г. Санкт-Петербург |
|
20 октября 2015 г. |
Дело N А56-5617/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.
при участии:
от истца (заявителя): Соколова Ю.А. по доверенности от 23.09.2015 г., Фортуновского Д.В. по доверенности от 12.01.2015 г.,
от ответчика (должника): Тоток В.А. по доверенности от 29.12.2014 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17255/2015) ОАО "Объединенная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2015 по делу N А56-5617/2015(судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ОАО "Объединенная энергетическая компания"
к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга
об оспаривании решения,
установил:
Открытое акционерное общество "Объединенная энергетическая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет) об отказе в принятии к утверждению скорректированной инвестиционной программы на 2012-2014 годы, выраженные в письме от 31.10.2014 N 01-14-3437/14-0-1, и обязании Комитета утвердить скорректированную инвестиционную программу.
Решением от 28.05.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит решение отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 15.09.2014 Общество обратилось в Комитет за утверждением скорректированной инвестиционной программы на 2012-2014 годы.
31.10.2014 Комитет решением, оформленным письмом N 01-14-3437/14-0-1, отказал в утверждении измененной инвестиционной программы (далее - ИП) и возвратил проект заявителю. В письме Комитет указал следующее. На основании протокола заседания правления Комитета от 01.08.2014 N 568 распоряжением Комитета от 01.08.2014 N 145-р внесены изменения в распоряжение Комитета от 28.12.2011 N 582-р в части пересмотра индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые Обществом открытому акционерному обществу "Ленэнерго", на территории Санкт-Петербурга на 2014 год. В Приложении N 4.1 "Финансовый план на период реализации инвестиционной программы" и в Приложении N 4.3 "Финансовая модель" проекта ИП указана необходимая валовая выручка, не соответствующая данным, содержащимся в вышеуказанных документах Комитета. Кроме того, документы, подтверждающие получение предусмотренных проектом ИП кредитов или возможность их получения в период реализации проекта ИП и необходимые для оценки степени вероятности исполнения ИП, представлены не были. Ввиду наличия у Комитета замечаний по существу проекта ИП и истечения установленных нормативными правовыми актами сроков утверждения изменений, вносимых в инвестиционные программы, Комитет не имеет правовых оснований для утверждения откорректированной инвестиционной программы Общества на 2012-2014 годы.
Не согласившись с отказом Комитета в принятии к утверждению скорректированной программы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Комитет правомерно отказал Обществу в утверждении скорректированной инвестиционной программы; заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3.8-10 Положения о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 N 1346 (далее - Положение), Комитет наделен полномочием по утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует Санкт-Петербург, и инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.
Критерии отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников их финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов РФ утверждены постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 977.
В силу пункта 2 Критериев достаточным основанием для отнесения заявителя к числу субъектов электроэнергетики, инвестиционные программы которых утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, является финансирование инвестиционной программы с использованием инвестиционных ресурсов, учитываемых при установлении цен (тарифов) в электроэнергетике, государственное регулирование которых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Обществом на территории Санкт-Петербурга в сфере электроэнергетики осуществляется регулируемый вид деятельности - оказание услуг по передаче электрической энергии. Полномочие по государственному регулированию указанного вида тарифа на территории Санкт-Петербурга, согласно пункту 3.1 Положения, также осуществляется Комитетом.
Порядок утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики установлен Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 977 (далее - Правила).
В соответствии с абзацем первым пункта 23 Правил, при внесении изменений в инвестиционную программу они подлежат утверждению в порядке, в котором утверждаются инвестиционные программы.
В соответствии с п. 14 Правил орган исполнительной власти субъекта РФ рассматривает инвестиционную программу в срок не более 50 дней. Указанный срок Комитетом не превышен - скорректированная инвестиционная программа Общества поступила в Комитет 19.09.2014 и с учетом наличия замечаний была возвращена 31.10.2014.
Согласно абз. 2 п. 23 Правил изменения, которые вносятся в инвестиционную программу, утверждаются до 1 октября текущего года, за исключением случаев, когда изменения в инвестиционную программу вносятся во исполнение решений Правительства Российской Федерации или администраций субъектов Российской Федерации, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также в случае необходимости устранения последствий аварийной ситуации или ее предотвращения.
О предусмотренных указанным пунктом основаниях, позволяющих утвердить измененную инвестиционную программу после 01.10.2014, Заявитель в Комитет не сообщал. У Комитета данная информация также отсутствовала.
В соответствии с п.п. "г" п. 3 Правил, инвестиционная программа в обязательном порядке содержит, в том числе, финансовый план субъекта электроэнергетики, составленный на период реализации инвестиционной программы с разделением по видам деятельности, с указанием источников и способов финансирования инвестиционной программы, а также степени обеспеченности инвестиционной программы источниками финансирования.
