Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2015 г. N 17АП-12815/15
г. Пермь |
|
21 октября 2015 г. |
Дело N А50-4790/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Лихачевой А.Н., Масальской Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабарыкиной М.А.,
при участии:
от истца - муниципального предприятия Жилищно-коммунального хозяйства: Пономарева Т.И., паспорт, выписка из ЕГРЮЛ;
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Уральский коммунальный сервис": Бушуева Т.Н., паспорт, доверенность от 01.11.2014;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Уральский коммунальный сервис"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 28 июля 2015 года по делу N А50-4790/2015,
принятое судьей Фоминой Н.Н.,
по иску унитарного муниципального предприятия Жилищно-коммунального хозяйства (ОГРН 1025902283164, ИНН 5942001689)
к обществу с ограниченной ответственностью "Уральский коммунальный сервис" (ОГРН 1075916000588, ИНН 5916018894)
о признании расторгнутым договора, о понуждении заключить договор по отведению, приёму и очистке сточных вод,
установил:
унитарное муниципальное предприятие Жилищно-коммунального хозяйства (далее - УМП ЖКХ, истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Уральский коммунальный сервис" (далее - ООО "Уральский коммунальный сервис", ответчик) о признании расторгнутым заключенного между сторонами договора ресурсоснабжения по отведению, приему и очистке сточных вод от 01.01.2012 и о понуждении заключить договор по отведению, приему и очистке сточных вод с 01.01.2015 в редакции и на условиях истца.
В ходе рассмотрения дела истец заявил отказ от исковых требований в части признания расторгнутым с 01.01.2015 договора ресурсоснабжения по отведению, приему и очистке сточных вод от 01.01.2012 в связи с подписанием с ответчиком соглашения о расторжении договора с 01.01.2015.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28.07.2015 (резолютивная часть решения от 21.07.2015) принят отказ УМП ЖКХ от требования считать расторгнутым с 01.01.2015 договора ресурсоснабжения по отведению, приему и очистке сточных вод от 01.01.2012.
Производство по делу в указанной части прекращено.
В остальной части исковые требования удовлетворены: на ООО "Уральский коммунальный сервис" возложена обязанность в 10-тидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу заключить с УМП ЖКХ договор на очистку сточных вод от 01.01.2015 в соответствии со следующими условиями договора:
Договор на очистку сточных вод
п. Уральский Нытвенский район
Пермский край "01" января 2015 г.
Унитарное муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (УМП ЖКХ), наделенное Постановлением Уральского городского поселения статусом Гарантирующая организация в сфере водоотведения, именуемое в дальнейшем Предприятие, в лице директора Пономаревой Т.И., действующей на основании Устава, с одной стороны, и
Общество с ограниченной ответственностью "Уральский коммунальный сервис", осуществляющее эксплуатацию объекта ЦСВ (очистные сооружения), именуемая в дальнейшем ООО "УКС", в лице генерального директора Акулова В.В., действующего на основании Устава, с другой стороны, вместе именуемые Стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.
Перечень потребителей и абонентов, объекты которых подключены к канализационным сетям УМП ЖКХ приведены в приложении N 1 настоящего договора. Приложение N 1 настоящего договора может корректироваться в связи с увеличением (уменьшением) потребителей и абонентов.
При заключении настоящего договора стороны руководствуются:
- Гражданским кодексом РФ (ст.422, 548);
- Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О водоснабжении и водоотведении";
-Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения ";
-Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения";
-Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод";
- Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод";
-Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения";
- Жилищным кодексом РФ;
* Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354;
- Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов";
-Постановлением Правительства Пермского края от 22.08.2012 N 698-п;
-а также другими действующими нормативными и локальными актами.
1.ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1.По настоящему договору ООО "УКС", являющееся организацией эксплуатирующей отдельные объекты ЦСВ (очистные сооружения), обязуется осуществлять прием и очистку сточных вод, принимаемых и транспортируемых Предприятием от его абонентов и от объектов Предприятия, направляемых на очистку в очистные сооружения, а Предприятие обязуется производить оплату ООО "УКС" в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем договоре.
