г. Москва |
|
19 октября 2015 г. |
Дело N А40-87142/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева
судей Е.Б. Расторгуева, А.И. Трубицына
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.В. Антоновым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана ЖДТ РФ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 июля 2015 года
по делу N А40-87142/15, принятое судьёй О.В. Дубовик
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ОГРН 1037739877295)
к Федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(ОГРН 1037701021841)
о взыскании денежных средств в сумме 631.039 руб.89 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Труфанова Е.Е. (доверенность от 06.10.2014)
от ответчика: Жмурова Л.B. (доверенность от 13.08.2015)
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее ответчик) о взыскании убытков в сумме 631.039 руб. 89 коп.
Решением суда от 17 июля 2015 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме. При этом суд исходил из доказанности истцом юридического состава для взыскания убытков (ст.ст. 15, 393 ГК РФ).
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
По мнению заявителя жалобы, суд не принял во внимание, что груз в спорном контейнере перевозился не в международном грузовом сообщении, а в прямом железнодорожном сообщении, акт формы КЭУ-5 при приёмке груза под охрану не составлялся, в связи с чем требования истца основаны на недопустимых доказательствах.
Суд не учел, что истец необоснованно включил в сумму убытков пени, уплаченные на НДС и ввозную таможенную пошлину, и не воспользовался правом на налоговые вычеты по НДС.
Истец просит решение суда оставить в силе, представил письменные пояснения по апелляционной жалобе.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных в ст. 270 АПК РФ, для отмены решения от 17 июля 2015 г. и удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела и достоверно установлено судом первой инстанции, перевозчиком контейнера TTNNU 4049213 с товаром "одежда" на грузовой платформе N 54965546, следовавшего по железнодорожной накладной ЭА 406356 со станции Находка-Восточная назначением на станцию Москва-Товарная Павелецкая, являлось ОАО "Российские железные дороги". Груз в указанном контейнере перемещался железнодорожным транспортом в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по транзитной декларации N 10714040/040714/0026829.
Согласно Акту приема грузов в вагонах, контейнерах, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России от 06.07.2014 г. серии П 96315, оформленному по станции Находка-Восточная Дальневосточной железной дороги с грузоотправителем ООО "ВСК", контейнер принят для сопровождения и охраны представителем ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" Турчановичем И.А. за двумя исправными пломба" отправителя N D2749760 и N 594553, указанными в железнодорожной накладной и принятыми Находкинской таможней в качестве среде идентификации.
В пути следования 18.07.2014 на перегоне "Домодедово - Бирюлево" районе платформы "Булатниково" при технической остановке у контейнер TTNU 5885763 обнаружено отсутствие пломб отправителя. По письменном заявлению представителя ФГП "Ведомственная охрана железнодорожног транспорта РФ" Каданова И.А. от 18.07.2014 N 10 для сохранности груза в контейнер наложено новое запорно-пломбировочное устройство (далее - ЗГПу "ОХРА-1" с оттиском РЖД Н8361625, что подтверждается актом общей формы N6/1783 от 18.07.2014 г.
В ходе комиссионного осмотра, проведенного 21.07.2014 на станции Москва-Товарная Павелецкая в присутствии представителя ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" Хомич В.И установлена недостача 245 грузовых мест, что подтверждается актом общей формы N 202/3302 и коммерческим актом N МСК1400991/106 от 06.08.2014 г.
