г. Владимир |
19 октября 2015 г. | Дело N А43-33229/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.10.2015.
Полный текст постановления изготовлен 19.10.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Логиновой О.А.,
судей Вечканова А.И., Белышковой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Долгих Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская городская поликлиника N 19 Канавинского района г.Нижнего Новгорода" (ИНН 5257053170, ОГРН 1025202407230), г.Нижний Новгород на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.07.2015 по делу N А43-33229/2014, принятое судьей Белозеровой Ю.Б., по иску открытого акционерного общества "Теплоэнерго" (ИНН 5257087027, ОГРН 1065257065500), г.Нижний Новгород, к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Детская городская поликлиника N 19 Канавинского района г.Нижнего Новгорода" (ИНН 5257053170, ОГРН 1025202407230), г.Нижний Новгород, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Канавинского района", г.Нижний Новгород, Жилищно-строительного кооператива N 344, г.Нижний Новгород, о взыскании 475 462 руб. 15 коп. расходов на установку приборов учета тепловой энергии,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился, извещен;
от ответчика - Кечемасова А.Н. по доверенности от 11.02.2015 т.2 л.д.72;
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
установил:
открытое акционерное общество "Теплоэнерго" (далее - ОАО "Теплоэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Детская городская поликлиника N 19 Канавинского района г.Нижнего Новгорода" (далее - ГБУЗ "Детская городская поликлиника N 19", Учреждение, ответчик) о взыскании 79 682 руб. 45 коп. заложенности по возмещению расходов по установке общедомового прибора учета.
Исковые требования заявлены на основании статей 210, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением от 14.07.2015 Арбитражный суд Нижегородской области, заявленные исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГБУЗ "Детская городская поликлиника N 19 Канавинского района г. Нижнего Новгорода" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным истолкованием судом Закона и неприменением закона, подлежащего применению.
По мнению заявителя, Учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в силу норм жилищного законодательства ответственным за содержание имущества многоквартирного дома является домоуправляющая организация.
Кроме того, по мнению заявителя, истцом не представлены доказательства, подтверждающие законность произведенного капитального ремонта жилого дома в части замены ремонта систем инженерного оборудования жилого дома. Установка приборов учета относится к работам по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома.
Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просил решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отзывов на жалобу не представили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие истца, третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доводы жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ГБУЗ Нижегородской области "Детская городская поликлиника N 19 Канавинского района г.Нижнего Новгорода" принадлежат на праве оперативного управления следующие объекты:
- нежилое помещение N 2 площадью 1696,8 кв.м, расположенное в доме N 40 по ул.Гордеевская г.Нижнего Новгорода, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 15.12.2014 N 52-0-1-228/4001/2014-108791;
- нежилое помещение N 1 площадью 799,8 кв.м, расположенное в доме N 41 по ул.Чкалова г.Нижнего Новгорода, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 15.12.2014 N 52-0-1-228/4001/2014-108911.
По утверждению истца, собственники жилых многоквартирных домов, в том числе ответчик, не исполнили обязанность по установке коллективного (общедомового) прибора учета, в результате чего истец произвел мероприятия по оснащению коллективным прибором учета многоквартирных домов N 40 по ул.Гордеевкая и N 41 по ул.Чкалова г.Нижнего Новгорода путем заключения с обществом с ограниченной ответственностью "Приволжская лизинговая компания" договора от 09.01.2013 N 287 на приобретение, установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета.
Общество с ограниченной ответственностью "Приволжская лизинговая компания" заключило с открытым акционерным обществом "Арзамасский приборостроительный завод им.П.И.Пландина" договор от 09.01.2013 N 287/1 на проектирование, монтаж и ввод в эксплуатацию приборов учета в спорном многоквартирном доме.
Согласно акту от 28.06.2013 коллективные (общедомовые) приборы учета, в том числе в спорном доме, были смонтированы, введены в эксплуатацию и переданы открытым акционерным обществом "Арзамасский приборостроительный завод им.П.И.Пландина" истцу.
01.07.2013 открытым акционерным обществом "Домоуправляющая компания Канавинского района" составлены акты допуска коллективных (общедомовых) приборов учета на спорные многоквартирные дома в эксплуатацию.
Стоимость работ по проектированию, монтажу и вводу в эксплуатацию приборов учета, подлежащая возмещению за счет ответчика, по расчету истца составила 79 682 руб. 45 коп.