1.2.Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ООО "УКС" - ограждение территории (земельного участка) очистных сооружений ООО "УКС", установлена Актом, согласованным и подписанным обеими сторонами и являющимся неотъемлемой частью настоящего договора.
2.ТРЕБОВАНИЯ ПО СОСТАВУ СТОЧНЫХ ВОД
Постановление Правительства РФ от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" устанавливает, что к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, относятся юридические лица, которые осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции и при этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
Абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, подключенных к канализационным сетям Предприятия и которые осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции и при этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод которых составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения у Предприятия нет.
3.РЕЖИМ ПРИЕМА СТОЧНЫХ ВОД, ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИЕМА СТОЧНЫХ ВОД.
3.1.Режим оказания Услуги устанавливается непрерывным и должен позволять Предприятию обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителям и абонентам в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением
Правительства РФ от 29.07.2013 N 644
3.2.ООО "УКС" вправе прекратить или ограничить оказание Услуги без предварительного уведомления Предприятия, с обязательным последующим уведомлением в течение 30 минут, в следующих случаях:
3.2.1.При прекращении электроснабжения объектов ООО "УКС";
3.2.2.При возникновении аварии в результате стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.
3.3.ООО "УКС" вправе прекратить или ограничить оказание Услуги с предварительным уведомлением Предприятия, органов местного самоуправления, "Центра гигиены и эпидемиологии в Пермском крае", а так же территориального подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ в следующих случаях:
3.3.1.при получении предписания или решения "Центра гигиены и эпидемиологии в Пермском крае;
3.3.2.при попадании неразрешенных к сбросу сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации, причинивших ущерб этой системе или приведших к аварии;
3.3.3.при устранении последствий аварии на системах канализации;
3.3.4.при аварийном или неудовлетворительном состоянии канализационных сетей Предприятия;
3.3.5.при проведении работ по присоединению новых абонентов в сроки, согласованные с соответствующими органами;
3.3.6.при проведении планово-предупредительного ремонта инженерных систем и оборудования очистных сооружений ООО "УКС";
3.3.7.В других случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
4.ПОРЯДОК УЧЕТА ОТВОДИМЫХ СТОЧНЫХ ВОД
4.1.Предприятие обеспечивает количественный учет объемов оказанной Услуги.
4.2.Коммерческому учету сточных вод подлежит количество (объем) сточных вод, принятых от потребителей и абонентов, объекты которых подключены к канализационным сетям Предприятия, и переданных на очистные сооружения ООО "УКС" в отношении которых произведена очистка в соответствии с договором по очистке сточных вод.
4.3.Количество сточных вод определяется в соответствии с Законодательством РФ (Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776) по показаниям индивидуальных приборов учета потребителей и абонентов. В случае отсутствия у потребителей и абонентов приборов учета, учет сточных вод осуществляется расчетным способом.
4.4.Обязательства Предприятия перед ООО "УКС" не могут быть большими, чем обязательства потребителей и абонентов перед Предприятием по расчетам за поставленный ресурс.
4.5.Для осуществления расчетов между Предприятием и ООО "УКС", Предприятие ежемесячно в срок 25-31 числа предоставляет в ООО "УКС" объем потребляемой услуги потребителями и абонентами, объекты которых подключены к канализационным сетям Предприятия.
4.6.Ведение и хранение необходимой документации по учету, выполнение расчетов и составление отчетных документов по определению количества оказанной Услуги за расчетный период (месяц) осуществляет Предприятие.
5.ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ООО "УКС".
5.1.ООО "УКС" имеет право:
5.1.1.Осуществлять контроль над правильностью учета объемов оказанной Услуги путем сверки показаний индивидуальных приборов учета потребителей и абонентов, объекты которых подключены к сетям Предприятия.
5.1.2.Осуществлять лабораторный контроль за составом сточных вод в пределах границ эксплуатационной ответственности ООО "УКС".
5.1.3.Прекращать (ограничивать) прием сточных вод в случаях, предусмотренных настоящим договором.
