Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29 января 2016 г. N Ф06-5288/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
19 октября 2015 г. |
Дело N А55-7308/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - Фомина Е.В., доверенность от 26.02.2015 г. N 694,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Найдовский П.Е., доверенность от 29.12.2014 г. N 12-9289,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Ртищев Д.О., доверенность от 08.06.2015 г. N Д05-01/2044,
от муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 275 Советского района города Самары - Кромская Ю.С., доверенность от 09.10.2015 г. N 16,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июня 2015 года по делу N А55-7308/2015 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 275 Советского района города Самары, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Самарской области (далее - заинтересованное лицо) от 30.01.2015 N 01/685/2014-265 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание площадью 1518,3 кв.м, расположенный по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Свободы, дом 83а, кадастровый номер 63:01:0913005:0:14 и обязании Управления Росреестра по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание площадью 1518,3 кв.м, расположенный по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Свободы, дом 83а, кадастровый номер 63:01:0913005:0:14.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 июня 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Росреестра по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, Постановление Главы города Самары N 1861 от 31.12.1996 г. не является документом, подтверждающим право собственности муниципального образования на вышеназванный объект недвижимости, образованный после реконструкции, поскольку на момент передачи в собственность заявителю спорный объект недвижимости не существовал в реконструированном виде.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Департамента управления имуществом городского округа Самара, Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, МДОУ детский сад N 275 считают решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
22.12.2014 муниципальное образование г.о. Самара в лице представителя обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости.
30.01.2015 в проведении заявленного регистрационного действия отказано на основании абз. 10 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Не согласившись с отказом в государственной регистрации, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
При обращении с заявлением о государственной регистрации права заявителем в качестве правоподтверждающего документа на объект недвижимого имущества представлена выписка из реестра муниципальной собственности от 25.11.2014 N 15-07-16/48363, согласно которой спорный объект недвижимости включен в реестр муниципального имущества 31.12.1996 за номером 010865 на основании постановления Главы г. Самары N 1861 от 31.12.1996 (л.д. 14).
Согласно представленному на государственную регистрацию письму Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 05.09.2012 N Д05-01-01/11609-0-1 в спорном нежилом здании, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Свободы, д. 83а, внутр. литера Ф, ф, Ф1, ф1, Ф2, ф2, ФЗ, ФЗ, произведена реконструкция.
При осуществлении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию заинтересованное лицо отказало заявителю в проведении регистрационного действия по причине того, что представленное письмо Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 05.09.2012 N Д05-01-01/11609-0-1 не содержит информацию о том, что разрешение на реконструкцию и ввод указанного объекта в эксплуатацию не требуется.
Кроме того, заинтересованное лицо полагает, что так как письмо Департамента подготовлено для принятия судебного решения о признании права собственности на объект недвижимости и не исключает необходимость соблюдения порядка, установленного Федеральным законом от 21.07.1997, спорный объект обладает признаком самовольной постройки.
Суд правильно указано на то, что в соответствии со ст. 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
При рассмотрении дела судом установлено, что в данном конкретном случае при осуществлении строительных работ в спорном нежилом здании, подробное описание которых содержится в письме Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 05.09.2012 N Д05-01-01/11609-0-1, у Департамента управления имуществом городского округа Самара отсутствовала предусмотренная законом обязанность по предварительному получению разрешения на реконструкцию данного объекта в соответствии с ч.ч. 1, 2, 5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 4 части 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Как следует из письма Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 05.09.2012 N Д05-01-01/11609-0-1 строительные мероприятия в нежилом здании, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Свободы, д. 83а, внутр. литера Ф, ф, Ф1, ф1, Ф2, ф2, ФЗ, ФЗ не нарушают действующие строительные нормы, не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, не превышают предельные параметры разрешенной реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.
Судом правильно учтено, что согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, выраженной в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1997 года N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в Приложении N 3 к указанному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федераций на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного Постановления и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспариваемый заявителем отказ, изложенный заинтересованным лицом в сообщении от 30.01.2015 N 01/685/2014-265, не соответствует требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, что согласно ст. 201 АПК РФ является основанием для признания его незаконным.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июня 2015 года по делу N А55-7308/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7308/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29 января 2016 г. N Ф06-5288/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент управления имуществом г. о. Самара
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры г. о. Самара, МДОУ детский сад N275 Советского района г. Самары, Муниципальное дошкольное образовательное учереждение детский сад N275 Советского района г. Самары