г. Вологда |
|
21 октября 2015 г. |
Дело N А05-5209/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 октября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарём судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 июля 2015 года по делу N А05-5209/2015 (судья Дмитревская А.А,),
установил:
администрация муниципального образования "Мезенский район" (ОГРН 1022901397507; ИНН 2917001231; место нахождения 164750, Архангельская область, город Мезень, проспект Советский, дом 48; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН 1022900530696; ИНН 2901061919; место нахождения 163000, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2; далее - Управление) от 16.02.2015 N 05-03/818 по делу N 60-14 в части, относящийся к Администрации МО "Мезенский район", и предписания Управления от 16.02.2015 N 05-03/821 по делу N 60-14.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Каменское" (место нахождения: 164762, Архангельская область, Мезенский район, поселок Каменка, улица Свободы, дом 1), Совет депутатов муниципального образования "Каменское" (место нахождения:164762, Архангельская область, Мезенский район, поселок Каменка, улица Свободы, дом 1), общество с ограниченной ответственностью "Сиверко" (место нахождения: 164762, Архангельская область, Мезенский район, поселок Каменка, переулок Бассейный, дом 2).
Решением суда требования удовлетворены.
Управление в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать. Указывает, что нормативный правовой акт о бюджете муниципального образования "Каменское" предусматривал предоставление преференции в натуре, то есть в виде предоставления её получателю не денежных средств, а конкретного муниципального имущества, что является нарушением бюджетного законодательства и ведёт к нарушению антимонопольного законодательства, поскольку если такое имущество в натуре не может предоставляться на основании акта о бюджете, то оно не может быть предоставлено на основании этого акта в качестве преференции.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как видно из материалов дела, от Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области в Управление поступило письмо от 12.11.20145 N 3/5827 о проведении проверки законности действий администрации муниципального образования "Мезенский муниципальный район" и администрации муниципального образования "Каменское" по передаче в безвозмездное пользование (без конкурсов и аукционов) муниципального имущества (новый пассажирский водометный катер КС 110-32А, название "Сиверко") коммерческой организации ООО "Сиверко".
Приказом руководителя Управления от 29.12.2014 N 503 возбуждено дело N 60-14 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон N 135-ФЗ) в отношении Совета депутатов муниципального образования "Каменское" и администрации муниципального образования "Мезенский муниципальный район", а также по признакам нарушении я части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ в отношении администрации муниципального образования "Каменское".
По результатам рассмотрения дела N 60-14 Управлением принято решение от 16.02.2015, в пункте 3 резолютивной части которого Администрация муниципального образования "Мезенский район" признана нарушившей требования части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ; нарушение выразилось в даче согласия на заключение между администрацией муниципального образования "Каменское" и ООО "Сиверко" договора безвозмездного пользования пассажирским водометным катером от 23.06.2014 N 01-14.
Также заявителю выдано предписание от 16.02.2015 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в даче согласия на заключение между администрацией муниципального образования "Каменское" и ООО "Сиверко" договора безвозмездного пользования пассажирским водометным катером от 23.06.2014 N 01-14.
Управление установило следующие обстоятельства.
Распоряжением администрации муниципального образования "Мезенский район" от 28.08.2014 N 182 открыта регулярная речная пассажирская переправа "Каменка-Мезень-Каменка" пассажирским катером КС-110-32А "Сиверко" на реке Мезень для обеспечения транспортного сообщения между муниципальным образованием "Каменское" и административным центром муниципального района - г. Мезень.
Согласно договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом N 02-14 от 04.06.2014 администрация муниципального образования "Мезенский район" передала администрации муниципального образования "Каменское" пассажирский водометный катер "Сиверко" (класс судна Р 1,2, идентификационный номер с-13-2037, год постройки - 2013), находящийся в собственности Администрации, на срок до 31 мая 2017 года.
Пунктом 1.2 договора предусмотрено целевое назначение передаваемого имущества - осуществление бесперебойных межмуниципальных пассажирских перевозок внутренним водным транспортом, не обеспеченными наземной транспортной схемой, на линии п.Каменка - г.Мезень муниципального образования "Мезенский муниципальный район".
Разделом 5 договора предусмотрено, что администрация муниципального образования "Каменское" имеет право с письменного согласия администрации муниципального образования "Мезенский район" предоставить муниципальную преференцию на предмет договора третьему лицу в целях организации пассажирских перевозок.
Советом депутатов муниципального образования "Каменское" принято решение от 20.06.2014 N 96 о внесении изменений в решение от 24.12.2013 N 70 "Об утверждении бюджета муниципального образования "Каменское" на 2014 год".
Названным решением статья 8.1 решения от 24.12.2013 N 70 изложена в следующей редакции:
"8.1. Предоставление муниципальных преференций"
Установить, что предоставление муниципальных преференций в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для организации пассажирского сообщения между МО "Каменское" и МО "Мезенское" МО "Мезенский муниципальный район", потребителям на территории МО "Каменское", осуществляется в порядке, предусмотренном принимаемыми в соответствии с настоящим Решением нормативными правовыми актами администрации МО "Каменское".
Утвердить "Порядок определения размера и конкретного получателя муниципальной преференции, предоставляемой в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", согласно приложению 9 к настоящему Решению.
Утвердить получателя муниципальной преференции:
Для объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - общество с ограниченной ответственностью "Сиверко".
Утвердить размер муниципальной преференции в виде передачи объекта движимого имущества путём заключения договора безвозмездного пользования сроком на один год".
