Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 февраля 2016 г. N Ф04-28277/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Омск |
|
16 октября 2015 г. |
Дело N А46-328/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Бака М.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9373/2015) общества с ограниченной ответственностью "Каремак" на решение Арбитражного суда Омской области от 02.07.2015 по делу N А46-328/2015 (судья Ярковой С.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каремак" (ИНН 5502043720, ОГРН 1025500526402)
к Администрации г. Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259)
3-е лицо: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142)
об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55: 36:040102:6048, площадью 1 000 кв.м, для строительства офисов с гостиницей
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Журавлев А.В. по доверенности от 07.12.2012 сроком действия 3 года; Лев Ж.Ю. по доверенности от 07.12.2012 сроком действия 3 года;
от заинтересованного лица: Веселкова И.А. по доверенности N Исх-АГ/03-5610 от 02.09.2015 сроком действия 1 год;
от 3-го лица: Бусс С.А. по доверенности N 37 от 27.05.2015 сроком действия 1 год;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Каремак" (далее - ООО "Каремак", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации г. Омска, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об оспаривании отказа Администрации г. Омска, выраженного в письме от 13.11.2014 N Исх-АГ/15-5955, в предоставлении ООО "Каремак" земельного участка с кадастровым номером 55: 36:040102:6048, площадью 1 000 кв. м, местоположение которого установлено по ул. Красный Путь, д. 20 в Центральном АО г. Омска, для строительства офисов с гостиницей.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Администрацию г. Омска по вступлении в законную силу решения суда в месячный срок устранить допущенное нарушение прав и интересов ООО "Каремак", путем предоставления испрашиваемого земельного участка, с описанием его поворотных точек, в аренду, сроком на 3 года.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.07.2015 по делу N А46-328/2015 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В обоснование судебного акта было указано, что предоставление возможно только в отношении земельного участка, прошедшего кадастровый учет, спорный земельный участок с кадастрового учета снят его собственником; причиной снятия земельного участка с кадастрового учета явилось его нахождение в двух территориальных зонах, а также прохождение по его части автомобильной дороги общего пользования.
В апелляционной жалобе ООО "Каремак" просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку заявитель прошел все процедуру предоставления земельного участка и нет оснований для отказа в осуществлении завершающего этапа - предоставления земельного участка; земельный участок был поставлен на кадастровый учет 25.12.2013 и находился там 23.07.2014 - на момент обращения с заявлением о его предоставлении; если бы заявление было рассмотрено в двухнедельный установленный законом срок, то основания для его удовлетворения отсутствовали бы; поскольку решение было принято далеко за пределами двухнедельного срока для принятия решения, то у заинтересованного лица возникла обязанность по проведению обратной процедуры: изменение границ территориальных зон и постановки земельного участка на кадастровый учет.
Администрации г. Омска и Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в отзывах на апелляционную жалобу просят решение суда оставить без изменения, поскольку предоставить можно в силу закона только сформированный земельный участок, испрашиваемый земельный участок на момент принятия отказа в его предоставлении не существовал как объект гражданских прав; существование земельного участка в том виде, как он был поставлен на кадастровый учет, противоречит действующим Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Омск, утвержденным Решениям Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201.
В заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы, представители заинтересованного лица и третьего лица - доводы отзывов на нее.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства. В Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска 01.02.2006 поступило заявление ООО "Каремак" о выборе земельного участка по ул. Красный Путь, 20 для размещения многоэтажного здания.
Вступившими в законную силу судебными актами арбитражных судов, принятыми по делу N А46-15101/2006, на Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска возложена обязанность обеспечить выбор испрашиваемого ООО "Каремак" земельного участка путем оформления акта выбора земельного участка под строительство общественно-делового комплекса.
Во исполнение постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 по делу N 46-15101/2006 Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска издано распоряжение N 501-р от 08.06.2009 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Красный путь, дом 20 в Центральном административном округе г.Омска".