Пунктом 4 Правил предусмотрено представление инвестиционной программы по форме, утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам. Пунктом 3 Правил определены требования к содержанию инвестиционных программ. Указанная форма утверждена приказом Минэнерго РФ от 24.03.2010 N 114 "Об утверждении формы инвестиционной программы субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций".
Таким образом, замечания Комитета относительно несоответствия данных, содержащихся в формах 4.1, 4.3 представленной Обществом программы не являются формальными и обусловлены требованиями приведенных федеральных нормативных правовых актов.
Пунктом 18 Правил для субъектов электроэнергетики установлен максимальный
срок для доработки инвестиционных программ, по которым представлены замечания - 15 календарных дней.
Основанием для корректировки инвестиционной программы фактически послужило изменение распоряжением Комитета от 01.08.2014 N 145-р размера необходимой валовой выручки Заявителя, утвержденной распоряжением Комитета от 28.12.2011 N 582-р, и как следствие сокращение расходов на реализацию инвестиционной программы, учтенных в тарифе.
Представитель Комитета пояснил, что Распоряжение Комитета N 145-р было опубликовано в официальном печатном издании "Вестник Комитета по тарифам Санкт-Петербурга", специальный выпуск N 4, 01.08.2014. На заседании Правления Комитета, по результатам заседания которого было принято указанное решение, присутствовал представитель Общества А.Ю.Иванов - должностное лицо Заявителя, подписавшее, в том числе, приложения к представленной инвестиционной программе по которым у Комитета имелись замечания (формы, 4.1, 4.3). Данные обстоятельства Обществом не оспариваются.
Между тем, скорректированная инвестиционная программа поступила в Комитет только 19.09.2014, т.е. через 48 календарных дней вместо максимально предусмотренных Правилами 15 календарных дней.
Ссылки Общества на нарушение Комитетом п. 4 ст. 21 Федерального закона
от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", а также пп. 5,14,15,17,19 Правил
несостоятельны ввиду следующего.
Пунктом 4 ст. 21 указанного Федерального закона органы исполнительной власти субъектов РФ наделены полномочиями по утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются органами исполнительной власти субъектов РФ, и контроль за реализацией таких программ.
В то же время, п. 1 указанной статьи Правительство РФ наделено полномочием по определению порядка утверждения указанных инвестиционных программ органами исполнительной власти субъектов РФ, что накладывает на последних обязательства по исполнению возложенных п. 4 ст. 21 полномочий в порядке, установленном Правительством РФ, т.е. в соответствии с Правилами утверждения инвестиционных программ.
Пунктом 5 Правил предусмотрен возврат в 5-дневный срок инвестиционной программы в случае ее представления не в полном объеме или не по установленной форме. Претензий к форме и объему инвестиционной программы Общества у Комитета отсутствовали.
Пунктом 14 Правил для органа исполнительной власти субъекта РФ установлен 50-дневный срок для рассмотрения инвестиционной программы. Программа Общества поступила в Комитет 19.09.2014 и была возвращена 31.10.2014, т.е. в рамках указанного срока.
Пунктами 15 и 17 Правил установлены требования к инвестиционным программам, подлежащим согласованию с системным оператором. Программа Общества такому согласованию не подлежит.
Пунктом 19 Правил установлен предельный срок для утверждения инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта РФ - до 15 августа года, предшествующего периоду реализации инвестиционной программы.
С учетом представления скорректированной инвестиционной программы Обществом 19.09.2014 ссылка на указанный пункт является некорректной. Кроме того, в рассматриваемом случае речь шла не об утверждении новой инвестиционной программы, а об утверждении изменений в уже утвержденную программу. Для данных изменений п. 23 Правил установлен специальный срок - до 01 октября текущего года.
Как указано выше Комитет решением, оформленным письмом N 01-14-3437/14-0-1, отказал в утверждении измененной инвестиционной программы. В письме Комитет указал на то, что на основании протокола заседания правления Комитета от 01.08.2014 N 568 распоряжением Комитета от 01.08.2014 N 145-р внесены изменения в распоряжение Комитета от 28.12.2011 N 582-р в части пересмотра индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые Обществом открытому акционерному обществу "Ленэнерго", на территории Санкт-Петербурга на 2014 год. В Приложении N 4.1 "Финансовый план на период реализации инвестиционной программы" и в Приложении N 4.3 "Финансовая модель" проекта ИП указана необходимая валовая выручка, не соответствующая данным, содержащимся в вышеуказанных документах Комитета.
Однако Общество не представило документально обоснованных возражений относительно замечания Комитета относительно указания Обществом в Приложении N 4.1 "Финансовый план на период реализации инвестиционной программы" и в Приложении N 4.3 "Финансовая модель" скорректированного проекта ИП необходимой валовой выручки не соответствующей данным, содержащимся в вышеуказанных документах Комитета.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2015 по делу N А56-5617/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-5617/2015
Истец: ОАО "Объединенная Энергетическая Компания"
Ответчик: Комитет по тарифам Санкт-Петербурга