Отсутствие со стороны ответчика возмещения расходов на установку общедомового прибора учета послужило истцу основанием для обращения в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящим иском.
В силу статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 13.11.2009 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников помещений многоквартирных домов возложена обязанность в срок до 01.07.2012 обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых вод и тепловой энергии, а в случае ее неисполнения обязанность по оснащению домов общедомовыми приборами учета возложена на организацию, которая осуществляет снабжение водой и тепловой энергией, и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования дома.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По смыслу указанной нормы закона лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, осуществляет полномочия собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению имуществом в пределах, установленных законом, следовательно, несет бремя содержания такого имущества.
В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 01.01.2011 собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемой воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
С 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9 статьи 13 Закона).
Частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
В силу частей 5 и 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ обязанность по оплате расходов энергоснабжающих организаций на установку коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов возложена на лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета. При этом в силу закона обязанность по оснащению жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, и многоквартирных жилых домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, возложена на собственников жилых домов и собственников помещений в многоквартирных домах.
В данном случае расходы на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии понесены истцом в связи с неисполнением собственниками помещений многоквартирных домов N 34 по ул.Совнаркомовская и N 41 по ул.Чкалова, в том числе ГБУЗ Нижегородской области "Детская городская поликлиника N 19 Канавинского района г.Нижнего Новгорода" обязанности, предусмотренной статьей 13 Федерального закона N 261-ФЗ, и подлежат возмещению на основании части 12 названной статьи.
Судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен довод о том, что заявленные истцом расходы подлежат возмещению управляющей организацией, в данном случае открытым акционерным обществом "Домоуправляющая компания Канавинского района".
Согласно пункту 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Абзацем вторым пункта 38 (1) Правил N 491 предусмотрено, что счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Таким образом, в силу положений Федерального закона N 261-ФЗ и Правил N 491 ресурсоснабжающая организация, осуществившая оснащение многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, вправе требовать напрямую с собственников помещений многоквартирного жилого дома понесенные ею расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета путем выставления соответствующих счетов.
Управляющая организация может являться обязанным лицом по оплате расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета перед ресурсоснабжающей организацией в случае, если такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества (пункт 38 (1) Правил N 491), а также в случае, если управляющей компанией заключен договор с ресурсоснабжающей организацией на установку приборов учета энергетических ресурсов с обязательством оплаты.
Доказательств наличия указанных обстоятельств в суд не представлено.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ для выполнения обязанности по обеспечению оснащение домов прибором учета тепловой энергии и ввод его в эксплуатацию государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Детская городская поликлиника N 19 Канавинского района г.Нижнего Новгорода" был предоставлен срок до 01.07.2012. Ответчик не был лишен возможности, действуя добросовестно и разумно, предпринять действия по установке прибора учета в соответствии с требованиями законодательства, действующими в указанный период в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Неисполнение ответчиком обязанности по установке общедомового прибора учета в срок до 01.07.2012 не снимает соответствующего обязательства с ресурсоснабжающей организации, которое должно быть исполнено до 01.07.2013, и, следовательно, не лишает ее права требовать возмещения понесенных расходов.
На основании изложенного правомерно удовлетворены требования истца о взыскании расходов на установку общедомовых приборов учета в сумме 79 682 руб. 45 коп.
Ссылка заявителя на судебную практику судом апелляционной инстанции также не может быть принята во внимание, поскольку последняя касается жилых помещений и права граждан на рассрочку возмещения расходов на установку ОДПУ, к коим ответчик не относится.
Оснований для отмены судебного акта по изложенным в апелляционной жалобе обстоятельствам не установлено.
Неправильного применения и толкования норм материального и процессуального права, неполного выяснения обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, судом не допущено. Доказательства, представленные в дело сторонами, оценены судом в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.07.2015 по делу N А43-33229/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская городская поликлиника N 19 Канавинского района г.Нижнего Новгорода" (ИНН 5257053170, ОГРН 1025202407230), г.Нижний Новгород - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья | О.А. Логинова |
Судьи | А.И. Вечканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-33229/2014
Истец: ОАО "ТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Детская городская поликлиника N 19 Канавинского района г. Нижнего Новгорода"
Третье лицо: Жилищно-строительный кооператив N344, ОАО Домоуправляющая Компания Канавинского района