город Москва |
|
20 октября 2015 г. |
дело N А40-36815/15 |
Резолютивная часть постановления от 06.10.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.10.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.
судей |
Мухина С.М., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ПСК "Ремпуть" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.07.2015
по делу N А40-36815/15, принятое судьей Дранко Л.А.
по заявлению ООО "ПСК "Ремпуть" (141400, Московская область, Химки, ул. Бурденко, дом 1, корпус 70, офис 308; 115280, Москва, ул. Автозаводская, дом 21, корпус 1)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Управление государственного экологического контроля (119019, Москва, ул. Новый Арбат, дом 11, корпус 1)
о признании незаконным постановления;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.07.2015 в удовлетворении заявления ООО "ПСК "Ремпуть" о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 13.02.2015 по делу об административном правонарушении N 1105-539/2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 4. 46 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 300.000 руб., отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и Департамента в судебное заседание не явились, информация о времени и месте размещена на официальном сайте суда.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании обращения физического лица (заявка от 12.08.2014 N 288830) о повышенном уровне шума в ночное время при проведении ремонтных дорожных работ по Нагатинский улице ГПБУ "Мосэкомониторинг" административным органом проведены измерения уровня шума (протокол проведения измерений уровня шума N 564 от 29.08.2014, письмо от 22.09.2014 N 05-02-8819/14) в ночное время с 01.30 до 02.35; в ночное время проведены измерения уровней шума на территории непосредственно прилегающей к домам N 18, N 20, N 27 по Нагатинской улице, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 08.11.2005 N 866-ПП "О функционировании единой системы экологического мониторинга города Москвы и практическом использовании данных экологического мониторинга", с п. 2 постановления Правительства г. Москвы от 24.06.2003 N 480-ПП "О предоставлении данных государственного экологического мониторинга города Москвы".
Согласно протокола проведения измерений уровня шума N 564 от 29.08.2014 ГПБУ "Мосэкомониторинг" основные источники шума и характер создаваемого ими шума: дорожно-ремонтные работы, проводимые по Нагатинской улице, в период проведения измерений велись дорожно-ремонтные работы в непосредственной близости к жилому дому N 20 по Нагатинской улице, сопровождаемые повышенным уровнем шума; наблюдалась работа экскаватора Э03322 и самосвала марки МАЗ (Т 804 РМ 197), глушение двигателей которых не обеспечивалось и протоколом проведения измерений уровня шума N 564 от 29.08.2014 ГПБУ "Мосэкомониторинг" установлено, что 28.08.2014 в период времени с 01.30 до 02.35 на территории, непосредственно прилегающей к жилому дому N 20 по Нагатинской улице, зафиксированы превышения нормативов допустимого уровня шума на 20 дБА по эквивалентному уровню звука и па 11 дБА по максимальному уровню звука, что является нарушением п. 5.17.6 постановления Правительства г. Москвы от 07.12.2004 N 857-ПП "Правила подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержание строительных площадок на территории г. Москвы".
Согласно информации ОАТИ г. Москвы, по адресу: Москва, ул. Нагатинская выдан ордер N 14050352 на восстановление (реконструкцию) трамвайных путей с укладкой верхнего покрытия из крупноразмерных железобетонных плит. Заказчик-застройщик и технический заказчик - ГУП г. Москвы "Мосгортранс", подрядная организация - ООО "ПСК "Ремпуть". Согласно схеме производства работ по реконструкции трамвайных путей по адресу: Нагатинская ул. (от ул. Садовники) до ул. Судостроительная, работы ведутся, в том числе на территории, непосредственно прилегающей к жилому дому N 20 по Нагатинской улице, где зафиксированы превышения нормативов допустимого уровня шума на 20 дБА по эквивалентному уровню звука и на 11 дБА по максимальному уровню звука.
Для проведения работ по восстановлению (реконструкцию) трамвайных путей между ГУП "Мосгортранс" (заказчик) и ООО "ПСК "Ремпуть" (генподрядчик) заключен договор N 99 хоз. 208 от 16.07.2013 согласно п. 1.1, которого генеральный подрядчик принимает на себя обязанности по выполнению работ по реконструкции трамвайных путей с укладкой верхнего покрытия из крупноразмерных железобетонных плит, в том числе на объекте: "Нагатинская ул. (от ул. Садовники) до ул. Судостроительная"; п. 3.3.13 - во время проведения работ объектах обеспечить выполнение необходимых мероприятий по охране окружающей среды; п. 12.1 - срок действия договора - с даты подписания договора до 31.12.2014.
Согласно графику производства работ на восстановление (реконструкцию) трамвайных путей с укладкой верхнего покрытия из крупноразмерных железобетонных плит на объекте: "Нагатинская ул. (от ул. Садовники) до ул. Судостроительная" работы, утвержденного ООО "ПСК "Ремпуть" и согласованного ГУП "Мосгортранс" работы основной этап начат с 22.08.2014, то есть в период, когда зафиксированы превышения нормативов допустимого уровня шума (28.08.2014).
Таким образом, ООО "ПСК "Ремпуть" допущены нарушения условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума.
