г. Пермь |
|
22 октября 2015 г. |
Дело N А50-9741/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.,
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбуновой Л.Д.
при участии:
от заявителя - Администрации города Лысьвы (ОГРН 1025901929085, ИНН 5918002628): Романова Е.Л. по доверенности от 12.01.2015
от заинтересованного лица - Министерства финансов Пермского края (ОГРН 1035900070293, ИНН 5902290917): Кавтаришвили Д.И. по доверенности от 27.05.2015; Плешкан С.А. по доверенности от 20.10.2015
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Администрации города Лысьвы,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 28 июля 2015 года
по делу N А50-9741/2015
принятое судьей Власовой О.Г.
по заявлению Администрации города Лысьвы
к Министерству финансов Пермского края
о признании недействительными ненормативных актов
установил,
Администрация города Лысьвы Пермского края (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными представления от 09.02.2015 N ПР-0004 и предписания от 26.03.2015 N ПП-0004, вынесенных Министерством финансов Пермского края (далее - Министерство, заинтересованное лицо).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28 июля 2015 года по делу N А50-9741/2015, принятым судьей Власовой О.Г., отказано в удовлетворении заявленных требований о признании вынесенных Министерством финансов Пермского края представления от 09.02.2015 N ПР-0004 и предписания от 26.03.2015 N ПП-0004 недействительными.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обжаловала его в порядке апелляционного производства. В качестве обоснования требований указывает на то, что деятельность ИП Мустафина Р.А. и ИП Скрябиной А.В. относится к расширению сферы услуг населению, относящейся к деятельности в приоритетных отраслях предпринимательства. Выплата субсидий предусмотрена соглашением от 04.12.2012 N СЭД-03.04-37-42, факт выплаты подтверждается материалами дела. Порядок и условия предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства не нарушены. Заявитель апелляционной жалобы просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Министерство в письменном отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылается на то, что обязательным условием предоставления субсидии является осуществление субъектами предпринимательской деятельности лишь в приоритетных отраслях поддержки предпринимательства, предусмотренных программой. Заключение договоров с индивидуальными предпринимателями свидетельствует о нарушении порядка и условий предоставления субсидий, поскольку осуществляемая ими деятельность не входит в число приоритетных отраслей, закрепленных пунктом 4.3 программы.
Представители Министерства в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, Министерством в отношении Администрации проведена внеплановая проверка по вопросу правомерности предоставления в 2013 году субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) по договору лизинга ИП Мустафину Р.А., гранта начинающему субъекту малого предпринимательства ИП Скрябиной А.В. в рамках реализации досрочной целевой программы "развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы".
По итогам проверки составлен акт N 91 от 24.12.2014, из которого следует, что ходе проверки установлено нарушение условий предоставления субсидий в сумме 513 416,54 руб., по договорам заключенным между Администрацией и ИП Мустафиным Р.А. от 26.12.2013 N 23; между Администрацией и ИП Скрябиной А.В. от 20.09.2013 N 3 (л.д.27-31).
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи Администрации представления об устранении нарушений от 09.02.2015 N ПР-004 о возврате средств в сумме 463 497,48 руб. на лицевой счет Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края; обеспечении соблюдения нормативных правовых актов; представлении информации в Министерство о результатах рассмотрения представления об устранении нарушений в течение 10 дней; устранении выявленных нарушений в срок не позднее 40 дней со дня получения представления и представлении информации в Министерство о принятых мерах.
26.03.2015 Министерством выдано предписание об устранении нарушений N ПП-0004, в соответствии с которым, на Администрацию возложена обязанность осуществить возврат средств 463 497,48 руб. на лицевой счет Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края, обеспечить соблюдение нормативных правовых актов, и представить в Министерство финансов в срок до 27.04.2015 информацию о выполнении настоящего предписания с приложением заверенных должным образом копий подтверждающих документов.
Администрация считая, что предписание и представление не соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ и нарушают ее права и законные интересы, обратилась в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности факта нарушения Администрацией порядка и условий предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках реализации отдельных мероприятий целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Лысьвенского муниципального района на 2012-2014 годы", оспариваемые представление и предписание изданы компетентным органом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности
Исходя из п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ внутренний государственный муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
В соответствии с п. 3 ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ, п. 3.2 Постановления Правительства Пермского края от 04.12.2013 N 1697-п "О наделении Министерства финансов Пермского края отдельными полномочиями", Постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2014 N 157-п утвержден Порядок осуществления Министерством финансов Пермского края полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю (далее - Порядок N 157-п).
