г. Челябинск |
|
20 октября 2015 г. |
Дело N А07-7793/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Бояршиновой Е.В., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.07.2015 по делу N А07-7793/2015 (судья Насыров М.М.),
В заседании принял участие представитель
индивидуального предпринимателя Гумеровой Фании Хасиятулловной - Кабиров Алмаз Уралович (паспорт, доверенность от 08.04.2015, сроком действия на три года).
Индивидуальные предприниматели Габдрахманов Рустем Наилевич и Гумерова Фания Хасиятулловна (далее - заявители, ИП Габдрахманов Р.Н., ИП Гумерова Ф.Х.) обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Главному Управлению архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, ГУАиГ администрации ГО г.Уфа РБ, управление) о признании незаконным отказа в выдаче градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010711:253 и 02:55:010711:24, расположенных по адресу : Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Сагита Агиша, д. 64, д. 61.
Определением суда первой инстанции от 08.06.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третьего лица, Администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.07.2015 (резолютивная часть решения объявлена 15.07.2015) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия Управления по не подготовке и не выдаче градостроительного плана земельного участка, выраженные в ответе N 7-2676/ГП от 23.03.2015 и обязал Управление в тридцатидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу подготовить и выдать заявителям градостроительный план земельного участка для строительства многоквартирного многоэтажного жилого дома, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Сагита Агиша, д. 64, д. 61, кадастровые номера земельных участков: 02:55:010711:253 и 02:55:010711:24.
Заинтересованное лицо не согласилось с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просил решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
По мнению подателя жалобы, суд не учел, что в силу постановления главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 18.08.2010 N 4796 "О мерах по упорядочению жилищного строительства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан" подготовка градостроительных планов на размещение объектов жилищного строительства осуществляется в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории. Отказ в выдаче градостроительного плана мотивирован отсутствием проекта планировки и проекта межевания территории.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда; в судебное заседание представители ИП Габдрахманова Р.Н., заинтересованного и третьего лица не явились.
С учетом мнения представителя ИП Гумеровой Ф.Х. в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного и третьего лица.
В судебном заседании представитель ИП Гумеровой Ф.Х. отклонил доводы, изложенные в апелляционной жалобе, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявители являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010711:253 и 02:55:010711:24 согласно свидетельств о государственной регистрации права 04АЕ 058885, 04АЕ 058886 от 07.04.2014 и 04АД 919492, 04АД 919493 от 14.01.2014 соответственно (л.д. 32-35).
11.03.2015 индивидуальные предприниматели Габдрахманов Р.Н. и Гумерова Ф.Х. обратились к главе Администрации ГО г. Уфа с просьбой подготовить и выдать градостроительные планы земельных участков (далее - ГПЗУ), для строительства многоквартирного многоэтажного жилого дома, расположенных по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Сагита Агиша, д.64, д.61, кадастровые номера земельных участков: 02:55:010711:253 и 02:55:010711:24, которые принадлежат истцам на праве общей долевой собственности на основании свидетельств о государственной регистрации права 04АЕ 058885, 04АЕ 058886 от 7 апреля 2014 года и 04АД 919492, 04АД 919493 от 14 января 2014 года.
В ответ на вышеуказанное обращение заявителей, ГУАиГ администрации ГО г.Уфа РБ письмом от N 7-2676/ГП от 23.03.2015 (л.д. 31) отказало в выдаче испрашиваемых градостроительных планов земельных участков со ссылкой на постановление главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 18.08.2010 N 4796 "О мерах по упорядочению жилищного строительства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан", в котором указано, что подготовка ГПЗУ будет возможна после разработки проекта планировки и проекта межевании территории квартала.
Несогласие с отказом в предоставлении градостроительных планов земельных участков послужило основанием для обращения заявителей в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, отказ в предоставлении градостроительных планов земельных участков противоречит закону, поскольку основан на нормативном акте, не имеющем юридической силы.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
В соответствии с Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 5/14 от 26.06.2008 "О положении о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан" и Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденному постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29 июня 2012 года N2947 заинтересованное лицо является уполномоченным лицом, осуществляющим от имени органа местного самоуправления подготовку, утверждение и выдачу ГПЗУ.
