г. Чита |
|
16 октября 2015 г. |
Дело N А10-2578/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2015 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, Е. В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Тулухеевой Бэллы Николаевны на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 6 августа 2015 года по делу N А10-2578/2015 по заявлению индивидуального предпринимателя Тулухеевой Бэллы Николаевны (ОГРН 305031220800020, ИНН 030800722685) к Муниципальному казенному учреждению "Администрация муниципального образования "Город Кяхта" Кяхтинского района Республики Бурятия (ОГРН 1020300715270, ИНН 0312002780) о признании недействительным отказа,
(суд первой инстанции судья Пунцукова А. Т.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился,
установил:
Индивидуальный предприниматель Тулухеева Бэлла Николаевна (далее заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Администрация муниципального образования "Город Кяхта" Кяхтинского района Республики Бурятия (далее Администрация) о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на строительство торгового дома, расположенного на земельном участке по адресу: Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Крупской, 36 "Б".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 6 августа 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку на момент обращения заявителя в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство предпринимателем уже было начато строительство здания торгового дома, кроме того, предпринимателем не представлена государственная экологическая экспертиза проектной документации объекта - торгового дома.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель Тулухеева Б. Н. обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального, процессуального права и на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, поскольку, необходимость проведения государственной экологической экспертизы отсутствует.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу в суд не направила.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, предприниматель Тулухеева Б. Н. имеет на праве собственности земельный участок: площадью 712 кв.м, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Крупской, участок 36В, кадастровый номер 03:12:150282:85, категория земель - земли населенных пунктов.
Постановлением Муниципального образования "Город Кяхта" Кяхтинского района от 20.08.2014 N 316 утвержден градостроительный план вышеуказанного земельного участка RU 04512101110 от 20.08.2014 г. для строительства торгового дома.
21.08.2014 г. предприниматель Тулухеева Б. Н. обратилась в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство торгового дома на земельном участке, расположенном по адресу: Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Крупской, участок 36В, кадастровый номер 03:12:150282:85.
Письмом N 887 от 29.08.2014 г. Администрация отказала предпринимателю в выдаче разрешения на строительство, указав на отсутствие положительного заключения федеральной государственной экологической экспертизы.
20.04.2015 г. предприниматель Тулухеева Б. Н. вновь обратилась в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
22.04.2015 г. письмом N 497 Администрация отказала в выдаче заявителю разрешения на строительство, указав, что при комиссионном обследовании земельного участка, расположенного по адресу: Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Крупской, участок 36 (кадастровый номер 03:12:150282:116), установлено, что на данном земельном участке построен объект капитального строительства без разрешения на строительство.
Указанный факт явился основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с заявлением о призвании отказа недействительным.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения, а также с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Частями 1 и 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении Администрация находится вопрос по выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Согласно ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям (в случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции); выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
При этом получению разрешения на строительство, как следует из части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ч. 13 ст. 51, ч. 11 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
При этом, частью 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ установлено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 указанной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.09.2012 г. N 5698/12, подтвержденной Определением Верховного Суда РФ от 09.06.2015 г. N 309-КГ15-209, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается при наличии разрешения на строительство, а последнее подлежит выдаче до начала строительства.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и по существу не оспаривается сторонами, на момент обращения заявителя в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство предпринимателем Тулухеевой Б. Н. на земельном участке, расположенном по адресу: Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Крупской, участок 36Б, кадастровый номер 03:12:150282:85, уже было выполнено строительство первого этажа здания торгового дома, без разрешения на строительство.
При указанных обстоятельствах у Администрации отсутствовали правовые основания для выдачи предпринимателю Тулухеевой Б. Н. разрешения на строительство на вышеуказанном земельном участке.
Кроме того, согласно распоряжению Правительства РФ от 27.11.2006 N 1641-р об утверждении границы Байкальской природной территории и ее экологических зон, в том числе центральной экологической зоны, а так же письма Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 04.08.2014 N 06110-ио33-2578, территория Кяхтинского района Республики Бурятия находится в границах Байкальской природной территории.
В соответствии с ч. 6 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, в редакции Федерального закона от 28.06.2014 г. N 181-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории, а также проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности, искусственных земельных участков на водных объектах.
Как правильно указал суд первой инстанции, действующее законодательство возлагает на претендентов в получении разрешения на строительство объектов, связанных с предпринимательской деятельностью, обязанность по предоставлению в уполномоченный орган государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории.
Поскольку в рассматриваемом случае предпринимателем Тулухеевой Б. Н. при обращении в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство, в числе прочих документов, государственная экологическая экспертиза проектной документации объекта - торгового дома представлена не была, Администрация не вправе была выдать испрашиваемое разрешение и по указанным основаниям.
В связи с чем, несостоятельны противоположные доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе.
Таким образом, обжалуемый предпринимателем отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство торгового дома, расположенного на земельном участке по адресу: Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Крупской, 36 "Б", соответствует действующему законодательству и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 6 августа 2015 года по делу N А10-2578/2015, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 6 августа 2015 года по делу N А10-2578/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Г. Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2578/2015
Истец: Тулухеева Бэлла Николаевна
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение Администрация Муниципального образования Город Кяхта Кяхтинского района Республики Бурятия