Недоставка в контейнере TTNU 5885763 части товара, перевозимого в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по транзитной декларации 10714040/040714/0026829, и утрата средств идентификации повлекли за собой для ОАО "РЖД" следующее:
1) Находкинской таможней (как таможней отправления) выставлено требование от 6 октября 2014 г. N 3202 об уплате таможенных платежей на сумму 631 039 (шестьсот тридцать одна тысяча тридцать девять) рублей 89 коп., (в т.ч. 252 401 руб. 45 коп. - ввозная таможенная пошлина; 6 524 руб. 58 коп. - пени на данную пошлину; 362 737 руб. 11 коп. - НДС; 9 376 руб. 75 коп. - пени на НДС), которое оплачено 24.10.2014 платежными поручениями N 695, 697, 691 и 693 соответственно;
2) Постановлением от 11 августа 2014 г. N 10129000-647/2014 Московская таможня привлекла ОАО "РЖД" к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей за утрату средства идентификации по статье 16.11 КоАП РФ;
3) Постановлением 28 августа 2014 года N 10129000-664/2014
Московская таможня привлекла ОАО "РЖД" к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 350 ООО (триста пятьдесят тысяч) рублей за утрату части груза по 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
В целях досудебного урегулирования спора и возмещения указанных убытков в соответствии с пунктом 4.3 Соглашения N 935 в адрес ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" направлена претензия 27 октября 2014 г. N исх-1532/МоскРТД на сумму 991 039,89 руб. В соответствии с письмом от 24.11.2014 г. N П-3/183-Т/14 ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" претензия частично удовлетворена и оплачена. Так, из выставляемых в претензии убытков в размере 991 039,89 рублей ответчик возместил ОАО "РЖД" 360 000 руб. 00 коп., чем признал ненадлежащее исполнение договорных обязательств при осуществлении охраны контейнера TTNU 5885763 со своей стороны.
В части возмещения таможенных платежей в сумме 631 039,89 рублей в удовлетворении претензионных требований было отказано на основании того, что часть похищенного из контейнера TTNU 5885763 груза была найдена и приобщена следственными органами в качестве вещественных доказательств по уголовному делу, а также что сумма НДС не может считаться доказанной суммой понесенных и не возмещенных иным путем убытков.
Таким образом, ОАО "РЖД" понесло убытки на общую сумму 631.039 руб. 89 коп.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Взыскание таможенным органом с ОАО "РЖД" штрафных санкций, являются для перевозчика убытками, причиненными непосредственно ведомственной охраной вследствие ненадлежащего исполнения обязательства по сопровождению и охране переданного по приемо - сдаточным актом по форме КЭУ-5, контейнера с ЗПУ, опечатанного пломбами таможенного органа.
Согласно ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполнятся надлежащим образом в соответствии с условием обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таковых условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иным обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 17 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта РФ) устанавливается перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования, который утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Охрана таких грузов обеспечивается грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору.
В соответствии с данной статьей был издан Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 38, которым утверждены правила перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей (далее - Правила).
Согласно Правилам, груз - одежда входит в перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования (приложение N 3 к Приказу МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 38).
Поскольку груз - одежда относится к перечню грузов, требующих обязательного сменного сопровождения, соответственно на данную перевозку распространяется Соглашение N 935 о порядке взаимодействия и ответственности при перевозках грузов железнодорожным транспортом, заключенное между ОАО "РЖД" и ФГП ВО ЖДТ России (далее - Соглашение N" 935). Данное Соглашение регулирует порядок взаимодействия сторон при перевозках грузов в вагонах и контейнерах железнодорожным транспортом, осуществляемых перевозчиком и сопровождаемых и охраняемых охраной; порядок взаимодействия сторон при предъявлении и рассмотрении претензий друг к другу о возмещении убытков перевозчика, связанных с. утратой, недостачей повреждением грузов; порядок взаимодействия сторон при возмещении убытков, понесенных перевозчиком от уплаты таможенных платежей, а также штрафов, взысканных государственными органами за административными правонарушениями, возникшие из-за утраты грузов (подпункты 1.1.1-1.1.3 Соглашения N 935).
Согласно пункту 7.2 Соглашения N 935 ответственность за убытки, связанные с утратой, недостачей, повреждением грузов, а также административные штрафы, взысканные государственными органами за административные правонарушения, возникшие в связи с утратой груза, перевозимого в международном сообщении возлагается на сторону, принявшую вагоны, контейнеры с грузом с учетом требований, установленных в разделе 3 Соглашения.