5.2. ООО "УКС" обязуется:
5.2.1.обеспечивать прием сточных вод потребителей и абонентов из канализационных сетей Предприятия на границе эксплуатационной ответственности сетей канализации в соответствии с настоящим договором.
5.2.2.Обеспечивать надлежащее функционирование очистных сооружений в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и настоящим договором.
5.2.3.Обеспечивать выполнение условий настоящего договора.
5.2.4.Предупреждать Предприятие, органы местного самоуправления и соответствующие органы государственного надзора о прекращении (ограничении) оказания Услуги в порядке и случаях, предусмотренных настоящим договором.
5.2.5.Своевременно, не позже чем за 10 дней, уведомлять Предприятие при изменении реквизитов, правового статуса, организационно-правовой формы, а также в случае передачи устройств и сооружений канализации другому собственнику.
5.2.6.Немедленно сообщать Предприятию обо всех повреждениях и неисправностях на очистных сооружениях и устройствах, которые могут повлечь загрязнение окружающей природной среды и нанести ущерб здоровью населению.
5.2.7.Обеспечивать ликвидацию повреждений или неисправности работы канализационного оборудования.
5.2.8.Письменно уведомлять Предприятие о плановых отключениях канализационного оборудования для проведения ремонтных работ. Уведомления подаются не позднее, чем за 5 рабочих дней до начала работ.
5.2.9.Своевременно направлять в адрес Предприятия копии документов подтверждающих утверждение цен и тарифов на оказываемую Услугу.
6.ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
6.1.Предприятие имеет право:
6.1.1.Получать информацию об изменении тарифов за оказываемую Услугу.
6.1.2.Письменно заявлять о несогласии с начисленными объемами и суммой в платежных документах и не оплачивать предъявленные платежные документы до выяснения обстоятельств.
6.1.3. Уведомлять ООО "УКС" об изменении количества потребителей и абонентов, объекты которых подключены к сетям Предприятия (приложение N 1).
6.1.4.Получать уведомления о снятии прекращения приема сточных вод
6.2. Предприятие обязуется:
6.2.1.Обеспечивать выполнение условий настоящего договора. 6.2.2.Обеспечивать эксплуатацию систем водоотведения в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
6.2.3.Обеспечивать учет оказанной Услуги.
6.2.4.Своевременно производить оплату за оказанную услугу.
6.2.5.Незамедлительно сообщать ООО "УКС" обо всех повреждениях или неисправностях на канализационных сетях, сооружениях, устройствах, которые могут повлечь загрязнение окружающей среды и нанести ущерб здоровью населения.
6.2.6.Обеспечивать ликвидацию повреждений или неисправности на обслуживаемых канализационных сетях.
6.2.7.Своевременно, не позже чем за 10 дней, уведомлять ООО "УКС" об изменении реквизитов, правового статуса, организационно-правовой формы Предприятия.
7.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН.
7.1.За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.2.Ответственность за последствия ограничения или прекращения приема и очистки сточных вод от потребителей и абонентов Предприятия, в том числе перед третьими лицами, несет сторона, чьи действия и (или) бездействие повлекли ограничение или прекращение приема и очистки сточных вод.
7.3.При возникновении обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствуют своевременному выполнению сторонами обязательств по договору, стороны освобождаются от исполнения обязательств по договору до прекращения действий обстоятельств непреодолимой силы. При этом сторона, подвергшаяся действию обстоятельств непреодолимой силы, обязана в течение 24 часов со времени наступления обстоятельств непреодолимой силы уведомить или предпринять все действия для уведомления другой стороны о случившемся с подробным описанием создавшихся условий, а также уведомить другую сторону о прекращении обстоятельств непреодолимой силы.
8.РАСЧЕТ ЗА ПРИЕМ СТОЧНЫХ ВОД.
8.1.Деятельность, осуществляемая ООО "УКС", является регулируемой. Оплата по настоящему договору осуществляется Предприятием по тарифам на очистку сточных вод, установленным ООО "УКС" в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Тариф за оказанную Услугу (очистка сточных вод) на момент заключения настоящего договора составляет: с 01.01.2015 г по 30.06.2015 г 15,34 руб., в том числе НДС - 2,34 руб. за 1 куб.м.; с 01.07.2015 г по 31.12.2015 г 15,69 руб., в том числе НДС - 2,39 руб. за 1 куб.м.