Письмом от 13.05.2011 N 219 ООО "Каремак" обратилось в ГУЗР Омской области с просьбой принять Санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по Омской области от 02.10.2009 N 55.01.02.000.Т.001639.10.09 для утверждения акта о выборе земельного участка по ул.Красный путь, д.20 в Центральном административном округе.
Письмом от 30.05.2011 N 02-02/4925 ГУЗР Омской области уведомило ООО "Каремак" о том, что продолжить процедуру утверждения акта о выборе земельного участка для строительства офисов с гостиницей не представляется возможным ввиду издания ГУЗР Омской области распоряжения от 07.07.2009 N 2623-р "Об отказе ООО "Каремак" в размещении офисов с гостиницей по ул.Красный путь, д.20 в Центральном административном округе города Омска" на основании отрицательного Санитарно-эпидемиологическое заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по Омской области от 05.05.2009 N 55.01.02.00.Т.000727.05.09.
Решением Арбитражного суда Омской области по делу А46-9386/2011 был признан незаконным отказ (письмо от 30.05.2011 N 02-02/4925) Главного управления по земельным ресурсам Омской области в размещении объекта, утверждении акта о выборе земельного участка для строительства офисов с гостиницей по ул. Красный путь, 20, в Центральном административном округе г.Омска.
Решением уполномоченного органа от 08.02.2012 во исполнение названного судебного акта, в интересах ООО "Каремак" утвержден вариант размещения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории для строительства офисов с гостиницей по ул. Красный Путь, 20 в Центральном АО г. Омска, согласно ранее утвержденной Департаментом схеме.
Данным решением обществу предложено установить границы земельного участка, осуществить его государственный кадастровый учет и обратиться в уполномоченный орган для его предоставления на испрашиваемом праве.
Заявителем подготовлен межевой план образуемого земельного участка согласно ранее утвержденной схеме и последовало обращение в орган кадастрового учета для внесения сведений о его координатах в государственный кадастр недвижимости.
На основании заявления ООО "Каремак" и представленного пакета документов для осуществления государственного кадастрового учета, ФГБУ ФКП Росреестра по Омской области от 03.12.2013 принято решение N 55/13-111914 о его приостановлении, ввиду отсутствия сведений о территориальных зонах, в состав которых входит формируемый земельный участок, а также о градостроительном регламенте, установленном для указанной территориальной зоны, в связи с чем, в Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска запрошены сведения об их границах.
Из материалов кадастрового дела земельного участка, представленного ФГБУ ФКП Росреестра по Омской области по запросу суда в надлежаще заверенном виде, следует, что Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска проинформировал орган кадастрового учета о том, что вновь образуемый земельный участок, местоположение которого установлено по ул. Красный Путь, д. 20 в Центральном АО г. Омска расположен в двух территориальных зонах, а именно, в территориальной зоне ОД1-1660, предназначенной для размещения административно-деловых, общественно-культурных и иных объектов федерального, регионального и общегородского значения, коммерческих объектов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан и территориальной зоне Ж3-1466, предназначенной для размещения многоквартирных домов средней этажности.
Однако, по результатам поступившей информации из Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска, орган кадастрового учета принял решение от 25.12.2013 N 55/13-124193 о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости для строительства офиса с гостиницей, с указанием на то, что сведения носят временный характер.
После осуществления кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:6048 ООО "Каремак" обратилось с заявлением от 23.07.2014, поступившим в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска 01.08.2014.
По заявлению Департамента имущественных отношений Администрации г.Омска (правообладателя земельного участка), поданному в орган кадастрового учета по инициативе Департаментом архитектуры и строительства Администрации г.Омска от 28.08.2014, земельный участок со статусом временный с кадастровым номером 55:36:040102:6048 был снят с кадастрового учета решением от 02.10.2014 N 55/14-98491.
