г. Москва |
|
20 октября 2015 г. |
Дело N А40-165692/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.10.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.10.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи М.С. Сафроновой, судей Г.Н. Поповой, О.Г. Мишакова, при ведении протокола помощником судьи Д.В. Гришкиевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Фирма Новострой" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2015 по делу N А40-165692/14, принятое судьей О.Ю. Суставовой, по заявлению ЗАО "Фирма Новострой" (ИНН 77210011557 ) к ИФНС России N 20 по г. Москве (ИНН 7720143220) о признании недействительным решения
в судебное заседание явились:
от ЗАО "Фирма Новострой" - Чекуленко В.П. по дов. от 06.10.2015, Зутиков А.И. по дов. от 06.08.2015,
от ИФНС России N 20 по г. Москве - Павлова И.Е. по дов. от 30.12.2014 N 06-17/48564,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2015 частично удовлетворено заявление ЗАО "Фирма Новострой" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) признано недействительным, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, решение ИФНС России N 20 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) от 23.05.2014 N 21-21/1077 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в части штрафа в сумме 373 211 руб., в остальной части требования отказано.
Налогоплательщик не согласился с принятым судом решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части доначисления налога на НДС за 2 квартал 2010 года в сумме 77 675 руб., за квартал 2012 года в сумме 207 017 руб., привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 1 073 610 руб., начисления пени по НДС в сумме 848 553 руб.
В судебном заседании представитель налогоплательщика доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней, просил отменить решение суда.
Представитель инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая ее необоснованной, представил отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда судом апелляционной инстанции проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Фирма "Новострой" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, по результатам которой составлен акт проверки от 31.03.2014 N 21-21/837 (т.1 л.д. 69-105).
По результатам рассмотрения материалов проверки, акта проверки от 31.03.2014 N 21-21/837, представленных обществом возражений (т.1 л.д.106-112), налоговым органом вынесено решение от 23.05.2014 N 21-21/1077 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (т.1 л.д.113-141).
В соответствии с указанным решением налоговый орган доначислил налогоплательщику налог на добавленную стоимость за 2 квартал 2010 года, за 2-4 кварталы 2012 года в общем размере 5 445 726 руб., налог на доходы физических лиц за 2011 и 2012 годы в общем размере 314 115 руб. (пункт 1 резолютивной части решения); привлек общество к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС в виде штрафа в размере 1 073 610 руб., по ст. 123 НК РФ за неуплату НДФЛ в виде штрафа в размере 746 422 руб. (пункт 2 резолютивной части Решения); начислил пени по состоянию на 23.05.2014 по НДС - 848 553 руб., по НДФЛ - 216 275 руб. (пункт 3 резолютивной части решения); предложил уплатить суммы налогов, штрафы и пени (пункт 4 резолютивной части решения); а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (пункт 5 резолютивной части решения).
Общество, не согласившись с указанным решением инспекции, в порядке ст. 139.1 НК РФ обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве (т.2 л.д.1-25, дополнения и пояснения к жалобе т.2 л.д.26-307), рассмотрев которую вышестоящий налоговый орган решением от 19.09.2014 N 21-19/093189 (т.2 л.д.31-47) оставил решение налогового органа без изменения в полном объеме.
Инспекцией по результатам проведения выездной налоговой проверки установлено занижение дохода от реализации для целей исчисления НДС по работам, выполненным заявителем в качестве подрядчика для ГУ "ГДЕЗ ЮВАО" и ГКУ "Кольцевые магистрали" на стоимость полученных обществом от заказчиков материалов (асфальтобетонной крошки), а также установлены факты несвоевременного перечисления обществом в бюджет сумм удержанного им в качестве налогового агента налога на доходы физических лиц.
Материалами дела установлено, что между ЗАО "Фирма "Новострой" (подрядчик) и ГУ "ГДЕЗ ЮВАО" (заказчик) заключены государственные контракты на выполнение работ для государственных нужд города Москвы от 04.05.2010 N 134 и N 152 на выполнение работ по текущему ремонту дорог картами свыше 100 кв. м. в объеме, установленном сметной документацией.