Изменение в установленном порядке в период действия настоящего договора тарифа не требует внесения изменений в настоящий договор.
8.2.Расчетный период, установленный настоящим договором, равен 1 календарному месяцу.
Оплата за оказанную Услугу производится Предприятием в течение 15 рабочих дней после предъявления счета-фактуры, путем перечисления денежных средств на расчетный счет ООО "УКС".
8.3.ООО "УКС" ежемесячно до 5-го числа месяца следующего за отчетным, направляет Предприятию счет-фактуру и акт приема-передачи. Предприятие в течение пяти рабочих дней с момента получения обязана акт приема-передачи рассмотреть, скрепить подписью, печатью и один экземпляр возвратить в адрес ООО "УКС", либо предоставить мотивированный отказ от подписания. Указанные счет-фактура и акт приема-передачи являются основанием для проведения денежных расчетов.
8.4.В течение года стороны по мере необходимости проводят сверку расчетов по платежам.
9.ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ.
Все изменения и дополнительные соглашения и к настоящему договору производятся в письменном виде с обязательным подписанием обеими сторонами и являются неотъемлемой частью настоящего договора.
10.СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА.
10.1.Действие настоящего договора прекращается по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ.
10.2.Договор считается исполненным после выполнения сторонами взаимных обязательств и урегулирования всех расчетов.
10.3.Договор вступает в силу 01 января 2015 года и действует до 31 декабря 2015 года, а в части взаимных расчетов, до полного их завершения.
10.4.Договор считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от настоящего договора, о заключении договора на иных условиях или внесении изменений (дополнений) в договор.
10.5.Настоящий договор составлен в двух экземплярах. Оба экземпляра идентичны и имеют одинаковую юридическую силу. У каждой из сторон находится один экземпляр договора.
11.ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ И РАЗНОГЛАСИЙ.
11.1.Все споры и разногласия, возникающие между сторонами, связанные с исполнением настоящего договора, подлежат досудебному урегулированию в претензионном порядке.
11.2.Претензия направляется по адресу стороны, указанному в реквизитах договора.
11.3.Сторона, получившая претензию, в течение 5 рабочих дней со дня ее поступления обязана ее рассмотреть и дать ответ.
11.4.Стороны составляют акт об урегулировании спора (разногласий).
11.5.В случае недостижения сторонами соглашения, спор и разногласия, возникшие из настоящего договора, подлежат урегулированию в суде в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
12.ФОРС-МАЖОРНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Сторона освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, если это явилось обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства), возникших после заключения договора: масштабные пожары, землетрясение, забастовки или иное стихийное бедствие, правительственные постановления или распоряжения государственных органов, препятствующие выполнению настоящего договора.
13.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ.
По всем вопросам, не урегулированным настоящим договором, стороны руководствуются действующим законодательством РФ.
14.ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ
СТОРОН: ООО "УКС":
ООО "Уральский коммунальный сервис" п.Уральский Нытвенского района Пермского края ул.Московская д.1а. Расчетный сч. N 40702810649170130022 в Западно-Уральском банке ОАО "Сбербанк России" РФ г.Пермь. Нытвенское ОСБ N 1631. К/сч. 3010181900000000603. БИК: 04577303. ИНН 5916018894, КПП 591601001.
Предприятие:
УМП ЖКХ 617005 п.Уральский Нытвенского района Пермского края ул.Железнодорожная, 25а.
Расчетный сч. N 40702810249170130008 в Западно-Уральском банке ОАО "Сбербанк России" РФ г.Пермь. Нытвенское ОСБ N 1631. К/сч.30101810900000000603. БИК 045773603. ИНН 5942001689. КПП 594201001.
ПОДПИСИ СТОРОН
С ответчика в пользу истца взыскано 6000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску, 6000 руб. возвращено истцу из федерального бюджета.
