г. Москва |
|
20 октября 2015 г. |
Дело N А40-65963/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ДГИ г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.07.2015 по делу N А40-65963/15, судьи Сизовой О.В. (84-574)
по заявлению ДГИ г. Москвы
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
о признании незаконным решения от 19.02.2015 N 77/601/15-12038,
при участии:
от заявителя: |
Столярова Т.В. по доверенности от 30.12.2014 N 33-Д-895/14, удостоверение N 23903; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2011 отказано в удовлетворении требований Департамента городского имущества г. Москвы (далее - заявитель, Департамент, ДГИ г. Москвы) о признании незаконным решения Федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ответчик, кадастровая палата) от 19.02.2015 N 77/601/15-12038 об отказе в государственной кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77-0-1-22/3003/2014, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Генерала Белова, д.6.
При этом суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого решения требованиям действующего законодательства, наличия соответствующих полномочий ответчика, а также отсутствия нарушения законных прав и интересов заявителя, что в силу ст. 198 АПК РФ исключает возможность удовлетворения заявленных требований при рассмотрении спора по существу.
Не согласившись с принятым решением, ДГИ г. Москвы обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика, извещенного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителя заявителя, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит отмене, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в собственности города Москвы находится здание по адресу: г. Москва, ул. Генерала Белова, д.6, о чем в ЕГРП внесена запись от 11.02.2013 года N 77-77-12/049/2012-020.
Департамент городского имущества города Москвы 05.11.2014 обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77-0-1-22/3003/2014-34106, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Генерала Белова, д.6.
Ответчиком 19.11.2014 вынесено решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета N 77/601/14- 160165.
Решением от 19.02.2015 года N 77/601/15-12038 ФГБУ "ФКП Росреестра" отказано в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77-0-1-22/3003/2014-34106 на основании п. 6 ч. 2 ст. 27 Закона о государственном кадастре недвижимости в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государств кадастре недвижимости) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и в государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Предусмотренные Законом о государственном кадастре недвижимости полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий предусмотренных статьей 30 Закона о государственном кадастре недвижимости на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомствененные ему государственные бюджетные учреждения.
В целях применения установленных Законом о государственном кадастре недвижимости правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
При этом соответствующие положения Закона о государственном кадастре недвижимости применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих отношений.
На государственные бюджетные учреждения, наделенные в соответствии со статьей 3 Закона о государственном кадастре недвижимости полномочиями органа кадастрового учета, распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении дарственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований.
На основании ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии федеральными государственными бюджетными учреждениями в качестве основных видов деятельности, утвержденного Приказом Росреестра от 24.12.2012 N П/599 "Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых 3 (выполняемых) находящимися в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии федеральными государственными бюджетными учреждениями в качестве основных видов деятельности", полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в том числе ведению государственного кадастра недвижимости наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра").
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регламентируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221 - ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Согласно статье 22 Закона о кадастре для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии необходимо представить в орган кадастрового учета следующие документы: заявление о кадастровом учете (по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 529 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете объектов недвижимости"); технический план помещения, подготовленного в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 29.11.2010 N 583 "Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке" (далее - Требования).
Как установлено судом, основанием для отказа в осуществлении государственной регистрации послужило непредставление заявителем необходимых для кадастрового учета документов.
Так, к заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости приложен технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, подготовленный на основании Декларации об объекте недвижимости.
В соответствии с ч. 8 ст. 41 Закона о кадастре сведения о помещении указываются в техническом плане на основании работ разрешения на ввод в эксплуатацию здания, в котором находится помещение, проектной документации здания, в котором находится помещение, изготовленного до 01.01.2013. технического паспорта помещения или здания, в котором находится помещение. Копии указанных документов включаются в состав Приложения.
Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие указанных документов, сведения о помещении указываются в техническом плане на основании декларации.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
В соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости площадь спорного нежилого здания составляет 14009,6 кв.м, в то время как в Декларации использованной заявителем площадь указанного спорного объекта составляет 14078,4 кв.м.
Суд первой инстанции согласился с выводами ответчика о том, что основанием для составления технического плана должен послужить технический паспорт на указанное нежилое здание, а также принял во внимание, что согласно обследованию здания от 06.05.2014 года в здании произведена перепланировка, не согласованная в установленном порядке, однако каких-либо доказательств согласования перепланировки заявителем не представлено.
Отменяя решение суда первой инстанции, коллегия полагает возможным отметить следующее.
Решением от 19.11.2014 N 77/601/14-160165 осуществление государственного кадастрового учета приостановлено по причине того, что в составе представленного на государственный кадастровый учет технического плана помещения отсутствуют техническое заключение о состоянии несущих конструкций и проектная документация (л.д.13).
В качестве обоснования решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости кадастровая палата сослалась на несоответствие представленной документации пункту 8 статьи 41, пункту 3 части 1 ст. 22, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктам 2.1, 2.2 постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП.
Решением кадастровой палаты от 19.02.2015 N 77/601/14-12038 в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:05:0011004:1073 отказано на основании пункта 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре (л.д.12).
Как следует из пункта 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре, не устранение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, является основанием для принятия кадастровой палатой решения об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Рассматривая дело повторно коллегия установила, что представленный Департаментом технический план соответствует требованиям законодательства, содержащиеся в нем сведения основывались в том числе на декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, что соответствует положениям части 8 статьи 41 Закона о кадастре (л.д.47-51).
Частью 8 статьи 41 Закона о кадастре установлено, что сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. Сведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого объекта недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта такого объекта недвижимости. Сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Из положений приведенной нормы следует, что составление технического плана помещения на основании декларации при определенных условиях согласуется с требованиями закона.
Представленный в кадастровую палату технический план содержал декларацию об объекте недвижимости, составленную и заверенную правообладателем объекта недвижимости, копию свидетельства о государственной регистрации права собственности города Москвы на помещение (л.д.59), экспликацию (л.д.15-34).
Ввиду того, что здание построено и введено в эксплуатацию в 1993 году, на него не распространяются требования Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ и постановления правительства Москвы от 28.08.2012 N 432-ПП.
Орган кадастрового учета в силу п. 4 ст. 21 Закона о кадастре не вправе требовать от заявителя или его представителя представить документы, не установленные законом, а также документы, которые в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что принятое кадастровой палатой решение о приостановлении осуществления кадастрового учета по существу основано на истребовании документов, не предусмотренных Законом о кадастре.
Поскольку все необходимые для осуществления государственного кадастрового учета документы представлены Департаментом, правовых оснований для принятия кадастровой палатой решения о приостановлении, в дальнейшем об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с указанным кадастровым номером не имелось.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, в связи с несоответствием выводов решения обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), требование Департамента о признании незаконным решения Федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 19.02.2015 N 77/601/15-12038 об отказе в государственной кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77-0-1-22/3003/2014, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Генерала Белова, д.6, - удовлетворению.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ коллегия полагает возможным избрать способ устранения допущенных незаконным отказом нарушений прав и законных интересов Департамента в виде обязания ответчика произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером N 77-0-1-22/3003/2014-34106, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Генерала Белова, д.6.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.07.2015 по делу N А40-65963/15 отменить.
Признать незаконным решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 19.02.2015 N 77/601/15-12038 об отказе в учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером N 77-0-1-22/3003/2014-34106 по заявлению ДГИ г. Москвы от 05.11.2014.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером N 77-0-1-22/3003/2014-34106, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Генерала Белова, д.6.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-65963/2015
Истец: ДГИ г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"