г. Тула |
|
21 октября 2015 г. |
Дело N А09-1805/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.10.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Стахановой В.Н. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии представителя заявителя - департамента сельского хозяйства Брянской области (г. Брянск) - Рябцевой Г.Н. (доверенность от 25.03.2013 N 3-1117), представителя заинтересованного лица - территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области - Прокопенковой А.А. (доверенность от 15.01.2015 N 27-08-03/64), в отсутствие надлежащим образом извещенного третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - закрытого акционерного общества "Куриное Царство-Брянск", рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента сельского хозяйства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 15.06.2015 по делу N А09-1805/2015, установил следующее.
Департамент сельского хозяйства Брянской области (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным, незаконным и подлежащим отмене представления N 27-02-08/3780 от 31.12.2014 (далее - представление) территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области (далее - управление).
Определением суда от 31.03.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено закрытое акционерное общество "Куриное Царство-Брянск" (далее - общество).
Решением суда от 15.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что установленные проверкой управления обстоятельства не опровергнуты департаментов, в связи с чем отсутствуют основания для признании незаконным представления.
В апелляционной жалобе департамент просит решение суда первой инстанции отменить, требования удовлетворить. Мотивируя апелляционную жалобу, департамент указывает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы департамента. Отмечает, что обязательства администрации Брянской области по соглашению, заключенному с Минсельхозом России, переданные департаменту на основании распоряжений администрации Брянской области от 25.01.2013 N 80-р от 12.02.2013 N 137-р, департаментом выполнены. Обращает внимание, что выводы суда о том, что разработка и реализация государственной программы осуществляется исполнительным органом государственной власти Брянской области, определенным правительством Брянской области в качестве ответственного исполнителя государственной программы, основаны на положениях нормативного правового акта (постановление администрации Брянской области от 01.06.2011 N 494), признанного утратившим силу с 01.01.2014. Считает, что в 2013 году департамент, являясь органом государственной власти субъекта Российской Федерации "Брянская область", указанным в ведомственной структуре расходов бюджета субъекта Российской Федерации "Брянская область", как главный распорядитель бюджетных средств имел право распределять бюджетные ассигнования. Также указывает, что обжалуемое представление несет юридические последствия для департамента, а, значит, нарушает права департамента, поскольку в нарушение нормативных правовых актов возлагает на него обязанность принять меры к возмещению неправомерно выплаченной из федерального бюджета субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитной организации. Настаивает, что департамент при предоставлении субсидий руководствовался нормативными правовыми актами, регламентировавшими порядок предоставления субсидий, а также указаниями главного распорядителя средств федерального бюджета - Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, предоставившего субъекту Российской Федерации "Брянская область" межбюджетные трансферты на цели субсидирования процентных ставок.
Управление с доводами апелляционной жалобы несогласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество в отзыве с доводами жалобы согласно, решение суда просит отменить и удовлетворить требования департамента.
Общество явку представителя в судебное заседание не обеспечило. На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) судебное заседание проведено в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, в соответствии с приказом управления от 20.10.2014 N 97 в период с 20.10.2014 по 05.12.2014 в отношении департамента проведена выездная проверка использования субсидий, предоставляемых в 2013 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства.
По итогам проверки составлен акт выездной проверки от 10.12.2014.
По результатам проверки управлением принято представление о рассмотрении департаментом информации об указанных в представлении нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и принять меры по устранению выявленных нарушений и (или) об устранении причин и условий их совершения.
Департамент, посчитав представление, незаконным и нарушающим его права обратился в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
На основании части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 1 представления установлено, что департаментом, как главным распорядителем, получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, в соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушены (далее - БК РФ) условия предоставления межбюджетных трансфертов (субсидий) в марте-апреле 2013 года в сумме 104 525,3 тыс. руб.
Данное нарушение связано с отсутствием в бюджете Брянской области бюджетных ассигнований расходов 04052601000 в сумме 104 525,3 тыс. руб. на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным (кредитам) займам на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Общим условием для предоставления трансфертов субъектам РФ является соблюдение органами государственной власти субъектов РФ бюджетного законодательства.
