесено обеспечение исполнения контракта.
Как правильно указал суд первой инстанции, по смыслу Закона о контрактной системе уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении действий, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, либо в бездействии, когда участник открытого аукциона по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, чем создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
В свою очередь, уклонение от заключения государственного контракта является основанием для включения участника размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков.
Включение сведений о лице в такой реестр является по своей сути санкцией за недобросовестное поведение названного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта.
Учитывая изложенное, а так же тот факт, что ЗАО "Востсибтранспроект" действовало противоречиво при предоставлении обеспечения исполнения государственного контракта в виде залога денежных средств, поскольку само заявило в протоколе разногласий единственный способ обеспечения исполнения обязательств - банковскую гарантию, однако, фактически принимало меры к получению кредита для внесения денежных средств на счет заказчика, у антимонопольного органа не было оснований для отказа в удовлетворении требований Министерства о включении ЗАО "Востсибтранспроект" в реестр недобросовестных поставщиков.
При указанных обстоятельствах правомерен вывод суда первой инстанции, что решение УФАС от 05.11.2014 года N РНП-03-36 об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков принято при отсутствии оценки обстоятельств на предмет того, проявило ли ЗАО "Востсибтранспроект" должную заботливость и осмотрительность, какая требовалась от него по характеру обязательства и условиям гражданского оборота, в связи с чем, противоречит ст. 104 Федерального закона от 05.04.2014 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", нарушает права Министерства в сфере экономической деятельности как заказчика, выступающего при осуществлении закупок от лица государства и использующего для этих целей бюджетные средства.
Следовательно, необоснованное не включение в реестр недобросовестных поставщиков затрагивает права и интересы заказчика, поскольку при проведении в дальнейшем торгов такое лицо будет иметь право вновь участвовать в них, что не соответствует целям Закона о контрактной системе.
Доводы же, приведенные антимонопольным органом и третьим лицом в апелляционных жалобах, основаны на неправильном толкований норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решения.
Кроме того, все указанные доводы апелляционных жалоб были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 АПК РФ мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителями апелляционных жалоб не приведено.
Нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционные жалобы на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 июня 2015 года по делу N А10-266/2015, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 июня 2015 года по делу N А10-266/2015 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Г. Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-266/2015
Истец: Министерство природных ресурсов Республики Бурятия
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
Третье лицо: Общество с ограниченной РТС-Тренд, АС РБ, ЗАО ВОСТОЧНО-СИБИРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЕКТИРОВЩИКОВ, Республиканское агентство по государственным закупкам