Порядком N 157-п установлено, что в рамках реализации предоставленной компетенции должностные лица Министерства, в том числе имеют право выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушении в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 1.10 Порядка N 157-п).
В рамках осуществления полномочий по государственному финансовому контролю в сфере правоотношений Министерство направляет представления, содержащих обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации, Пермского края и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (п. 7.1.1 п. 7.1 Порядка N 157-п).
Наличие компетенции у Министерства на проведение проверки в отношении Администрации следует из норм Бюджетного кодекса РФ, постановлений Пермского края и заявителем не оспаривается.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Пунктом 1 ст. 11 Федерального закона N 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства отнесено создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
В целях развития малого и среднего предпринимательства на территории Лысьвенского муниципального района, в рамках реализации Федерального закона N 209-ФЗ Администрацией утверждена целевая программам "Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Лысьвенского муниципального района на 2012-2014 годы".
Постановлением Администрации от 3.12.2012 N 2695-па утверждены Правила предоставления субсидий в рамках реализации отдельных мероприятий целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Лысьвенского муниципального района на 2012-2014 годы" (далее - Правила), которые устанавливают порядок, условия предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, предоставленных из бюджета Пермского края, бюджета муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" в целях софинансирования отдельных мероприятий целевой программы развития малого и среднего предпринимательства, перечень документов, необходимых для получения субсидий, сроки их рассмотрения.
Постановлением Администрации г. Лысьвы от 25.10.2013 N 2896 утверждена новая редакция названных Правил.
Пунктами 2.4.8, 5.1.4 Правил предусмотрено, что одним из условий предоставления субсидий (гранта) субъектам малого и среднего предпринимательства, является осуществление деятельности в приоритетных отраслях поддержки предпринимательства, к которым в соответствии с п. 4.3 отнесены: производство и переработка сельскохозяйственной продукции; производство товаров народного потребления продовольственного и промышленного назначения; глубокая лесопереработка; развитие народных промыслов и ремесел; развитие туристического бизнеса; развитие малого предпринимательства в сфере образования и в сфере здравоохранения; торговля и общественное питание; инновационное предпринимательство; расширение сферы услуг населению (туризм и гостиничный бизнес, организация бытового обслуживания и общественного питания, медицинский бизнес).
В ходе проверки Министерством установлено, что на основании договора от 26.12.2012 N 23 в соответствии с постановлением Администрации от 26.12.2013 N3438 ИП Мустафину Р.А. предоставлена субсидия на возмещение части затрат, связанных с уплатой субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, в сумме 213 416,54 руб.
На основании договора от 20.09.2012 N 3 в соответствии с постановлением Администрации от 20.09.2013 N2598 ИП Скрябиной А.В. предоставлен грант начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности, в сумме 300 000 руб.
Основным видом экономической деятельности ИП Мустафина Р.А. является "Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию", ИП Скрябиной А.В. - "Деятельность такси".
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что выделенная субсидия использована ИП Мустафиным Р.А. на приобретение автобусов, которые используются предпринимателем для осуществления пассажирских перевозок на маршрутах регулярного сообщения; ИП Скрябиной А.В. на осуществление деятельности по предоставлению услуг такси.
Поскольку осуществление пассажирских перевозок автобусами и (или) такси не поименованы в качестве приоритетной отрасли развития предпринимательства в Лысьвенском муниципальном районе Министерство пришло к выводу о нарушении заявителем порядка и условий предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и отсутствии оснований для предоставления субсидии (гранта) на развитие малого предпринимательства на указанные виды деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Вступившими в законную силу судебными актами Лысьвенского городского суда Пермского края по делам N 5-213/2015, N 5-2014/2015, приобщенными судом апелляционной инстанции к материалам дела, установлен факт выделения субсидий с нарушением условий их предоставления. Указанные обстоятельства являются значимыми при рассмотрении настоящего дела, в силу ч. 3 ст. 69 АПК РФ не требуют повторного доказывая и не могут быть переоценены судом апелляционной инстанции.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 28 июля 2015 года по делу N А50-9741/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-9741/2015
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЛЫСЬВЫ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