г. Москва |
|
21 октября 2015 г. |
Дело N А40-13835/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Банина И.Н., Сазоновой Е.А. |
|
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Мосесовой А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Муниципального унитарного предприятия "Брянское троллейбусное управление"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.06.2015 г.
по делу N А40-13835/14,
принятое судьей Лаптевым В.А. (шифр судьи 45-122),
по иску Муниципального унитарного предприятия "Брянское троллейбусное управление" г. Брянск
(ОГРН 1023202739207, 241037, г.Брянск, с.Дмитрова проспект, 5)
к Министерству финансов Российской Федерации
(ОГРН 1037739085636, 109097, г.Москва, ул. Ильинка, 9, стр.1)
о взыскании 49 704 605 руб. 49 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
МУП "Брянское троллейбусное управление", с учетом уточнения требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, убытков в сумме 25 497 960 руб. 41 коп.
Решением суда от 05.08.2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014 года, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Московского округа от 26.03. 2015 года вышеназванные судебные акты отменены, с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд г.Москвы.
Решением суда от 16.06.2015 года в удовлетворении исковых требований МУП "Брянское троллейбусное управление" отказано.
МУП "Брянское троллейбусное управление" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, указав на несоответствие выводов, изложенных в решении суда фактическим обстоятельствам дела, и ненадлежащую оценку судом представленных по делу доказательств.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционных инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является предприятием, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров троллейбусами на платной основе в г.Брянске, оказал за период 2013 года услуги по перевозке граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте на основании единого социального проездного билета (ЕСПБ), в связи с чем понес убытки в виде не возмещенных расходов Российской федерации на перевозку льготных категорий граждан федерального регистра в сумме 25 497 960 руб. 41 коп..
Между тем доводы истца необоснованные и правомерно отклонены судом первой инстанции.
Согласно пункту 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом и иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно ст. ст. ст. 3, 44, 63 названного Закона, меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация в силу пункта 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации приняла на себя и обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 года N 802 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного закона, необходимо реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования, при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Статьей 153 указанного Закона предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года, право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых данным законом нормах, Закон N 122-ФЗ не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных законом.
Так как право бесплатного проезда на городском и пригородном транспорте общего пользования являлось гарантией, носящей компенсаторный характер, то, предоставив это право, государство взяло на себя публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан не ухудшать условия предоставления данной льготы.
В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами. Указанные федеральные законы могут содержать положения, предусматривающие: порядок согласования участия органов государственной власти субъектов Российской федерации в осуществлении указанных полномочий, а также особенности такого участия; возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти Российской Федерации указанных полномочий.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, вели возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Как следует из положений Порядка и Методики, утвержденных постановлением Администрации Брянской области от 30.03.2010 года N 303, с целью смещения расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан транспортным организациям предоставляются бюджетные средства (средства из областного бюджета Брянской области).
Акты Брянской области, устанавливающие расходные обязательства субъекта Российской Федерации (Брянской области) по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в спорный период не отмены, являлись действующими.
Принятие расходных обязательств и их исполнение Брянской областью подтверждается предоставленной Департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области информацией от 19.06.2014 года исх. N 2442, согласно которой на обеспечение равной доступности услуг перечислены средства из областного бюджета в 2013 году в сумме 10 988 033 руб..
Сумма, исчисленная субъектом на основании Порядка и Методики, утвержденными постановлением Администрации Брянской области от 30.03.2010 года N 303, как разница стоимости льготного месячного проездного билета и "не льготного" месячного проездного билета, признана субъектом Российской Федерации - Брянской областью задолженностью, подлежащей погашению в соответствии с постановлением Администрации Брянской области от 30.03.2010 года N 303.
Постановлением Администрации Брянской области от 13.12.2012 года N 1153 стоимость единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ) установлена в размере 246 руб..
При расчете убытков истец применяет предельные тарифы на пассажирские перевозки в городском автомобильном и электрическом транспорте, утвержденные постановлением Администрации Брянской области от 30.03.2010 года N 303, на два вида транспорта в сумме 1 170 руб.. Между тем, указанная предельная стоимость не является фактической стоимостью проездного месячного билета, приобретаемого гражданами для проезда на общих основаниях в общественном транспорте города Брянска в 2013 году.
Пунктом 3 постановления Брянской городской Администрации от 21.12.2010 года N 3376-П предусмотрено право МУП "Брянское троллейбусное управление" устанавливать конкретную стоимость месячных проездных билетов, кроме льготных проездных билетов, не выше экономически обоснованных предельных тарифов.
Приказом МУП "Брянское троллейбусное управление" от 30.12.2010 года N 385 установлены и фактически действовали в спорном периоде проездные билеты для граждан на месяц по видам транспорта: на один вид транспорта (троллейбус ) - 480 руб., на два вида транспорта (автобус-троллейбус) - 750 руб..
Следовательно, для расчета неполученной провозной платы должна применяться фактическая стоимость существовавших в спорном периоде проездных билетов на месяц.
Как правильно указал суд первой инстанции, при расчете убытков истец не применил разницу стоимости между обычным проездным билетом на свой вид транспорта и льготным проездным билетом на свой же вид транспорта. Вместо этого истец применил разницу между не существовавшей стоимостью билета на два вида транспорта, включая перевозку тем видом транспорта, которым он не осуществлял.
Согласно представленной Департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области выписки распределения расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан федерального регистра, в соответствии с постановлением Администрации Брянской области от 30.03.2010 года N 303, всего подлежит компенсации 10 065 978 руб., компенсировано за счет бюджетных средств 3 104 435 руб.. По справке, представленной Администрацией Брянской области компенсировано 3 116 206 руб. 15 коп.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, подлежащая компенсации сумма, должна быть перечислена Департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области, и согласно постановления Администрации Брянской области от 30.03.2010 года N 303 составляет 6 949 771 руб. 85 коп..
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации исполнило свои обязанности по возмещению расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно расчета убытков, порядка возмещения убытков уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.06.2015 г. по делу N А40-13835/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Брянское троллейбусное управление"-без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
И.Н.Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-13835/2014
Истец: МУП "БТУ", МУП БРЯНСКОЕ ТРОЛЛЕЙБУСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Ответчик: Министерство финансов РФ, РФ в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41160/15
16.06.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-13835/14
26.03.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-50/15
11.11.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44047/14
05.08.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-13835/14