Согласно ст. 2 п. 2.1 цена государственного контракта от 04.05.2010 N 134 определяется с учетом понижающего (тендерного) коэффициента и составляет 729 757, 60 руб.
Принятие работ осуществлялось по акту приемки выполненных работ (форма N КС-2) от 27.05.2010 N 32 на сумму 729 757,60 руб. и справки о стоимости выполненных работ (форма N КС-3).
Согласно ст. 2 п. 2.1 цена государственного контракта от 04.05.2010 N 152 определяется с учетом понижающего (тендерного) коэффициента и составляет 5 489 719, 43 руб.
Принятие работ осуществлялось по акту приемки выполненных работ (форма N КС-2) от 31.05.2010 N 44 на сумму 5 489 719, 43 руб. и справки о стоимости выполненных работ (форма N КС-3).
Согласно пункту 2.2. контрактов N 134 и N 152 от 04.05.2010 цена контрактов включает в себя все затраты, издержки и иные расходы подрядчика, в том числе сопутствующие, связанные с выполнением контрактов.
Оплата фактически выполненных работ осуществляется заказчиком за счет средств г. Москвы на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими сторонами контракта, акта сдачи-приемки выполненных работ (пункт 2.5. контрактов).
Между ЗАО "Фирма "Новострой" (подрядчик) и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы (государственный заказчик) заключены государственные контракты от 14.08.2012 N 751-ДЖКХ/12 и от 03.05.2012 N 447-ДЖКХ/12, согласно которым подрядчик принимает на себя выполнение работ по ремонту асфальтобетонных дорожных покрытий картами свыше 100 кв. м. и других конструктивных элементов согласно перечню объектов, указанному в приложениях.
Сметная стоимость по контрактам определена на основании расчета стоимости, смет с учетом результатов аукционов (предусмотрено аукционное снижение стоимости работ) (пункт 2.1 контрактов).
На основании распоряжения Правительства Москвы от 03.11.2011 N 826-РП полномочия государственного заказчика переданы государственному казенному учреждению г. Москвы "Кольцевые магистрали" (далее - ГКУ "Кольцевые магистрали").
Заявителем представлено дополнительное соглашение N 1 от 17.08.2012 к государственному контракту от 14.08.2012 N 751-ДЖКХ/12 о перемене сторон, согласно которому государственный заказчик передает, а новый государственный заказчик - государственное казенное учреждение г. Москвы "Кольцевые магистрали" (далее ГКУ "Кольцевые магистрали") принимает с 17.08.2012 в полном объеме права и обязанности государственного заказчика по государственному контракту от 14.08.2012 N 751-ДЖКХ/12.
Из анализа представленных заявителем документов, установлено, что в актах о приемке выполненных работ (форма N КС-2) по госконтрактам с ГУ "ГДЕЗ ЮВАО" и с ГБУ "Кольцевые магистрали", где общество являлось подрядчиком, стоимость работ уменьшена, не только в связи с применением установленных контрактами коэффициентов снижения, а также на стоимость "возврата материалов" (асфальтобетонной крошки, полученной при срезке поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий).
Инспекцией установлено, что полученная итоговая сумма являлась окончательной стоимостью работ, с которой обществом исчислялся НДС.
Представленные акты о приемке выполненных работ (форма N КС-2) подписаны и не оспариваются заказчиками, соответственно стоимость выполненных обществом работ по указанным госконтрактам без учета уменьшения на стоимость возвратных материалов и корректировки на коэффициент аукционного снижения, также не оспаривается заказчиками.
На основании изложенного, инспекцией сделан вывод, что стоимость работ, выполненных обществом выше стоимости работ, определенных госконтрактами с учетом понижающих коэффициентов, на стоимость "возврата материалов".
При этом, асфальтобетонная крошка, полученная при срезке поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий, передается заказчиками обществу сверх оплаченной стоимости работ (стоимость, определенная госконтрактами) и отражается обществом следующей проводкой: д-т счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" к-т счета 98 "Доходы будущих периодов"; д-т счета 98 "Доходы будущих периодов" к-т счета 91.1 "Прочие доходы и расходы".
Таким образом, возвратные материалы отражаются в целях налогообложения прибыли.