Частью 3 статьи 132 БК РФ предусмотрено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2013 году определялось Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1460 (далее - Правила N 1460).
Согласно подпункту б пункта 5 Правил N 1460, субсидии предоставляются при соблюдении условий, одним из которого является - наличие в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с возмещением части затрат, одним из источников финансового обеспечения которых является субсидия.
Во исполнение Правил N 1460 принят указ губернатора Брянской области от 12.02.2013 N 122 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий, полученных из федерального бюджета, на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациям, осуществляющим товарное (промышленное) рыбоводство, независимо от их организационно-правовой формы и организациям, осуществляющим разведение одомашненных видов и пород рыб, независимо от их организационно-правовой формы, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и организациям потребительской кооперации на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (далее - Порядок N 122), которым установлен порядок, цели и условия предоставления субсидии из федерального бюджета на финансовую поддержку, связанную с возмещением части затрат на уплату процентов по кредитным договорам (договорам займа) и инвестиционным кредитам.
В соответствии с пунктом 12 Порядка N 122 главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на возмещение затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам является департамент.
Согласно подпункту б пункта 5 Правил N 1460, субсидии предоставляются при соблюдении условий, одним из которого является - наличие в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с возмещением части затрат, одним из источников финансового обеспечения которых является субсидия.
Из изложенного следует, что департаментом как главным распорядителем, получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, нарушены условия предоставления межбюджетных трансфертов (субсидий).
Следовательно, выводы управлении об устранении причин и условий способствовавших совершению правонарушения и предложения о принятии мер по недопущению их в дальнейшем, отраженные в пункте 1 представления являются законными о обоснованными.
Пунктом 2 представления установлено, что департаментом, как главным распорядителем, получателем средств бюджета, нарушены условия предоставления межбюджетных трансфертов (субсидий) в 2013 году в сумме 651 025,7 тыс. руб., источником финансового обеспечения, которых являлись средства федерального бюджета, поступившие в бюджет Брянской области на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства, выразившиеся в отсутствии обязательства Брянской области по обеспечению соответствия значения показателей, устанавливаемых Государственной программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2012-2015 годы), утвержденной постановлением администрации Брянской области от 30.12.2011 N 1308 (действовавшей в 2013 году) или иными нормативными правовыми актами Брянской области и органов местного самоуправления, или другими региональными (муниципальными), указанного в соглашении о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 21.03.2013 N 247/17 в размере - 840 000 тыс. руб.
В судах обеих инстанций департамент указывает, что межбюджетные трансферты были предоставлены субъекту РФ - Брянской области, были обусловлены нормативными правовыми актами, которые департамент не принимал и не издавал.
Предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2013 году определялось Правилами N 1460.
Согласно подпункту "г" пункта 5 Правил N 1460, субсидии предоставляются при соблюдении условий: наличие утвержденной государственной программы субъекта РФ и (или) муниципальных программ, предусматривающих возмещение части затрат по кредитам (займам) на цели, указанные в Правилах; наличие в бюджете субъекта РФ (местных бюджетах) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с возмещением части затрат, одним из источников финансового обеспечения которых является субсидия; наличие нормативного правового акта субъекта РФ, предусматривающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в том числе перечни документов, необходимых для получения указанных средств, сроки и порядок рассмотрения органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, представленных документов, сроки и порядок заключения заемщиком соглашения с уполномоченным органом о предоставлении указанных средств, предусматривающего установление ежегодного предельного расчетного объема этих средств на период действия кредитного договора (договора займа), а также сроки ввода объекта в эксплуатацию (по объектам, требующим ввода в эксплуатацию); наличие обязательства субъекта РФ по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых государственной программой субъекта РФ и (или) программами муниципальных образований, иными нормативными правовыми актами субъекта РФ и органов местного самоуправления, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашением между Министерством сельского хозяйства РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ о предоставлении субсидий.