В соответствии со статьей 118 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза в случае, если перевозка груза осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя.
Согласно пункту 5.10.4 Соглашения охрана не возмещает убытки от уплаты таможенных платежей и административных штрафов за утрату груза в случаях, когда недостача груза не подтверждена коммерческим актом или актом таможенного досмотра. Факт утраты пломб отправителя, признанных таможенным органом в качестве средств идентификации, и недостача груза подтверждаются постановлениями по делам об административных правонарушениях Московской Таможни N 10129000-647/2014 и N 10129000-664/2014.
Отказ Ответчика от возмещения убытков по мотиву обнаружения части похищенного груза нельзя признать правомерным, поскольку отсутствует информация об обнаружении части похищенного груза и передаче его сотрудниками следственных органов получателю, вследствие чего ОАО "РЖД" оплачивая выставленное Московской таможней требование N 3202 от 06.10.2014 г. исходило из имеющейся информации о недостаче груза в размере, установленном в ходе комиссионной проверки и подтвержденном коммерческим актом.
Факт недостачи груза и утраты пломбы установлен постановлениями Московской таможни. Материалами административных дел подтверждается факт утраты средства идентификации, в результате чего имелся несанкционированный доступ к грузу. Факт отсутствия части товара, перевозимого в контейнере TTNU 5885763, подтверждается актом общей формы N 6/1783 от 18.07.2014 г. При этом постановлением Московской таможни от 28 августа 2014 г. по делу об административном правонарушении N 10129000-664/2014 установлено, что товары, перевозимые в данном контейнере, приняты под охрану и должны сопровождаться стрелками охраны до пункта назначения. Контейнер был опломбирован и доступа к грузу не имелось. Факт отсутствия пломбы отправителя был установлен 18.07.2014 на перегоне "Домодедово - Бирюлево" в районе платформы "Булатниково" при обходе состава сотрудником ФГП ВО ЖДТ России, пломбы отсутствовали.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что недостача товара возникла в период нахождения контейнера под охраной вследствие ненадлежащего обеспечения охраны предприятием ФГП ВО ЖДТ России.
В соответствии с пунктом 4 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей и грузополучателей, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 38, сопровождение осуществляется с момента передачи перевозчиком ведомственной охране груза на входной пограничной передаточной станции до момента выдачи груза грузополучателю на станции назначения. Таким образом, именно на работников ведомственной охраны возложена обязанность по обеспечению сохранности товара с момента приема контейнера на станции Находка-Восточная и до момента выдачи грузополучателю на станции Москва-Товарная Павелецкая.
Доказательств отсутствия своей вины в несохранной перевозке груза Ответчиком не представлено.
В соответствии с пунктом 8.1 Соглашения, освобождение от ответственности при ненадлежащем исполнении обязательств возможно только при условии действия обстоятельств непреодолимой силы, в том числе чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах. К таким обстоятельствам, в соответствии с Соглашением, отнесены объявление военных действий, гражданские волнения, эпидемии, блокада, землетрясения, наводнения и другие природные стихийные бедствия, а также издание актов государственных органов. При следовании спорных контейнеров по территории Российской Федерации указанных оснований не возникало, в ответе на претензию также не были представлены доказательства наличия чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, которые не позволили работникам ФГП ВО ЖДТ России обеспечить сохранность средств идентификации и груза.
Следовательно, доказан факт ненадлежащего контроля со стороны ответчика за сохранность груза, переданного ему истцом под охрану, что является нарушением ст. 8, 12 ФЗ "О ведомственной охране" от 14.04Л999, п.п. 6, 8 Постановления Правительства РФ от 27.06.2009 N 540, ст. 118 УЖТ РФ и Приказа МПС РФ N 38 от 18.06.2003 г.
Тем самым опровергается довод Ответчика об отсутствии доказательств причинения убытков Истцу по вине Ответчика.
