г. Москва |
|
21 октября 2015 г. |
Дело N А40-88812/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей Каменецкого Д.В., Свиридова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РЭС"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.07.2015 по делу N А40-88812/2015 (133-634), принятое судьей Михайловой Е.В.,
по заявлению ООО "РЭС"
к Управлению Росреестра по г.Москве
об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права собственности, обязании устранить допущенные нарушения,
при участии:
от заявителя: |
Иванушкина Т.Н. по дов. от 15.01.2015; |
от ответчика: |
Алексеев М.В. по дов. от 09.10.2015; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РегионЭнергоСервис" (далее - ООО "РЭС", заявитель) обратились в Арбитражный суд г.Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистратор, ответчик) с заявлением об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности, оформленного письмами от 27.02.2015 N 22/005/2014-951, N 22/006/2014-12, N 22/006/2014-7, обязании ответчика осуществить испрашиваемые заявителем регистрационные действия.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 29.07.2015 в удовлетворении вышеуказанных требований было отказано, поскольку суд первой инстанции исходил из обстоятельств наличия у ответчика законных оснований для отказа заявителю в совершении испрашиваемых регистрационных действий. Принятие оспариваемых решений согласно выводам арбитражного суда первой инстанции не повлекло за собой нарушения прав и охраняемым законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "РЭС" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит об отмене решения суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению обратившегося с жалобой лица, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы арбитражного суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены неправильно. Податель жалобы также указывает на наличие законных оснований для совершения испрашиваемых регистрационных действий, которым арбитражный суд первой инстанции не дал надлежащую правовую оценку.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу заявителя в порядке ст.262 АПК РФ суду не представлен.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить обжалуемое решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов рассматриваемого дела, ООО "РЭС" в целях оформления прав на недвижимое имущество обратилось в адрес Управления Росреестра по г.Москве с заявлениями о регистрации права собственности в отношении следующих объектов:
-от 11.12.2014 вх. N 22/005/2014-951 в отношении объекта недвижимого имущества - теплосеть с водовыпуском протяженностью 2621 м. с кадастровым номером 77:17:0110205:987, расположенного по адресу: г.Москва, г.Московский, квартал 2;
-от 12.12.2014 вх. N 22/006/2014-12 в отношении объекта недвижимого имущества - теплосеть с водовыпуском протяженностью 2932 м. с кадастровым номером 77:17:0110205:986, расположенного по адресу: г.Москва, г.Московский, квартал 1;
-от 12.12.2014 вх. N 22/006/2014-7 в отношении объекта недвижимого имущества - теплосеть с водовыпуском протяженностью 287 м. с кадастровым номером 77:17:0110205:1094, расположенного по адресу: г.Москва, г.Московский, территория площадок вымораживания Западной водопроводной станции 2.
По результатам рассмотрения вышеуказанных заявлений и представленных на регистрацию документов, Управление Росреестра по г.Москве приняло оспариваемые решения об отказе в совершении регистрационных действий, уведомив заявителя об их принятии письмами от 27.02.2015 N 22/005/2014-951, N 22/006/2014-12, N 22/006/2014-7.
Мотивом для принятия оспариваемых решений послужили обстоятельства, связанные с непредставлением заявителем документов, подтверждающих предоставление земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0110205:534, 50:21:0110205:563, 50:21:0110205:556 на период осуществления ООО "РЭС" строительства. Кроме того, регистратор указал, что по сведениям ГКН вид разрешенного использования вышеуказанным земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0110205:534, 50:21:0110205:563, 50:21:0110205:556 - земли общего пользования.
Полагая, что указанные решения ответчика, выразившееся в отказе регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества являются незаконным, влекут нарушение прав и охраняемых законом экономических интересов в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд г.Москвы за защитой и восстановлением нарушенного права.
Согласно системному толкованию ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав имеющихся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и содержащиеся в ней требований, выслушав пояснения и аргументы представителей сторон, коллегия арбитражного апелляционного суда не усматривает правовых и процессуальных оснований для отмены (изменения) решения Арбитражного суда г.Москвы от 29.07.2015 по делу N А40-88812/2015 в связи со следующим.
Согласно положениям п.1 ст.17 Закона N 122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с положениями ст.2 Закона N 122-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода и прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу положений ст.16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для её проведения. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен ст.17 Закона о регистрации. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственной реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о регистрации).
В соответствии с положениями п.2 ст.16 Закона N 122-ФЗ не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с законом о государственной регистрации, установлена обязанность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, в случае, если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица, запрашивать в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку и ЕГРЮЛ в отношении таких лиц.
В соответствии с п.1 ст.18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Пунктом 1 статьи 13 Закона N 122-ФЗ на регистрирующий орган возложена обязанность проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, и проверки законности сделок, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Согласно пункту 32 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184, при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.
При проверке юридической силы правоустанавливающих документов в зависимости от вида документа рекомендуется в том числе проверить: соответствие требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа; обладал ли орган государственной власти орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, а также соблюден ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт; наличие соответствующих прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица, например, у продавца и его представителя (если сделка совершается представителем) (п. 38 Методических рекомендаций).
В соответствии с положениями ст.20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим законом для государственной регистрации прав.
Согласно положениям п.2 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе является государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН).
В силу положений п.3 ст.1 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества подразумевает действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с пп.4 п.2 ст.7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства.
Согласно абз.2 п.2 ст.7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, а именно, кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого, реконструкции которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым (далее преобразуемый объект недвижимости) был образован другой объект недвижимости (далее - образование объекта недвижимости).
Поскольку информация об образовании участков в результате раздела земельных участков, изложенная в представленном заявителем информационном письме N 5 от 26.02.2015 не содержится в ГКН, она не могла быть учтена при проведении испрашиваемых заявителем регистрационных действий.
В связи с тем, что необходимые для совершения испрашиваемых заявителем регистрационных действий в соответствии с требованиями Закона N 122-ФЗ документы были представлены не в полном объеме, правовых оснований для их проведения у Управления Росреестра по Москве не имелось.
В силу положений ч.1 ст.4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Предъявление любого иска обусловлено мотивом восстановления нарушенных или оспариваемых прав, а также законных интересов обратившегося в суд лица.
Фактически установленные обстоятельства дела не позволяют сделать вывод о наличии совокупности оснований, предусмотренных статей 13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания оспариваемых ненормативных правовых актов регистратора недействительным и обязания данного лица к совершению действий по восстановлению нарушенных прав и экономических интересов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела или имели бы юридическое значение для принятия судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи, с чем апелляционная жалоба ООО "РЭС" является необоснованной, а указанные в ней требования удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно п.4 ст.270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.07.2015 по делу N А40-88812/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-88812/2015
Истец: ООО "РЭС", ООО РЕГИОНЭНЕРГОСЕРВИС
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