Подпунктом "ж" пункта 23 Правил N 1460 установлено, что предоставление субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта РФ осуществляется на основании заключенного соглашения о предоставлении субсидий, предусматривающего сроки и порядок представления документов и отчетов об исполнении уполномоченным органом обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидий, включая: выписку из закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, подтверждающую включение в бюджет субъекта Российской Федерации средств на финансирование субсидий, в срок, устанавливаемый Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
В целях реализации Государственной программы от 14.07.2012 N 717 в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2013 и 2015 годов", Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство) и администрацией Брянской области (далее - администрация) заключено соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 21.03.2013 N 247/17 (далее - соглашение).
Пунктом 2.2.3 соглашения предусмотрено, что орган исполнительной власти при заключении соглашения предоставляет: выписку из закона Брянской области и (или) выписки из нормативных правовых актов муниципальных образований подтверждающих включение в бюджет Брянской области (местный бюджет) средств на финансирование расходов по поддержке направлений, указанных в пункте 1.1 соглашения, с указанием реквизитов нормативного правового акта (Закон Брянской области от 10.01.2012 N 90-З "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов")".
В ходе проверки управлением установлено, что Законом об областном бюджете на 2013 год (в редакциях: от 07.03.2013 N 4 - З; от 03.04.2013 N 13 - З; от 10.06.2013 N 38 - З; от 08.07.2013 N 48 - З) до 05.08.2013 не утверждались бюджетные ассигнования и ведомственная структура расходов по направлению расходования бюджетных средств "возмещение части процентной ставки по инвестиционным (кредитам) займам на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства" по разделу и подразделу, целевой статье 04 05 2601000 в объем средств за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в размере 104 525,3 тыс. руб.
Таким образом, в соглашении субсидии из средства федерального бюджета по направлению расходов бюджета субъекта Российской Федерации "Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства" и по направлению "Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства" предоставлялись: по разным целевым статья классификации расходов бюджетов; имели разные целевые показатели результативности предоставления субсидии; не суммировались, так как были предназначены для субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам), заключенным с разными сроками предоставления (по растениеводству на срок от 2 до 8 лет, до 8 лет, до 10 лет; по животноводству только на срок до 5 лет, от 2 до 8 лет, до 8 лет)
Кроме того, в Государственной программе от 30.12.2011 N 1308 по мероприятию "Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства" показатель (индикатор) не установлен.
Иных нормативных правовых актов Брянской области, устанавливающих значение показателя результативности предоставления субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, установленные соглашением от 21.03.2013 N 247/17, в период проверки не выявлено.
Следовательно, условие предоставление межбюджетных трансфертов (субсидий) наличии обязательства субъекта РФ по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых региональной программой (или) иными нормативными правовыми актами субъекта РФ, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашением между Министерством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ о предоставлении субсидий не выполнено.
Пунктом 2.1.3 соглашения установлено, что департамент является получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
Пунктом 7 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области, утверждённого постановлением администрации от 01.06.2011 N 494 установлено: разработка и реализация государственной программы осуществляется исполнительным органом государственной власти Брянской области, определенным Правительством Брянской области в качестве ответственного исполнителя государственной программы".
Согласно паспорту Государственной программы ответственным исполнителем Государственной программы установлен департамент.
Пунктом 32 Правил N 1460 определено, что ответственность за достоверность представляемых в Министерство сведений и соблюдение условий, установленных Правилами N 1460 и соглашением, возлагается на уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 11 Порядка N 122 (в редакциях 2013 года), распоряжением администрации от 25.01.2013 N 80-р, с учетом распоряжения администрации Брянской области от 12.02.2013 N 137-р, департамент определен уполномоченным органом на взаимодействие с Министерством по вопросам предоставления субсидий из федерального бюджета в целях реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717.
Кроме того, согласно пункту 12 Порядка N 122, главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на возмещение затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам и займам, является департамент.
Следовательно, департамент является уполномоченным органом на взаимодействие с Министерством по вопросам предоставления субсидий из федерального бюджета и главным распорядителем (получателем) средств бюджета, которому предоставлены субсидии.
В соответствии со статьей 306.8 БК РФ нарушение главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления межбюджетных трансфертов, является бюджетным нарушением.