По результатам рассмотрения заявления ООО "Каремак" 13.11.2014 было отказано в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:6048. В обоснование отказа было указано, что данный земельный участок снят с кадастрового учета, в связи с тем, что его кадастровый учет был осуществлен с нарушением действующих нормативный актов, а именно, в связи со следующими обстоятельствами:
- в соответствии с проектом планировки территории центральной части муниципального образования городской округ г. Омск Омской области, расположенной в границах: улица Красный Путь - улица 7-я Северная - улица 11-я Ремесленная - улица 2-я Восточная - правый берег реки Оми - улица Фрунзе - в Центральном административном округе города Омска, утвержденном постановлением Администрации города Омска от 12.08.2011 N 896-п "Об утверждении проектов планировки центральной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" земельный участок с кадастровым номером 55:36:040102:6048 входит частично в зону жилой застройки средней этажности (увеличение плотности застройки недопустимо), частично - в зону размещения объектов административно-делового и общественного назначения и не входит в предусмотренную указанным проектом планировки зону размещения объектов административно-делового и общественного назначения;
- в соответствии с проектом межевания территории, расположенной в границах: улица Дергачева - проектируемая улица N 1 - проектируемая улица в створе бульвара Космонавтов - улица Рождественского - проектируемая улица в створе улицы Фугенфирова - проектируемая улица N 1 - улица Степанца - улица 70 лет Октября - улица Дмитриева - улица 3-я Островская - левый берег реки Иртыш - мост 60-летия Победы - набережная Тухачевского - граница общественно-деловой зоны по улице Фрунзе - улица Красный Путь - улица Рабиновича - улица Добровольского - улица Орджоникидзе - улица Красногвардейская - улица Красный Путь - улица Интернациональная - набережная Тухачевского - мост имени 60-летия Победы - проектируемая улица N 5 - проектируемая улица N 2 - проспект Комарова - улица Конева - улица Ватутина - улица Дианова - в Кировском, Центральном административных округах города Омска, утвержденным постановлением Администрации г. Омска от 13.11.2013 N 1322-п "О внесении изменений в некоторые правовые акты Администрации г. Омска и утверждении документации по планировке части территории муниципального образования городской округ г. Омск Омской области" испрашиваемый земельный участок частично входит в зону формируемых земельных участков для размещения линейных объектов;
. в результате формирования земельного участка был перекрыт доступ к землям общего пользования, в частности, к находящимся там административным зданиям и зданиям учреждений культуры;
- в границах испрашиваемого участка расположены сети инженерно-технического обеспечения, большая часть которых принадлежит муниципальному образованию.
Полагая, что вышеуказанное решение, выраженного в письме от 13.11.2014 N Исх-АГ/15-5955, в предоставлении ООО "Каремак" земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:6048, площадью 1 000 кв. м, местоположение которого установлено по ул. Красный Путь, д. 20 в Центральном АО г. Омска, для строительства офисов с гостиницей, является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.07.2015 по делу N А46-328/2015 в удовлетворении заявленных требований было отказано. Указанное решение обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение суда не подлежащим отмене, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказывает исходя из следующего.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Таким образом, до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства должны быть выполнены требования, устанавливающие порядок выбора, в том числе, постановка на кадастровый учет земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (в действующей редакции) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с положениями статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Границы земельного участка определяются согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является, прежде всего, систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер.
Статья 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.
Таким образом, как правильно отметил суд первой инстанции, по смыслу положений Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" участок считается сформированным и может быть предоставлен заявителю под строительство по ранее проведенной процедуре выбора, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 55:36:040102:6048, на момент принятия оспариваемого решения, снят с государственного кадастрового учета.
В случае если государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлен, отсутствует и объект правоотношений, в связи с чем, правовые основания для его предоставления отсутствуют.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что заявление было подано 23.07.2014 и в силу части 2 статье 32 Земельного кодекса Российской Федерации должно было быть рассмотрено в двухнедельный срок, и, соответственно, поскольку решение было принято далеко за пределами двухнедельного срока для принятия решения, то у заинтересованного лица возникла обязанность по проведению обратной процедуры: изменение границ территориальных зон и постановки земельного участка на кадастровый учет, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Снятие земельного участка осуществлено по заявлению его собственника решением органа кадастрового учета. Однако, ни действия Администрации города Омска в лице Департамента имущественных отношений, ни само решение кадастрового органа заявителем не оспаривались и являются действительными.
