г. Пермь |
|
20 октября 2015 г. |
Дело N А60-18934/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.,
судей Васильевой Е.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,
при участии:
от истца общества с ограниченной ответственностью "Городской специализированный комплекс ритуальных услуг "Габбро" (ИНН 6674359365, ОГРН 1106674012873) - не явились,
от ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Алапаевску и Алапаевскому району - не явились,
от третьего лица Кузовниковой Ия Григорьевны - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Алапаевску и Алапаевскому району
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 июля 2015 года
по делу N А60-18934/2015
принятое судьей Е.А. Павловой
по иску общества с ограниченной ответственностью "Городской специализированный комплекс ритуальных услуг "Габбро"
к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Алапаевску и Алапаевскому району
третье лицо - Кузовникова Ия Григорьевна
о взыскании денежных средств в размере 498 904 руб. 00 коп.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Городской специализированный комплекс ритуальных услуг "Габбро" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Алапаевску и Алапаевскому району (далее - ответчик) о взыскании денежных средств в размере 498 904 руб. 00 коп. за изготовление и установку памятника на месте погребения умершего Героя Социалистического Труда - Телегина Андрея Васильевича.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 июля 2015 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что суд первой инстанции неверно применил нормы материального права - Постановление Правительства Свердловской области N 1011-ПП от 03.08.2011 г., Федеральный закон N 94-ФЗ от 21.07.2005, Постановление Правительства Свердловской области от 24.06.2008 г.N 635-ПП, Федеральный закон N 5-ФЗ. Суд не учел, что на Управление возложены полномочия по оплате выполненных работ по организации изготовления и сооружения постоянного надгробия на могиле умершего, а не по компенсации понесенных расходов, то есть это расходное обязательство федерального бюджета при соблюдении процедуры определения исполнителя работ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между истцом (исполнитель) и третьим лицом (заказчик) заключен договор на выполнение и оплату работ по изготовлению и установке надгробия N 18/1 от 18.12.2012 г. (далее - договор), согласно условиям которого заказчик поручает и принимает работу по изготовлению и установке надгробия, а исполнитель обязуется изготовить и установить на могиле умершего Героя Социалистического Труда - Теленига А.В., надгробие установленного образца за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 г. N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы".
Стоимость работ определена в приложении N 1 к договору и составляет 498 904 руб. 00 коп.
В пункте 3.2 договора указано, что оплата за изготовление и установку памятника на месте погребения умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда - Телегина А.В., производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего Героя Социалистического труда и Полного кавалера ордена Трудовой Славы" за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации, а также в соответствии с Федеральным законом от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда" и постановлением Правительства Свердловской области от 24.06.2008 N 635-ПП "Об организации оказания мер социальной поддержки Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Полным кавалерам Ордена Славы, Героям Социалистического Труда и Полным кавалерам ордена Трудовой Славы, общественным благотворительным объединениям (организациям), создаваемым Героями Советского Союза, Героями Российской Федерации, полными кавалерами Ордена Славы, Героями Социалистического Труда и полными кавалерами ордена Трудовой Славы, на территории Свердловской области".
Полагая, что стоимость услуг по изготовлению и установке надгробия подлежит возмещению из федерального бюджета, истец обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил их наличия у Кузовниковой И.Г. права на возмещение расходов на изготовление и установку надгробия ее умершего мужа - Героя Социалистического Труда Телегина А.В., доказанности факта выполнения истцом соответствующих работ, наличия у него права требования к ответчику и достаточности документов, представленных им совместно с заявлением о компенсации расходов.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что суд первой инстанции неверно применил нормы материального права - Постановление Правительства Свердловской области N 1011-ПП от 03.08.2011 г., Федеральный закон N 94-ФЗ от 21.07.2005, Постановление Правительства Свердловской области от 24.06.2008 г.N 635-ПП, Федеральный закон N 5-ФЗ. Суд не учел, что на Управление возложены полномочия по оплате выполненных работ по организации изготовления и сооружения постоянного надгробия на могиле умершего, а не по компенсации понесенных расходов, то есть это расходное обязательство федерального бюджета при соблюдении процедуры определения исполнителя работ.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального Закона N 5-ФЗ от 09.01.1997 "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным Кавалерам Ордена Трудовой Славы" сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца производится за счет средств федерального бюджета. Аналогичная норма содержится в ст. 9 Федерального Закона N 4301-1-ФЗ от 15.01.1993 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы".
В развитие названных Федеральных Законов Правительством Российской Федерации приняты Постановления N 217 от 21.03.1994 и N 740 от 05.12.2006.
Указанными Постановлениями определён образец надгробия, сооружаемого на могиле умершего (погибшего) Героя и определен уполномоченный орган исполнительной власти осуществляющий компенсацию затрат на сооружение и установление таких надгробий.