Ответчик, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу, в доводах которой указал, что суд первой инстанции, утверждая редакцию истца, неправильно применяет ч.5 ст. 12, ч.2 ст.14 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ (далее - Закон о водоснабжении), предлагая определять объемы сточных вод способом, не предусмотренном ни в одном нормативно-правовом акте, регулирующем предоставление услуги водоотведения, отделяя очистку сточных вод от водоотведения в целом и выводя ее за рамки названного Закона.
Ответчик настаивает на редакции разделов 4,5,6 договора в редакции, соответствующей типовой форме договора водоотведения. Данная типовая форма составлена в соответствии с требованиями Закона о водоснабжении и отображает все существенные условия, необходимые для такого рода договоров.
Ответчик отмечает, что утверждая спорные пункты раздела 4 договора в редакции истца, суд первой инстанции ошибочно применяет не те разделы Постановления Правительства N 776 от 4.09.2013: поддерживая позицию истца, суд применяет п. 15 раздела 3 указанного Постановления, в котором речь идет о коммерческом учете воды расчетным способом, хотя предметом рассмотрения данного судебного заседания был учет сточных вод. О коммерческом учете сточных вод говорится в разделе 4 Постановления, а именно в п.23, в котором сказано, что при отсутствии прибора учета (как в нашем случае) объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения. Кроме того, заявитель находит ссылку суда первой инстанции на пункт 27 Постановления некорректной поскольку УМП ЖКХ не является транзитной организацией, так как Постановлением Администрации УГП она определена как гарантирующая.
Ответчик полагает, что объем сточных вод, переданных для очистки, при отсутствии прибора учета должен быть равен объему воды, поданной из всех источников водоснабжения. У УМП ЖКХ один источник водоснабжения - станция водоподготовки.
С учетом доводов, изложенных в жалобе, ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым принять редакцию договора, предложенную ответчиком в протоколе разногласий (за исключением раздела 2).
От истца поступил письменный отзыв, находя решение суда законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец согласен с выводом суда первой инстанции о том, что УМП ЖКХ как гарантирующая организация не является абонентом ООО "УКС". Ссылаясь на ч. 5 ст. 12 Закона о водоснабжении, истец указал, что ответчик, являющийся организацией, эксплуатирующей отдельный объект центральной системы водоотведения (очистные сооружения) обязан заключить с истцом договор по очистке сточных вод. По мнению истца, все нормы права были применены судом первой инстанции верно. Также истец обратил внимание суда на то, что к сетям истца присоединены сети абонентов (конечных потребителей), стоки которых принимаются и транспортируются предприятием до очистных сооружений ООО "УКС", при этом ответчик не оспаривает наличия у всех абонентов приборов учета воды, а также отсутствие у части абонентов выпусков в центральную канализацию.
В судебном заседании представители сторон на своих доводах настаивали.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, распоряжением Администрации Уральского городского поселения от 05.10.2011 N 100 все канализационные сети пос. Уральский переданы в хозяйственное ведение истцу УМП ЖКХ.
Ответчик ООО "УКС" владеет комплексом очистных сооружений, является организацией, производящей очистку сточных вод, поступающих с территории Уральского городского поселения на очистные сооружения.
Постановлением Администрации УГП от 15.09.2014 N 83 УМП ЖКХ наделено статусом гарантирующей организации.
16.09.2014 ООО "УКС" направил в адрес УМП ЖКХ сопроводительное письмо за исх. N 159 с просьбой заключить договор на очистку сточных вод, также просил предоставить для производства расчетов за оказанные услуги с 01.01.2014 данные прибора учета стоков, установленного на границе ответственности, а в отсутствие такового, в соответствии с действующим законодательством предоставить данные прибора учета отпущенной на поселок воды с участка водоподготовки УМП ЖКХ (л.д. 24).
Письмом от 23.09.2014 за N 251 УПМ ЖКХ вернул 2 экземпляра договоров на очистку сточных вод от 01.01.2014, указав, что в редакции представленного договора данный договор подписать не может, так как УМП ЖКХ не является абонентом всех сточных вод п. Уральский (л.д. 25).
