16 октября 2015 г. |
Дело N А83-1942/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.10.2015.
Постановление изготовлено в полном объёме 16.10.2015.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Градовой О.Г.,
Полынкиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Кисилевой М.И.,
при участии: представителя ИП Клешневой Галины Александровны - Кошенко Аллы Францевны, ордер от 14.06.2015 N 82;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Клешневой Галины Александровны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 11.08.2015 по делу N А83-1942/2015 (судья Титков С.Я.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Клешневой Галины Александровны (ул. Куйбышева, 22, кв. 81, г. Симферополь, Республика Крым, 295034) к Управлению Федеральной миграционной службы России по Республике Крым (ул. Тренева, 3А, г. Симферополь, Республика Крым, 295034) об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
установил:
индивидуальный предприниматель Клешнева Галина Александровна (ул. Куйбышева, 22, кв. 81, г. Симферополь, Республика Крым, 295034 (далее - ИП Клешнева Г.А., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы России по Республике Крым (ул. Тренева, 3А, г. Симферополь, Республика Крым, 295034) (далее - административный орган, заинтересованное лицо) в котором просило суд: признать незаконным и отменить решение Врио начальника УФМС России по Республике Крым от 25.05.2015 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении N 153; признать незаконным и отменить постановление начальника отдела иммиграционного контроля и противодействия незаконной миграции УФМС России по Республике Крым Васильева О.В. N 153 от 21 апреля 2015 года; освободить индивидуального предпринимателя Клешневу Галину Александровну от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 11 августа 2015 года постановление начальника Отдела иммиграционного контроля и противодействия незаконной миграции Управления федеральной миграционной службы России по Республике Крым Васильева Олега Валентиновича N 153 от "21" апреля 2015 года о признании Индивидуального предпринимателя Клешневой Галины Александровны, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в пределах санкции данной статьи в виде административного штрафа в размере 400 000,00 руб. и решение Врио начальника Управления федеральной миграционной службы России по Республике Крым от "25" мая 2015 года Крылова Сергея Владимировича были изменены, размер штрафа снижен до 200 000,00 руб.; в остальной части постановление начальника Отдела иммиграционного контроля и противодействия незаконной миграции Управления федеральной миграционной службы России по Республике Крым Васильева Олега Валентиновича N 153 от "21" апреля 2015 года и решение Врио начальника Управления федеральной миграционной службы России по Республике Крым от "25" мая 2015 года Крылова Сергея Владимировича было оставлено без изменений.
Не согласившись с указанным судебным актом, индивидуальный предприниматель Клешнева Галина Александровна подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 августа 2015 года, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что ИП Клешнева Г.А. привлечена к административной ответственности как индивидуальный предприниматель, чьим личным законом является право Российской Федерации и до 01.01.2015 заявительница осуществляла свою деятельность как субъект предпринимательской деятельности Украины, в качестве которого она к ответственности не привлекалась.
Определением председателя четвертого судебного заседания от 15 октября 2015 года произведена замена судьи Горошко Н.П., ввиду ее болезни, на судью Полынкину Н.А.
Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 августа 2015 года, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Управление Федеральной миграционной службы России по Республике Крым отзыв на апелляционную жалобу не представило и не воспользовалось своим правом на участие его представителя в судебном заседании; о дате, месте и времени судебного заседания было уведомлено надлежащим образом.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее извещение Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Крым, необязательность явки его представителя в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Крым.
Законность и обоснованность решения от 11 августа 2015 года проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судом установлено, что 14.01.2015 в адрес Управления Федеральной миграционной службы России Республики Крым из Прокуратуры Республики Крым поступили материалы проверки гостиницы "Лермонтов", из которых следует, что 22.12.2014 Прокуратурой Республики Крым по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации была проведена проверка исполнения миграционного законодательства на территории Республики Крым. В ходе проведенного проверочного мероприятия по адресу: г. Симферополь, ул. Лермонтова, д. 6, был установлен факт неисполнения принимающей стороной - индивидуальным предпринимателем Клешневой Галиной Александровной, ОГРН 314910234502176, обязанностей по постановке на миграционный учет иностранных граждан, а именно: с 12.12.2014 по 13.12.2014 в гостинице "Лермонтов", расположенной по адресу: г. Симферополь, ул. Лермонтова, д. 6, пребывал гражданин Украины Адамов Андрей, 28.05.1980 года рождения, без постановки на миграционный учет.
30.01.2015 ведущим специалистом - экспертом ОИК и ПНМ УФМС России по Республике Крым Козыринцевым Д.Ю. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проведении административного расследования N 25 в отношении индивидуального предпринимателя Клешневой Галины Александровны.