Довод Ответчика относительно того обстоятельства, что груз в спорном контейнере перевозился не в международном грузовом сообщении, а в прямом, в связи с чем, по мнению истца подлежит применению п.3.3. соглашения, где приемо-сдаточный акт КЭУ-5 указан в качестве обязательного применения судом отклонен правомерно, поскольку противоречит п.3.10 Соглашения, а также п. 1.2. соглашения, согласно которого, действия Соглашения распростаняются на перевозки грузов во всех видах сообщений.
Данное Соглашение N 935 регулирует порядок взаимодействия сторон при перевозках грузов в вагонах и контейнерах железнодорожным транспортом, осуществляемых перевозчиком и сопровождаемых и охраняемых охраной; порядок взаимодействия сторон при предъявлении и рассмотрении претензий друг к другу о возмещении убытков перевозчика, связанных с утратой, недостачей повреждением грузов; порядок взаимодействия сторон при возмещении убытков, понесенных перевозчиком от уплаты таможенных платежей, а также штрафов, взысканных государственными органами за административными правонарушениями, возникшие из-за утраты грузов (подп. 1.1.1-1.1.3 Соглашения N 935).
В соответствии с п. 3.3 Соглашения передача вагонов, контейнеров с грузами, в том числе перевозимых под таможенным контролем, между перевозчиком и охраной, предусмотренная п.п. 3.1.1- 3.1.6 Соглашения N 935, осуществляется по приемо-сдаточным актам формы КЭУ-5.
Однако в соответствии с п. 3.10 Соглашения N 935, прием охраной от грузоотправителя к сопровождению на станциях отправления вагонов и контейнеров с грузами, перевозимых по железным дорогам Российской Федерации с сопровождением охраны, производится на основании заключенных между ними договоров, без участия перевозчика и без составления приемо-сдаточного акта формы КЭУ-5.
В этой связи, утверждение ответчика о том, что не составление акта по форме КЭУ-5 между перевозчиком и охраной освобождает последнего от ответственности, отклоняется судебной коллегией как противоречащее п. 3.10 Соглашения.
Более того, представитель ответчика присутствовал при выдаче груза 06.08.2014 г. с 10 до 12 ч. 00 мин, о чем составлен приемо-сдаточный акт N 2776 по форме КЭУ-5 (л.д. 35), согласно которому обнаружена недостача по количеству мест 617 (по документам) против 372 (в действительности), впоследствии подтвержденная и коммерческим актом N МСК 1400991/106 от 06.08.2014 (л.д. 36).
При таких обстоятельствах, утверждение ответчика о том, что недостача подтверждена недопустимыми доказательствами, не принимается судебной коллегией, ссылка ответчика об отсутствии обязанности выплаты таможенных платежей в соответствии с ТК ТС и Налоговым кодексом РФ, судом не принимается, поскольку из ст. 171 Налогового кодекса РФ усматривается, что вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов. Оплата требования Московской таможни предъявлена в связи с недоставкой части товара в контейнерах и осуществлена в соответствии со ст. 143 Налогового кодекса РФ, тем более что похищенный груз не может быть принят ОАО "РЖД" на учет.
Мнение ответчика о необоснованном включении в состав убытков пеней, начисленных на НДС и ввозную таможенную пошлину, не нашло своего подтверждения.
Согласно п. 5.10.2 Соглашения N 935 от 08.10.2009 г. охрана не возмещает убытки от уплаты пеней, начисленных таможенным органом за несвоевременную уплату штрафов и таможенных платежей по вине перевозчика, за исключением случаев начисления пеней в первичном требовании.
Учитывая, что требование от 06.10.2014 г. N 3202 является первичным, с взыскание с охраны оплаченных таможенных платежей, налогов и пени в размере 631 039 руб. 89 коп. произведено правомерно.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, суд первой инстанции применил верно, процессуальных нарушений не допустил, решение отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 июля 2015 года по делу N А40-87142/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-87142/2015
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ", Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана ЖДТ РФ"