19.12.2014 за исх. N 361/1 УМП ЖКХ направило в адрес ООО "УКС" два экземпляра договора от 01.01.2015 по отведению, приемке и очистке сточных вод (л.д. 26).
Письмом от 10.03.2015 исх. N 34 ответчик сообщил истцу, что договор от 01.01.2015 не может быть подписан в предложенной истцом редакции, так как его условия противоречат действующему законодательству, и предложил заключить договор на очистку сточных вод в редакции ООО "УКС" (л.д. 65).
Не подписание со стороны ответчика договора от 01.01.2015 в предложенной истцом редакции, явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о понуждении заключить договор от 01.01.2015.
Суд первой инстанции, принимая решение по делу, исходил из обязанности ответчика заключить с истцом договор, при этом суд первой инстанции не нашел оснований к принятию разделов 2, 4, 5, 6 договора в редакции ответчика.
Обжалуя решение суда, ответчик настаивает на принятии разделов 4, 5, 6 договора в его редакции, доводов о разделе 2 договора апелляционная жалоба не содержит.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установил.
Принципиальными вопросами, по настоящему спору, вызвавшими разногласия сторон, являются положения договора, регулирующие порядок определения объема стоков, очистку которых должен производить ответчик по условиям договора.
Суд первой инстанции правильно исходил из наличия обязанности у ответчика заключить договор с истцом, что ответчиком не оспаривается.
Доводы ответчика, по существу аналогичные его возражениям в суде первой инстанции, обоснованно отклонены судом первой инстанции, вопреки доводам заявителя, правовая природа заключаемого истцом с ответчиком договора на очистку стоков определена судом верно как договора о возмездном оказании услуг, а не договора энергоснабжения. Также судом дана верная оценка доводам ответчика о том, что к его отношениям с истцом должны применяться положения типового договора водоотведения, заключаемого непосредственно с абонентами.
При этом суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о водоснабжении, определяющей основные понятия, используемые в настоящем названном законе, абонент - это физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Гарантирующая организация - это организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (п. 6 ст. 2).
Водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (п. 2 ст. 2).
Канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (п. 9 ст. 2).
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона о водоснабжении организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Сторонами не оспаривается, что ответчик владеет лишь очистными сооружениями, следовательно, не оказывает всего комплекса услуг, подпадающих под понятие водоотведения.
С учетом изложенного и фактической схемы отношений сторон, истец не является абонентом ответчика в том понимании, которое заложено в Законе о водоснабжении применительно к договору водоотведения.
Отношения сторон в данном случае урегулированы ч. 5 ст. 12 Закона о водоснабжении, согласно которой организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
Исходя из буквального прочтения указанной нормы права, ответчик обязан заключить с истцом договор на очистку сточных вод, который, как верно указано судом первой инстанции, по своей правовой природе является договором, регулирующим отношения по возмездному оказанию услуг (глава 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно указал, что оснований именовать истца в договоре абонентом не имеется, также как и оснований считать, что договор по очистке сточных вод должен соответствовать типовой форме договора водоотведения, утвержденной Постановлением Правительства РФ, поскольку заключаемый сторонами договор таковым не является.
Также судом первой инстанции в соответствии с действующим законодательством отмечено, что типовой формы договора на очистку стоков не предусмотрено.
При этом оснований принимать спорные пункты разделов 4, 5, 6 договора в предложенной ответчиком редакции, соответствующей типовой форме договора водоотведения, суд апелляционной инстанции не находит, поскольку данные договоры регулируют разные отношения участников гражданских правоотношений, несмотря на то, что в Законе о водоснабжении в качестве одной из частей всего процесса водоотведения названа очистка стоков. Между тем, учитывая сложившуюся в пос. Уральский схему водоотведения, из которой следует, что ответчик оказывает только услуги по очистке, а также то, что Закон (ч. 5 ст. 12) прямо указывает на необходимость заключения в данном случае отдельных договоров для осуществления соответствующих этапов процесса водоснабжения и водоотведения, оснований применять к отношениям сторон положения типового договора на водоотведение не имеется.