Департаментом как главным распорядителем, получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, в соответствии со статьей 306.8 БК РФ нарушены условия предоставления межбюджетных трансфертов (субсидий).
На основании изложенного судом первой инстанции правомерно отказано в признании недействительным пункта 2 представления.
Пунктом 3 представления установлено, что департаментом допущена неправомерная выплата субсидии на возмещение части процентной ставки по договорам между ООО "Куриное Царство-Брянск" и ОАО "Сберегательный банк Российской Федерации" с применением при расчете субсидии ставки рефинансирования 10,75 %, когда следовало применять ставку в размере 7,75 %, установленную на дату вступления в силу уведомления ОАО "Сберегательный банк РФ" Одинцовское отделение N 8158 от 06.08.2010 N 09-19/9691 о снижении действующих процентных ставок по кредитным договорам от 28.08.2009. Сумма нарушения установлена в размере 8 923,68 тыс. руб.
Пунктом 21 Правил N 1460 и пунктом 9 Порядка N 122 предусмотрено, что расчет размера субсидий осуществляется по ставке рефинансирования (учетной ставке) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора (договора займа), а в случае заключения дополнительного соглашения к кредитному договору (договору займа), связанного с изменением размера платы за пользование кредитом (займом), - на дату заключения дополнительного соглашения к кредитному договору (договору займа).
Как следует из материалов проверки, департаментом в 2013 году допущена выплата субсидии, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, поступившие в бюджет Брянской области, по договорам от 28.08.2009 N 45208-26/2009 и N 45208-27/2009 ООО "Куриное Царство-Брянск" на общую сумму 8 923,68 тыс. руб., выразившееся в применении ставки рефинансирования установленной Центральным банком Российской Федерации при расчете субсидии на дату заключения кредитного договора (28.08.2009) в размере 10,75 %.
В судах обеих инстанций департамент указывает, что положения пункта 21 Правил N 1460, пункта 9 Порядка N 122 вступили в силу с 01.01.2013 и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие после 01.01.2013, следовательно, на правоотношения, возникшие до издания уведомления ОАО "Сберегательный банк РФ" о снижении действующих процентных ставок по кредитному договору, заключенным с ООО "Куриное Царство-Брянск", не распространяются.
Вместе с тем, Правила N 1460 и Порядок вступили в силу с 01.01.2013 и регламентируют правоотношения по поводу предоставления субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, но не правоотношения возникшие вследствие заключения дополнительных соглашений к кредитным договорам или уведомлений банка о снижении процентной ставки.
Субсидии ООО "Куриное Царство-Брянск" были предоставлены Департаментом в 2013 году, при предоставлении субсидии Департамент обязан был соблюдать пункт 21 Правил N 1460, пункт 9 Порядка N 122, поскольку правоотношения по предоставлению субсидии между департаментом и ООО "Куриное Царство-Брянск" возникли после 01.01.2013.
В Правилах N 1460 и Порядке N 122 отсутствует указание о применении пункта 21 Правил и пункта 9 Порядка только при заключении дополнительных соглашений к кредитным договорам после 01.01.2013, а устанавливается обязанность при наличии факта заключения дополнительных соглашений об изменении ставки по кредитам осуществлять расчет субсидии исходя из ставки рефинансирования на дату заключения дополнительного соглашения вне зависимости от даты заключения кредитного договора.
Следовательно, необходимо было применять ставку рефинансирования на дату заключения уведомления от 06.08.2010 N 09-19/9691 к кредитному договору (с датой вступления в силу 06.08.2010) в размере 7,75 % согласно Указанию Банка России от 31.05.2010 N 2450-У.
Как верно указал суд первой инстанции перечисление департаментом излишней суммы получателя субсидий по причине неправильного её расчета рассматривается как неправомерная выплата субсидии, что не согласуется с экономической сутью принципов бюджетной системы РФ, основанной на возмещении реальных затрат получателям и недопустимости дополнительного дохода за счет бюджетных средств.