Кроме того, мотивы снятия земельного участка с кадастрового учета были озвучены в отказе Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска и обоснованно расценены судом первой инстанции как правомерные.
Так, в материалы дела представлен фрагмент карты градостроительного зонирования территории г. Омска, являющийся приложением к нормативному акта - Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ г. Омск Омской области, утвержденным Решениям Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, из которой следует, что спорный земельный участок расположен в двух территориальных зонах: ОД-1 (зоне объектов административно-делового и общественного назначения) и Ж-3 (зоне жилой застройки средней этажности).
Согласно пункту 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
На момент принятия данного нормативного акта, земельный участок не только не был сформирован, но не было утвержденного акта выбора данного земельного участка.
Таким образом, суд в тексте решения сделал правильный вывод, что, в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в границах двух территориальных зон, его формирование и кадастровый учет объективно приобрели неправомерный характер.
Факт обращения ООО "Каремак" в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка до принятия вышеуказанных Правил не свидетельствует о нераспространении их действия на правоотношения, возникшие после вступления их в силу, так как установлено, что ранее возникшие отношения применяются в рамках настоящих Правил в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления их в силу.
В соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением Администрации г. Омска от 13.11.2013 N 1322-п "О внесении изменений в некоторые правовые акты Администрации г. Омска и утверждении документации по планировке части территории муниципального образования городской округ г. Омск Омской области", испрашиваемый земельный участок также частично входит в зону формируемых земельных участков для размещения линейных объектов.
В соответствии с проектом планировки территории, утвержденным постановлением Администрации г. Омска от 12.08.2011 N 896-п, испрашиваемый земельный участок частично входит в зону жилой застройки средней этажности, где увеличение плотности застройки недопустимо, частично - в границах технической зоны сетей инженерной инфраструктуры.
Исходя из ответов, представленных в материалы дела от Муниципального предприятия г. Омска "Тепловая компания", Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска, ОАО "Омскводоканал", ОАО "Омскэлектро" вынос тепловых сетей, ливневой канализации, канализационных сети, высоковольтной кабельной линии, проходящих в границах земельного участка, невозможен.
Расположение части земельного участка в границах существующей дороги по ул. Рабиновича, входящей в перечень автомобильных дорог общего пользования (идентификационный номер (52-401-382 ОП МГ 367), также исключает возможность формирования и последующего предоставления испрашиваемого земельного участка в таких границах для строительства капитального объекта недвижимости - офисов с гостиницей, так как действующим законодательством не предусмотрена возможность введения даже временных ограничений или прекращения движения с целью возможного предоставления автомобильной дороги, или ее части, для строительства здания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, Арбитражный суд Омской области верно установил, что на основании всех вышеперечисленные обстоятельства, у заявителя отсутствует возможность реализации его заинтересованности в использовании испрашиваемого земельного участка.
Доводы ООО "Каремак" о том, что эти препятствия не имели места в 2006 году, на момент его обращения за предоставлением участка, а возникли впоследствии в результате действий самих органов публичной администрации, которые фактически исключили для заявителя возможность завершить процедуру приобретения прав на земельный участок, в отношении которого вступившими в законную силу судебными актами был обеспечен его выбор в пользу заявителя, судом отклоняется.
В силу предписаний норм главы 24 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации эти доводы не могут быть положены в основание оценки законности конкретного оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка, поскольку в рамках ранее рассмотренных дел были оценены и признаны незаконными совершенно иные доводы административного органа.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а в удовлетворении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции отказывает.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каремак" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 02.07.2015 по делу N А46-328/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-328/2015
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 февраля 2016 г. N Ф04-28277/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Каремак"
Ответчик: Администрация города Омска
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области