27.02.2015 ведущим специалистом - экспертом ОИК и ПНМ УФМС России по Республике Крым Козыринцевым Д.Ю. был составлен административный протокол N 153.
В дальнейшем, постановлением начальника Отдела миграционного контроля и противодействия незаконной миграции УФМС России по Республике Крым Васильева О.В. от 21.04.2015 N 153, индивидуальный предприниматель Клешнева Галина Александровна была привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 400 000,00 рублей.
Постановление начальника Отдела миграционного контроля и противодействия незаконной миграции УФМС России по Республике Крым Васильева О.В. N 153 от 21.04.2015 ИП Клешневой Г.А. было обжаловано в порядке подчиненности.
Решением Врио начальника УФМС России по Республике Крым Крыловым С.В. от 25.05.2015 жалоба была оставлена без удовлетворения.
Считая постановление начальника отдела миграционного контроля и противодействия незаконной миграции УФМС России по Республике Крым Васильева О.В. N 153 от 21.04.2015 и решение Врио начальника УФМС России по Республике Крым Крылова С.В. от 25.05.2015, оставившего постановление N 153 от 21.04.2015 без изменения незаконными, ИП Клешнева Г.А. обратилась в арбитражный суд с настоящим с заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что ИП Клешнева Г.А. фактически являясь принимающей стороной гражданина Украины в период с 12.12.2014 по 13.12.2014, в нарушение требований статьи 20 и пункта 2 части 2 статьи 22 Закона N 109-ФЗ предоставила этому гражданину для пребывания гостиничный номер без постановки на миграционный учет в установленные сроки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности применения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначении в отношении ИП Клешневой Г.А. наказания ниже низшего предела, в связи с чем изменил оспоренное постановление в части назначения наказания.
Порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания в Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 18.07.2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 20 Закона N 109-ФЗ иностранный гражданин, в случае нахождения в месте пребывания, обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 22 Закона N 109-ФЗ принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных пунктами 1 и 2 части 2 и частью 3 статьи 20 настоящего Федерального закона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи; передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
В силу пункта 2 части 2 статьи 20 Закона N 109-ФЗ учету по месту пребывания подлежат временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 20 Закона N 109 - ФЗ уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (в гостиницу) должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной не позднее одного рабочего дня следующего за днем его прибытия в место пребывания.
Пунктом 7 статьи 2 Закона N 109-ФЗ установлено, что сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона) - это гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица.
Порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регламентирован Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9.
В соответствии с ч. 4 ст. 18.9 КоАП неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Факт проживания гражданина Украины Адамова Андрея, 1980 года рождения, в гостинице "Лермонтов" в период с 12.12.2014 по 13.12.2014 без постановки на миграционный учет подтвержден материалами дела и не оспаривается представителем заявителя.
Принимающей стороной является индивидуальный предприниматель Клешнева Галина Александровна, которая осуществляла предпринимательскую деятельность на территории Республики Крым в установленном законом порядке. Именно на ней лежит обязанность своевременно уведомлять органы миграционной службы о постановке на учет иностранных граждан, поселявшихся в гостинице "Лермонтов".
Таким образом, совершение заявительницей административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, подтверждаются материалами дела, а именно, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, объяснениями Клешневой Г.А. и постановлением по делу об административном правонарушении.
Достаточных и надлежащих доказательств наличия каких-либо объективных причин, препятствующих ИП Клешневой Г.А. выполнению требований миграционного законодательства (в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые она не могла предвидеть), в материалах дела отсутствуют.
Ссылка представителя заявителя на то, что фактически Клешневой Г.А. свидетельство о регистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя было получено после 25.12.2015, не является основанием для ее освобождения от ответственности как индивидуального предпринимателя за нарушение российского законодательства, учитывая факт того, что согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей статус индивидуального предпринимателя Клешневой Галине Александровне был присвоен уже 11.12.2014, что не отрицается заявителем.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что на момент совершения Клешневой Г.А. административного правонарушения, являлась индивидуальным предпринимателем Российской Федерации, о чем она не могла не знать, подав заявление на получение статуса индивидуального предпринимателя Российской Федерации.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно снизил размер наложенного штрафа до 200 000,00 рублей, не усмотрев при этом оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 августа 2015 года по делу N А83-1942/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Клешневой Галины Александровны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1942/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21 января 2016 г. N Ф10-5137/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Клешнева Галина Александровна
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы России по Республике Крым