В пункте 4 представления указано, что департаментом неправомерно выплачены средства федерального бюджета по классификации расходов 2601000 "возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства ООО "Брянский бройлер" на возмещение части процентной ставки на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования (для строительства птичников, инкубатория, репродукторов для родительского стада и ремонтного молодняка, бойни, комбикормового завода) по договорам об открытии кредитной линии от 05.04.2011 N 33/11-Р и от 11.10.2011 N 289/11-Р.
Департамента в обоснование позиции по данному пункту указывает на то, что субсидия на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам от 05.04.2011 N 33/11-Р и от 11.10.2011 N 289/11-Р, полученным ООО "Брянский бройлер" предоставлялась по направлению "Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства", в соответствии с абзацем 7 подпункта "в" пункта 2 Правил N 1460, так как данный абзац предусматривает предоставление субсидии по инвестиционным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями по кредитным договорам, заключенным с 01.01.2008 по 31.12.2012 включительно на срок до 10 лет, - на приобретение сельскохозяйственной техники в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации приказом от 11.02.2013 N 53.
Вместе с тем основной целью инвестиционного проекта и заключенных договоров об открытии кредитной линии от 05.04.2011 N 33/11-Р и от 11.10.2011 N 289/11-Р являлось строительство птицеводческого комплекса в Брянской области мощностью 105 тыс. тон птицы в убойном весе. Приобретение птицы, техники и оборудования, строительно-монтажных работ и формирование оборотного капитала производится в рамках осуществления строительства птицеводческого комплекса. Целью заключенных договоров об открытии кредитной линии от 05.04.2011 N 33/11-Р и от 11.10.2011 N 289/11-Р не является приобретение сельскохозяйственной техники, что также подтверждается письмом ОАО "Газпромбанка" от 20.12.2010 N 08-3/425, в котором отражено, что банком принято положительное решение об открытии ООО "Брянский бройлер" 3-х кредитных линий с совокупным лимитом выдачи 12 500 млн руб. (сроком на 8 лет на цели финансирования проекта строительства птицеводческого комплекса в Брянской области мощностью 105 тыс. тон птицы в убойном весе.
Также комиссией Минсельхоза РФ по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса в 2010 году одобрен инвестиционный проект по направлению "Строительство, реконструкция и модернизация животноводческих объектов, в том числе птицеводческих (включая племенные хозяйства)".
Таким образом, предоставление субсидий из средств федерального бюджета ООО "Брянский бройлер" в 2013 году по договорам об открытии кредитной линии от 05.04.2011 N 33/11-Р и от 11.10.2011 N 289/11-Р следовало производить с целевой статьи расходов бюджетов 2602100 "возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства", так как целью предоставления заемных, средств по указанным кредитным договорам являлось строительство птицеводческого комплекса.
Следовательно, департаментом в 2013 году неправомерно выплачены средства федерального бюджета "возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства" в сумме 191 458,81 тыс. руб. ООО "Брянский бройлер" на возмещение части процентной ставки по договорам об открытии кредитной линии от 05.04.2011 N 33/11-Р и от 11.10.2011 N 289/11-Р.
Как следует из пункта 5 представления департаментом предоставлены заведомо недостоверные сведения в Министерство сельского хозяйства России по остатку ссудной задолженности по направлению "субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства" по сельскохозяйственным товаропроизводителям, которым не определен размер причитающейся субсидии и она не перечислена, отказано в направлении кредитных договоров, в связи с несоответствием требованиям постановления Правительства РФ N 1460 от 28.12.2012, одобрены инвестиционные проекты на модернизацию животноводческих проектов, а также проекты, прошедшие отбор в 2014 году.
Остаток ссудной задолженности, указанной в перечне формы ГП-28р на 01.01.2014 и в отчете составил 6 899 292 628,05 руб., в то время как фактически сумма остатка ссудной задолженности на 01.01.2014 по указанному направлению составила 6 606 314 069,02 руб.
Согласно подпункту "ж" пункта 23 Правил N 1460 установлено, что предоставление субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании заключенного соглашения о предоставлении субсидий, предусматривающего сроки и порядок представления документов и отчетов об исполнении уполномоченным органом обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидий.