По данному факту 12.01.2015 должностным лицом Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы без участия представителя общества, уведомленного надлежащим образом (уведомление от 01.12.2015 N 1105-539/2015, вручено согласно отметки на почтовом уведомлении 12.12.2014), составлен протокол об административном правонарушении N 1105-539/2015.
Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 13.02.2015 N 1105-539/2015, вынесенным при участии представителя заявителя (по доверенности выданной на конкретное дело), уведомленного надлежащим образом, ООО "ПСК "Ремпуть" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 4.46 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях и назначено наказание в виде взыскания административного штрафа в размере 300.000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь ч. 1 ст. 1.5, ч. 1 ст. ст. 2.1, 24.5, 25.1, 28.2, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 4.46 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 16, 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, не установлено процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, решение суда первой инстанции признается законным и обоснованным, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
Согласно ч. 2 ст. 55 Федерального закона "Об охране окружающей среды" при планировании и застройке городских и сельских поселений, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных объектов, создании и освоении новой техники, производстве и эксплуатации транспортных средств должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий.
Частью 3 ст. 55 Федерального закона "Об охране окружающей среды" запрещается превышение нормативов допустимых физических воздействий.
Согласно п. 5.17.6 Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства г. Москвы от 07.12.2004 N 857-ПП, производство работ в ночное время суток разрешается при выполнении следующих условий: обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке; исключить громкоговорящую связь; не производить сварочные работу без установки защитных экранов; исключить забивку фундаментных свай и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы; не допускать освещение прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к строительной площадке; исключить работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.
Производство работ в ночное время суток (с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин.) оформляется распоряжением Префекта административного округа по согласованию с Главой районной управы, органами Госсанэпиднадзора, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы и ОАТИ г. Москвы.
Санитарными нормами 2.2.4/2.1.8.562-96 "шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки", установлены допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки.
В соответствии с п. 1.2 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 санитарные нормы являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории Российской Федерации независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц независимо от гражданства.
В таблице 3 указанного документа приведены допустимые уровни звукового давления, уровня звука, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и 5 общественных зданий и шума на территории застройки.
Пункт 9 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 определяет допустимые уровни звука с 23 час. 00 мин. до 07 час. 00 мин. на территориях непосредственно прилегающих, в том числе к жилым домам.
В соответствии со ст. 55 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические ли при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты; при планировании и застройке городских и сельских поселений, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных объектов, создании и освоении новой техники, производстве и эксплуатации транспортных средств должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий; запрещается превышение нормативов допустимых физических воздействий.
Требования к производству работ в ночное время суток установлены п. 5.17.6 "Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в г. Москве", утвержденных постановлением Правительства г. Москвы от 07.12.2004 N 857-ПП: при производстве работ в ночное время суток (с 23:00 до 07:00) необходимо обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке; исключить громкоговорящую связь; исключить забивку фундаментных свай и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы; исключить работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.
В соответствии со ст. 751 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ, подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.
Согласно ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, осуществляя предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством и вступая в договорные отношения, должно предвидеть последствия совершения им юридически значимых действий. Являясь субъектом гражданских правоотношений, заявитель обязан не только знать нормы гражданского законодательства, но и обеспечить соблюдение этих норм.
Таким образом, допущенное заявителем нарушение Правил подготовки и производства земляных работ повлекло превышение нормативов допустимого уровня шума на строительной площадке по адресу: Москва, ул. Нагатинская дом 20, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 4.46 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.
Факт превышения нормативов допустимого уровня шума в ночное время (проверка проводилась в период с 0103 до 0235 "28" августа 2014) подтверждается протоколом проведения измерений уровня шума от 29.08.2014 г. N 564, протоколом об административном правонарушении от 12.01.2015 N 1105-539/2014.
Измерения уровня шума проведены в отсутствие представителя общества в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 08.11.2005 N 866-ПП "О функционировании Единой системы экологическое, мониторинга г. Москвы и практическом использовании данных экологического мониторинга" Департаментом ведется регулярная работа по мониторингу уровня шума на территориях г. Москвы. При этом в отношении заявителя документарная проверка не проводилась, а проведение указанных мероприятий по экологическому мониторингу произведено на участке общего пользования с адресным ориентиром: Москва, на территории, прилегающей к дому N 20 по ул. Нагатинская, имеющим свободный доступ.
Таким образом, проведение замеров уровня шума не требовало соблюдение п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и непосредственного взаимодействия административного органа с ООО "ПСК "Ремпуть"".
Протокол проведения измерений уровней шума от 29.08.2014 N 564 составлен с соблюдением требований ГОСТ 23337-78.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что обществом предприняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения доказана.
Положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена и подлежит возврату обществу из федерального бюджета, как излишне уплаченная.
Руководствуясь ст. ст. 104, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.07.2015 по делу N А40-36815/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "ПСК "Ремпуть" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3.000 руб. по апелляционной жалобе, уплаченную по платежному поручению N 1664 от 04.08.2015.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-36815/2015
Истец: ООО "ПРОИЗВОДСТВЕННО-СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "РЕМПУТЬ", ООО "ПСК "Ремпуть"
Ответчик: Правительство Москвы Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Управление государственного экологического контроля, Правительство Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Управление государственного экологического контроля