г.Москва |
|
21 октября 2015 г. |
Дело N А40-68501/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: |
Москвиной Л.А., Захарова С.Л., |
при ведении протокола |
и.о. секретаря судебного заседания Крючковым П.М. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны РФ
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.07.2015 по делу N А40-68501/2015, принятое судьей Вигдорчиком Д.Г. (145-534),
по заявлению ФКУ Упрдор "Алтай" (ОГРН 1042202260980)
к Министерству обороны РФ
о признании незаконным бездействия
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Шкаранда Ю.А. по дов. от 28.04.2015 N 212/2/520. |
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства" далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия к Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, Минобороны России) в части уклонения от выполнения действий по получению разрешения на ввод в эксплуатацию выстроенного здания контрольно-пропускного пункта по пропуску автомобильного транспорта (далее - здание КПП ВАИ), с адресом местоположения: Алтайский край, п.ЗАТО Сибирский, автодорога М-52 "Чуйский тракт", км 183 - км 202, ПК 121+00.
Решением суда от 07.07.2015 заявленные требования удовлетворены.
Ответчик не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено без его участия.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассматривая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, подлежащие применению при рассмотрении возникшего спора, полно, всесторонне исследовал представленные сторонами доказательства, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и на их основании сделал обоснованный вывод о несоответствии оспариваемого бездействия ответчика нормам действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции признаются коллегией несостоятельными.
Так, из материалов дела усматривается, что в 2010 году ФКУ Упрдор "Алтай" завершило работы по реконструкции участка федеральной автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт", км 183 - км 202.
Согласно выданным в/ч 52929 техническим условиям и полученному от Федерального дорожного агентства согласию на использование средств в пределах общей стоимости инженерного проекта по реконструкции участка федеральной автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт" на земельном участке с кадастровым номером 22:73:010201 ФКУ Упрдор "Алтай" возведено здание КПП ВАИ с адресом местоположения: Алтайский край, п. ЗАТО Сибирский, автодорога М-52 "Чуйский тракт", км 183 - км 292, ПК 121+00.
Здание КПП ВАИ поставлено на баланс ФКУ Упрдор "Алтай" в связи с его возведением в ходе реконструкции федеральной автомобильной дороги. Земельный участок с кадастровым номером 22:73:010201 отнесен к землям населенных пунктов, для строительства здания КПП ВАИ не отводился. В соответствии с кадастровым паспортом на праве постоянного (бессрочного) пользования владелец - Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
По проекту строительства здания КПП ВАИ и ГОСТ Р 54257-2010 возведенное здание КПП ВАИ является строением с пониженным уровнем ответственности.
В соответствии с технической характеристикой здания КПП ВАИ (по проекту), а также в силу п.3 ч.17 ст.51, ч.3 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на его строительство не требуется.
Для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект необходим правоустанавливающий документ - разрешение на ввод в эксплуатацию.
Согласно п.3 ч.17 ст.51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
На основании п.1 ст.25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества. (п.3 ч.17 ст.25.3 Закона о регистрации).
Документом, подтверждающим факт создания вспомогательного здания, в силу ч.3 ст.25.3 Закона о регистрации является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Форма декларации утверждена Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447.
На основании указанной декларации Росреестр осуществляет государственную регистрацию права собственности на объект.
На заявление ФКУ Упрдор "Алтай" о регистрации права собственности Российской Федерации на выстроенное им здание КПП ВАИ в 2011 году отказано по причине отсутствия полученного для этих целей разрешения на ввод в эксплуатацию.
Согласно п.п.10, 12 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 10.03.2000 N 221 объекты военной инфраструктуры это специальные технологические комплексы, здания и сооружения, предназначенные для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также военные городки, производственные предприятия, общественные здания и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации.
То, что здание КПП ВАИ расположено на территории в/ч 52929, является специальным сооружением и предназначено для управления войсками, Минобороны России не оспаривается. Здание КПП ВАИ носит вспомогательную и обслуживающую функцию по отношению к остальным объектам в/ч 52929.
На основании п.1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно Положению от 16.08.2004 N 1082 Минобороны России проводит государственную экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, выдает разрешения на строительство, осуществляет государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.69). Осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженными Силами (п.71).
Приказом Минобороны России от 23.05.2012 N 1250 утвержден Регламент на оказание Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов военной инфраструктуры в лице Управления и отделов архитектурно-строительного надзора.
На основании п.п."к", "п" ч.2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним и осуществляет выдачу разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество вооруженных сил отнесено к объектам федеральной собственности.