На основании указанного решения главой муниципального образования "Каменское" принято постановление от 23.06.2014 N 39/1 о предоставлении муниципальной преференции в форме заключения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом (пассажирский водометный катер "Сиверко") между администрацией муниципального образования "Каменское" и ООО "Сиверко".
Администрация муниципального образования "Каменское" заключила с ООО "Сиверко" договор от 23.06.2014 N 01-14 безвозмездного пользования муниципальным имуществом, согласно которому указанному обществу передан пассажирский водометный катер "Сиверко" на срок до 01.06.2015.
На договоре имеется отметка о согласовании с главой муниципального образования "Мезенский район".
Таким образом, Управление установило, что какие-либо процедуры, предусмотренные статьёй 17.1 Закона N 135-ФЗ, перед заключением договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 23.06.2014 N 01-14 не проводились.
Частью 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной статьёй.
Один из таких случаев предусмотрен пунктом 9 части 1 статьи 17.1
Закона N 135-ФЗ и заключается в предоставлении указанных прав на имущество в порядке, установленном главой 5 Закона N 135-ФЗ "Предоставление государственных и муниципальных преференций".
В силу части 20 статьи 4 Закона N 135-ФЗ под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, указанных в части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ, в частности, в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии с требованиями статьи 20 Закона N 135-ФЗ по общему правилу государственная или муниципальная преференция может быть предоставлена только с письменного согласия антимонопольного органа.
Решением Управления от 03.07.2015 N 05-06/3911, принятым по результатам рассмотрения заявления администрации муниципального образования "Мезенский район" от 31.03.2015 N 404, в даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО "Сиверко" в виде передачи без проведения торгов пассажирского катера "Сиверко" отказано.
Одно из исключений установленного статьёй 20 Закона N 135-ФЗ общего правила предусмотрено пунктом 1 части 3 статьи 19 данного Закона. Согласно указанной норме без такого согласия преференция может быть предоставлена на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и её конкретного получателя.
Согласно статье 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) составной частью бюджетного законодательства Российской Федерации являются принятые в соответствии с БК РФ муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах.
В соответствии со статьёй 6 БК РФ бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Таким образом, предоставление преференции на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете предполагает их предоставление в денежной форме.
В рассматриваемом же случае в муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования о бюджете включены положения, не регулирующие бюджетные правоотношения: ни поступление в бюджет денежных средств, ни их выплату, в связи с чем указанные положения по своей сути нельзя признать муниципальным правовым актом о бюджете.
Следовательно, оснований для предоставления муниципальной преференции в виде передачи в безвозмездное пользование муниципальным имуществом пассажирского водометного катера "Сиверко" со ссылкой на решение Совета депутатов муниципального образования "Каменское" от 20.06.2014 N 96 не имелось.
При указанных обстоятельствах Управление пришло к правильному выводу о несоблюдении порядка предоставления муниципальной преференции, установленного главой 5 Закона N 135-ФЗ, что влечёт невозможность признания наличия случая, при котором муниципальное имущество может быть предоставлено в безвозмездное пользование без проведения торгов.
В силу части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона (пункт 7 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
В случае, если требуется проведение торгов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов могут быть выявлены желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку.
Таким образом, Управление пришло к правильному выводу о том, что администрация муниципального образования "Мезенский район" нарушила требования части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, что выразилось в даче согласия на заключение между администрацией муниципального образования "Каменское" и ООО "Сиверко" договора безвозмездного пользования пассажирским водометным катером "Сиверко" от 23.06.2014 N 01-14.
Суд первой инстанции в решении указал, что статья 19 Закона N 135-ФЗ не содержит условия о том, что муниципальная преференция на основании нормативного правового акта о бюджете может быть предоставлена исключительно из средств соответствующего бюджета; предоставление муниципальной преференции в виде передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование не предполагает, что данное имущество в натуре включено в бюджет соответствующего муниципального образования.
При этом суд не учёл, что нормативный акт о бюджете может содержать только нормы, регламентирующие образование и расходование денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, и государственная и муниципальная преференция в случае, предусмотренном пунктом 9 части 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ, может быть предоставлена только на основании нормативного акта о бюджете, соответствующего по своему содержанию требованиям, предъявляемым к нормативным актам о бюджете.
Суд также указал, что в оспариваемом решении не дано оценки, соответствует ли цель предоставления муниципальной преференции пункту 1 части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ, Управление не ссылалось на то, что предоставление катера для осуществления пассажирских перевозок по маршруту "п.Каменка - г.Мезень" не соответствует цели обеспечения жизнедеятельности населения районов Крайнего Севера; отсутствие в решении Управления соответствующих выводов не может быть восполнено судом после принятия решения антимонопольного органа.
Однако установление цели предоставления муниципальной преференции в данном случае не имеет значения для дела, поскольку Управление установило достаточные основания для признания Администрации нарушившей требования части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
Поскольку решение Управления N 05-03/818 от 16.02.2015 по делу N 60-14 в оспариваемой части и предписание Управления от 16.02.2015 N 05-03/821 по делу N 60-14 соответствуют закону, требования Администрации не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 июля 2015 года по делу N А05-5209/2015 отменить.
В удовлетворении требований о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области N 05-03/818 от 16.02.2015 по делу N 60-14 в части, относящийся к администрации муниципального образования "Мезенский район", и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 16.02.2015 N 05-03/821 по делу N 60-14 отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5209/2015
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "МЕЗЕНСКИЙ РАЙОН"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Каменское", ООО "Сиверко", Совет депутатов муниципального образования "Каменское"