На основании акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2) возвратные материалы (асфальтобетонная крошка) приходуются: д-т 10 счета "Материалы" к-т 60 счета "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Соответственно, объектом налогообложения НДС является общая стоимость переданных заказчикам работ по указанным госконтрактам, в том числе сверх стоимости, определенной госконтрактами с учетом понижающих коэффициентов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39 Кодекса определено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно пункту 1 статья 154 Кодекса налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено статьей 154 Кодекса, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 Кодекса, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса.
На основании пункта 4 статьи 38 Кодекса работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы.
Правила приемки объекта строительства (либо отдельных его этапов) предусмотрены статьей 753 Гражданского кодекса РФ (далее- ГК РФ). Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами.
Приемка заказчиком выполненных работ оформляется унифицированными формами N N КС-2 и КС-3, порядок заполнения которых установлен Указаниями по применению и заполнению форм по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, подтвержденными Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100.
Акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2) применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ. На основании акта о приемке выполненных работ заполняется справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3).
Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы и составляется на выполненные работы.
Таким образом, акт по форме N КС-2 и справка по форме N КС-3 введены для приемки работ и финансирования выполненных объемов согласно смете, при этом форма N КС-3 является счетом на оплату.
Порядок расчета сметной стоимости продукции утвержден Методикой определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (далее - методика).
Согласно пункту 4.12 методики в случаях, когда в соответствии с проектными решениями осуществляются разборка конструкций или снос зданий и сооружений по конструкциям, материалам и изделиям, пригодным для повторного применения, за итогом локальных сметных расчетов (смет) на разборку, снос (перенос) зданий и сооружений справочно приводятся возвратные суммы (суммы, уменьшающие размеры выделяемых заказчиком капитальных вложений). Эти суммы не исключаются из итога локального сметного расчета (сметы) и из объема выполненных работ. Они показываются отдельной строкой под названием "в том числе возвратные суммы" и определяются на основе приводимых также за итогом расчета (сметы) номенклатуры и количества получаемых для последующего использования конструкций, материалов и изделий. Стоимость таких конструкций, материалов и изделий в составе возвратных сумм определяется по цене возможной реализации за вычетом из этих сумм расходов по приведению их в пригодное для использования состояние и доставке в места складирования.
В соответствии с пунктами 4.99, 4.100.1 методики за итогом сводного сметного расчета стоимости строительства рекомендуется указывать возвратные суммы, учитывающие стоимость: от реализации заказчиком материалов и деталей, полученных от разборки временных зданий и сооружений, определяемые расчетами по ценам возможной реализации за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования; материалов и деталей, получаемых от разборки конструкций, сноса и переноса зданий и сооружений, в размере, определяемом по расчету; мебели, оборудования и инвентаря, приобретенных для меблировки жилых и служебных помещений для иностранного персонала, осуществляющего шеф-монтаж оборудования; материалов, получаемых в порядке попутной добычи.
Перечисленные материально-технические ресурсы находятся в распоряжении заказчика.
Возвратные суммы, приводимые за итогом сводного сметного расчета, слагаются из итогов возвратных сумм, показанных справочно в объектных и локальных сметных расчетах (сметах).
При таких обстоятельствах, стоимость "возврата материалов" не может уменьшать стоимость выполненных работ, указанных в актах выполненных работ по форме КС-2.
Таким образом, инспекцией верно определено обстоятельство занижения обществом налоговой базы по НДС вследствие уменьшения стоимости выполненных работ на стоимость "возврата материалов", собственниками которых являлись заказчики.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету.
Таким образом, право на вычет по НДС возникает при выполнении указанных условий и корреспондирует с обязанностью лица, выставившего счет-фактуру, включить ее в книгу продаж и отразить к начислению НДС со стоимости переданных материалов.
Выводы суда сделаны на основании надлежащего установления обстоятельств спора, правильного применения норм материального и процессуального права.
Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2015 по делу N А40-165692/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ЗАО "Фирма Новострой" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.С. Сафронова |
Судьи |
О.Г. Мишаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-165692/2014
Истец: ЗАО "ФИРМА НОВОСТРОЙ"
Ответчик: ИФНС N 20 по г. Москве