При таких данных, как правильно указал суд первой инстанции, Минобороны России является единственным органом, уполномоченным на выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию объектов военной инфраструктуры и регистрацию права собственности Российской Федерации на данные объекты.
Для получения разрешения на ввод в эксплуатацию выстроенного здания КПП ФКУ Упрдор "Алтай" сопроводительным письмом от 15.04.2013 N 105/6 направило в/ч N 52929 следующие документы: проект на строительство здания КПП ВАИ; акт рабочей комиссии о приеме в эксплуатацию законченного строительством здания КПП ВАИ; кадастровый и технический паспорта на выстроенное здание КПП ВАИ; письмо Управления Росреестра по Алтайскому краю от 16.09.2011 N 28/001/2011-407 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на выстроенное здание КПП ВАИ; письмо в/ч 52929 от 10.04.2007 N 315 о технических условиях на строительство здания КПП ВАИ; письмо Федерального дорожного агентства от 19.05.2008 N 01-28/4757 о согласии на использование средств по реконструкции федеральной автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт", на участке км 183 - км 202, в сумме 6 400, 19 тыс. руб. на строительство здания КПП ВАИ; акт обследования N 1 от 29.03.2012 о состоянии пожарной безопасности здания КПП ВАИ; акт обследования строительных конструкций здания КПП ВАИ, выполненного ООО "Архпроект+".
Согласно письму от 24.04.2013 N 35/50 перечисленные документы командование в/ч N 52929 представило в Департамент имущественных отношений Минобороны России.
Департамент имущественных отношений Минобороны России реализует полномочия Минобороны России по управлению имуществом подведомственных Минобороны России организаций, находящимся на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, а также земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования у Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с письмом ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России от 14.03.2014 N 141/5/3/3002 представленные в в/ч 52929 документы на выстроенное здание КПП ВАИ Департаментом имущественных отношений переданы в Департамент строительства Минобороны России.
Департамент строительства Минобороны России организует деятельность по строительству и капитальному ремонту объектов, покупке жилья. На обращение ФКУ Упрдор "Алтай" от 31.07.2014 N 212/5 о принятых Департаментом строительства мерах по получению разрешения на ввод выстроенного здания КПП ВАИ в эксплуатацию от Департамента строительства поступил ответ от 26.08.2014 N 153/4/2393 об отсутствии у него указанных документов.
Для принятия мер по получению разрешения на ввод в эксплуатацию выстроенного здания КПП ВАИ и регистрации Минобороны России права собственности Российской Федерации на данный объект ФКУ Упрдор "Алтай" направило в адрес Минобороны России обращение от 23.01.2015 N 23/3 и получено адресатом 30.01.2015.
Государственная регистрация прав согласно ч.3 ст.13 Закона о регистрации проводится не позднее чем в месячный срок со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что спорное здание КПП ВАИ предназначено для охраны территории, на которой размещена в/ч. В предусмотренном ст.25.3 Закона о регистрации ФКУ Упрдор "Алтай" порядке зарегистрировать право собственности Российской Федерации на здание КПП ВАИ не имеет возможности в силу того, что спорный объект отнесен к объектам военной инфраструктуры, с заявлениями о регистрации права собственности Российской Федерации обращается в регистрационный орган Минбороны России; здание КПП ВАИ размещено на земельном участке, предоставленном Минобороны России, и схему с указанием места расположения КПП ВАИ относительно производственных объектов в/ч N 52929 в границах занимаемого в/ч земельного участка может предоставить только Минобороны России.
Доказательств принятия Минобороны России действий по регистрации здания КПП ВАИ, в том числе, в порядке, предусмотренном ст.25.3 Закона о регистрации, ответчиком не представлено.
Таким образом, изложенные обстоятельства свидетельствуют о бездействии Минобороны России.
Оспариваемое бездействие, как правильно указал суд в своем решении, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере хозяйственной деятельности, поскольку не позволяет ему осуществить передачу данного здания, находящегося на балансе учреждения, по подведомственности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч.2 ст.201 АПК РФ).
При таких данных суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ФКУ Упрдор "Алтай" требования.
Срок, предусмотренный п.4 ст.198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут являться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Ввиду изложенного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Минобороны России.
Расходы по оплате госпошлины распределены судом в порядке ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.07.2015 по делу N А40-68501/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-68501/2015
Истец: Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства", ФКУ Упрдор " Алтай"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Министерство обороны РФ