Разногласия сторон относительно определения объемов сточных вод, переданных истцом на очистку ответчику, обоснованно и в соответствии с действующим законодательством рассмотрены и разрешены судом первой инстанции.
Истец предлагает следующую редакцию п. 4.2: "Коммерческому учету сточных вод подлежит количество (объем) сточных вод, принятых от потребителей и абонентов, объекты которых подключены к канализационным сетям Предприятия, и переданных на очистные сооружения ООО "УКС" в отношении которых произведена очистка в соответствии с договором по очистке сточных вод".
Ответчик считает, что для учета объемов принятых сточных вод стороны должны использовать прибор учета, обязанность по установке которого лежит на истце как абоненте, и до установки и ввода в эксплуатацию прибора учета сточных вод, объем принятых сточных вод должен приниматься равным количеству воды, отпущенной участком водоподготовки УМП ЖКХ, на основании ежемесячных отчетов.
Вместе с тем, учитывая, что истец абонентом ответчика не является, а также то, что ответчиком не оспорено, что у всех без исключения конечных потребителей (абонентов истца) имеются приборы учета воды, при этом, у части абонентов истца отсутствует централизованная канализация, кроме того, часть воды расходуется на собственные нужды истца в соответствии с технологическим процессом водозабора (промывка фильтров), суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что объем стоков должен учитываться по показаниям приборов учета воды конечных потребителей (абонентов УМП ЖКХ), имеющих централизованную систему канализации, поскольку не весь объем воды, поданной истцом потребителям, возвращается в канализационную сеть.
Суд первой инстанции также верно указал, что обязательства истца как гарантирующей организации перед ответчиком, оказывающим лишь услуги по очистке стоков, не могут быть большими, чем обязательства конечных потребителей (абонентов истца) перед гарантирующей организацией по расчетам за оказанную услугу, в данном случае за объем отведенных стоков (за исключением случаев, специально предусмотренных законом).
На основании изложенного, судом первой инстанции правильно принят раздел 4 договора в редакции истца, как соответствующий действующему законодательству.
С учетом изложенной ответчиком позиции по иску в целом, не согласен ответчик и с предложенной истцом редакцией п. 5.1.1 договора: "5.1.1.Осуществлять контроль над правильностью учета объемов оказанной услуги путем сверки показаний индивидуальных приборов учета потребителей и абонентов, объекты которых подключены к сетям Предприятия".
Предлагает данный пункт изложить в следующей редакции: "5.1.1. Осуществлять контроль за правильностью осуществления абонентом учета объема сточных вод".
Однако, с учетом вышеизложенного, редакция признана истца обоснованной и согласующейся с другими пунктами договора, в частности, раздела 4 договора, регулирующего порядок учета отводимых сточных вод.
Доводов по иным разделам апелляционная жалоба не содержит.
С учетом всего вышеизложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о верном принятии спорных пунктов договора в редакции истца, а доводы ответчика, изложенные в жалобе, о том, что истец обязан установить прибор учета стоков как абонент ответчика в понимании, заложенном в законодательстве об энергоснабжении, признаны не основанными на нормах права, поскольку применительно к заключаемому сторонами договору на очистку сточных вод Закон о водоснабжении, регулирующий отношения сторон, не содержит обязанности истца на установку приборов учета. Следовательно, требование ответчика о включении соответствующих условий в договор не может быть удовлетворено судом. Способ определения объема стоков при отсутствии прибора учета стоков - по приборам учета воды потребителей-абонентов истца - действующему законодательству не противоречит и, вопреки доводам ответчика, учитывает специфику фактической организации водоотведения в пос. Уральский, относительно которой у сторон разногласий не имеется.
Поскольку фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, то оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 28 июля 2015 года по делу N А50-4790/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Д. И. Крымджанова |
Судьи |
А. Н. Лихачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-4790/2015
Истец: УНИТАРНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: ООО "УРАЛЬСКИЙ КОММУНАЛЬНЫЙ СЕРВИС"