В частности, согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 740 от 05.12.2006 финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, передаваемые на финансирование расходов, связанных с сооружением надгробия, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через его территориальные органы в бюджеты субъектов российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 Федерального Закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
Указанные средства зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 8 пункта 1 Постановления Правительства Свердловской области N 635-ПП от 24.06.2008 в целях реализации упомянутых Законов, полномочия по оплате услуг организации по сооружению на могиле умершего (погибшего) Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, или полного кавалера ордена Славы, Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного Правительством Российской Федерации образца за счет средств федерального бюджета возложены на территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.
При этом нормами действующего законодательства не предусмотрены ограничения по выбору заказчиком изготовителя надгробного памятника.
Исходя из анализа названных нормативно-правовых актов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечивания памяти Героев, носит компенсационный характер. При этом уполномоченным органом по компенсационным выплатам в данном случае являются территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Возмещение затрат производится за счет средств казны федерального бюджета.
Поскольку в рассматриваемом случае заказчиком выполненных работ выступала вдова умершего Героя Социалистического труда - Кузовникова И.Г., факт выполнения исполнителем работ и сдачи результата выполненных работ заказчику, подтверждается материалами дела, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии у ответчика обязанности по возмещению расходов, связанных с установлением надгробия.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что Постановление Правительства Свердловской области N 1011-ПП от 03.08.2011 г., подлежит применению по настоящему делу, поскольку Телегин А.В. умер 26.08.2011, договор был заключен 18.12.2012, то есть уже после вступления в действие указанного Постановления. В соответствии с установленным порядком вдова Телегина А.В. должна была обратиться в Управление социальной политики по г. Алапаевску и Алапаевскому району с заявлением об организации изготовления и сооружения постоянного надгробия на могиле умершего, после чего Управление должно было разместить заказ на изготовление надгробия в соответствии с ФЗ N 94-ФЗ от 21.07.2005, заключить государственный контракт, и оплатить выполненные работы по контракту. Учитывая, что указанная процедура соблюдена не была, то расходы не подлежат возмещению, подлежит отклонению.
Указанный довод подлежит отклонению.
Как было указано выше, Федеральным законом "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным Кавалерам Ордена Трудовой Славы" предусмотрено, что сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца производится за счёт средств федерального бюджета.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ N 740 от 05.12.2006 финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органом исполнительной власти субъектов российской Федерации, за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации в лице его территориальных органов в субъектах Российской Федерации.
Таким образом в отношении родственников умерших (погибших) Героев действует государственная социальная гарантия, она обеспечивается за счет федерального бюджета, ее реализация возложена на специально уполномоченный государственный орган исполнительной власти. При этом, как указывалось ранее, каких-либо ограничений по выбору заказчиком изготовителя надгробного памятника не установлено.
Федеральный Закон "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным Кавалерам Ордена Трудовой Славы" и Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ " О погребении и похоронном деле" не связывает право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника.
Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечиванию памяти погибших (умерших) не ставится и не может быть поставлена законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.
Учитывая, что обязательство по возмещению расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, предусмотрено нормами Закона N 5-ФЗ, соответственно лицо, взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников умерших может требовать возмещения понесенных им расходов, и отсутствие договорных отношений между истцом и ответчиком, не имеет правового значения для дела.
Договор, заключенный между истцом и вдовой умершего Телегина А.В., подтверждает наделение общества родственником умершего необходимыми полномочиями на изготовление и установку памятника за его счет, и реализацию родственником умершего права на социальную льготу, предусмотренную Федеральным законом, что дает обществу законные основания требовать компенсацию этих расходов.
При этом ссылка заявителя апелляционной жалобы на необходимость применения по настоящему делу положений Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 по размещению заказов, отклоняется, поскольку специально уполномоченный государственный исполнительный орган - территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения вправе размещать соответствующие заказы на изготовление и установку надгробных памятников только в случае, когда территориальный исполнительный орган государственной власти сам является заказчиком таких услуг, что предусмотрено Постановлением Правительства Свердловской области от 03.08.2011 N 1011-ПП "Об утверждении порядка организации изготовления и сооружения надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы".
Во всех же остальных случаях уполномоченный территориальный орган обязан принимать и оплачивать (в пределах нормативов) все предоставляемые от являющихся заказчиками родственников умерших (погибших) либо иных уполномоченных лиц документы на изготовление надгробий, независимо от того, какой специализированной организацией они выданы.
Довод заявителя жалобы о том, что судом первой инстанции не верно указана дата заключения договора, является правильным, однако данное обстоятельство не привело к принятию неверного решения.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 июля 2015 года по делу N А60-18934/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М.Савельева |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-18934/2015
Истец: ООО "Городской специализированный комплекс ритуальных услуг "Габбро"
Ответчик: Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики населения Министерства социальной политики населения Свердловской области по Алапаевску и Алапевскому району
Третье лицо: Кузовникова Ия Григорьевна