Пунктом 2.2.7 соглашения определено, орган исполнительной власти обеспечивает предоставление уполномоченным органом Министерству отчет о расходах бюджета субъекта, источником финансового обеспечения которых является субсидия, с приложением информации о получателях средств федерального и регионального бюджетов и отчет о достижении значений показателей результативности предоставления субсидий по формам и в сроки, установленные Министерством.
В целях повышения эффективности представления и обработки отчетности о ходе реализации Государственной программы от 14.07.2012 N 717, приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22.08.2013 N 312 утверждены формы отчетности, в том числе: отчет о расходах бюджета субъекта РФ (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых является субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) (форма ГП-28 - (квартальная)); Перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) получивших субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) (форма ГП- 28р (квартальная)).
Департаментом предоставлен в Министерство отчет о расходах бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых является субсидия (форма ГП-28) и Перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) получивших субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) (форма-ГП-28р).
В графе 14 Перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) получивших субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) (форма-ГП-28р) предоставленного департаментом в Министерства, по состоянию на 01.01.2014, по направлению: "субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства" отражен остаток ссудной задолженности в сумме 6 899 292,6 тыс. руб.
Вместе с тем, в графу 14 Перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей (форма ГП-28р) включены кредитные договора ряда лиц, которые не направлялись в Министерство сельского хозяйства РФ на согласование выделения субсидий. Остаток ссудной задолженности по данным договорам составил 15 526,06 тыс. руб.
Управлением из заявок направленных в 2010 году в комиссию Министерства и протокола заседания комиссии Министерства от 30.09.2010 N 10 выявлено, что колхоз "Красногвардеец" подавал заявку на модернизацию животноводческого помещения. Комиссией Минсельхоза РФ ООО "Березина" одобрен инвестиционный проект по направлению приобретение племенной продукции (материала), колхозу "Красногвардеец" на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих объектов, в том числе птицеводческих (включая племенные хозяйства). Остаток ссудной задолженности по кредитному договору от 24.08.2010 N 063/6/0045/1/10 составил 5 195,5 руб., который следовало отразить по направлению: "субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства.
Кроме того, в графу 14 Перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей (форма-ГП-28р) включены сельскохозяйственные товаропроизводители, которым не определен размер причитающейся субсидии, т.к. субсидия в 2013 году не выплачивалась, заявки направлены в комиссию Министерства в 2013 году, одобрены инвестиционные проекты комиссией лишь в 2014 году.
Сумма остатка ссудной задолженности, по сельскохозяйственным товаропроизводителям, включенных в Перечень (форма ГП-28р) по состоянию на 01.01.2014, которым не определен размер причитающейся субсидии, составила 272 257 тыс. руб.
Таким образом, в графу 14 Перечня (форма-ГП-28р) включены кредитные договора по сельскохозяйственным товаропроизводителям, с остатком ссудной задолженности в сумме 292 978,5 тыс. руб. не подлежащих отражению в данной графе, поскольку заявки не направлялись в Министерство на согласование выделение субсидий, и не определен размер причитающейся субсидии.
Фактическая сумма остатка ссудной задолженности на 01.01.2014 по направлению "субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства" подлежащая отражению в графе 14 Перечня (форма-ГП-28р) составила 6 606 314,04 тыс. руб.
Департаментом не представлено доказательств в опровержение правомерности выводов управления в части указанного пункта предписания.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что представление вынесено в соответствии с действующим законодательством в пределах компетенции и с законным требованием - устранить причины и условия выявленных нарушений и принять меры по недопущению в аналогичных нарушений в дальнейшем
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы сведены к иной оценке установленных обстоятельств, вместе с тем несогласие с выводами суда не может являться основанием для отмены принятого им судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Кодекса безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 15.06.2015 по делу N А09-1805/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-1805/2015
Истец: департамент сельского хозяйства Брянской области
Ответчик: ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области
Третье лицо: ЗАО "Куриное Царство-Брянск"