Из оспариваемого отказа, выраженного в письме от N 7-2676/ГП от 23.03.2015 (л.д. 31) следует, что Управление отказало заявителям в подготовке и выдаче градостроительных планов со ссылкой на постановление главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 18.08.2010 N 4796 "О мерах по упорядочению жилищного строительства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан", в котором указано, что подготовка ГПЗУ будет возможна после разработки проекта планировки и проекта межевании территории квартала.
В силу части 1 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Из содержания части 3 статьи 44 ГрК РФ следует, что градостроительный план представляет собой план земельного участка с указанием границ зон публичных сервитутов, минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения допустимого размещения зданий, сооружений, строений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений, строений, информации о градостроительном регламенте (если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), о разрешенном использовании земельного участка, требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; о границах зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков (часть 4 названной статьи).
Частью 2 статьи 44 ГрК РФ установлено, что подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Аналогичное положение содержится в пункте 3 и следует из содержания пункта 8 Порядка выдачи градостроительных планов.
Статьей 46 ГрК РФ предусмотрены особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.
Частью 1 статьи 46 ГрК РФ предусмотрено, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 17 статьи 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Поскольку градостроительный план запрошен заявителем применительно к ранее сформированному земельному участку, расположенному на уже застроенной территории, с целью строительства на этом земельном участке нового объекта, суд первой инстанции правомерно указал на применение к спорной ситуации нормы части 17 статьи 46 ГрК РФ.
Из нормы части 5 статьи 41 ГрК РФ следует, что градостроительный план является разновидностью документации по планировке территории.
Согласно части 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (часть 5 названной статьи).
Не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц, а также случая, предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса (часть 6 названной статьи).
Частью 10 названной статьи установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения, органа местного самоуправления городского округа, устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса (часть 13 названной статьи).
Таким образом, изложенные нормы предусматривают обязанность органа местного самоуправления обеспечить подготовку, утверждение и выдачу градостроительного плана по заявлению обратившегося лица на основании названных в частях 5 и 10 указанной статьи документов.
Указание в подпункте 1 пункта 7 Порядка выдачи градостроительных планов на то, что выдача градостроительного плана осуществляется на основании документации по планировке территории, не исключает действие изложенных выше норм ГрК РФ.
Градостроительным кодексом Российской Федерации основания для отказа в выдаче градостроительного плана не предусмотрены.
В соответствии с Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденному постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.06.2012 N 2947.
В силу п. 2.12 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков" исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги составляют следующие случаи:
- От заявителя поступило заявление об отзыве заявления;
- Представленные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним законодательством;
- Представление заявителем недостоверных сведений;
- Неопредставление (в том числе представление не в полном объеме) необходимых документов.
Как видно из оспариваемого отказа, изложенного в письме от N 7-2676/ГП от 23.03.2015, ни один из указанных выше случаев в качестве основания для отказа не обозначен.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ссылка в письме от N 7-2676/ГП от 23.03.2015 на постановление главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 18.08.2010 N 4796 "О мерах по упорядочению жилищного строительства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан" (далее - Постановление N 4796), противоречит нормам ГрК РФ, Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ).
В частности, как верно установлено судом первой инстанции, Постановление N 4796 обладает признаками нормативного акта органа местного самоуправления, поскольку распространяется на неопределенный круг лиц и по количеству его применения неограниченно.
В то же время в нарушение ч.3 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, Постановление N 4796 официально опубликовано не было, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отказ в предоставлении градостроительных планов земельных участков является незаконным, поскольку основан на нормативном акте, не имеющем юридической силы.
Кроме того, постановление N 4796 устанавливает отказ в выдаче ГПЗУ при отсутствии утвержденного проекта планировки и (или) проекта межевания. Полномочий, предусмотренных ГрК РФ или иным федеральным законом, у органов местного самоуправления в установлении оснований к выдаче ГПЗУ, не имеется.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Управления оснований для отказа заявителям в выдаче градостроительных планов земельных участков.
Установленная совокупность обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 198 АПК РФ, свидетельствует о незаконности отказа, содержащегося в письме заинтересованного лица N 7-2676/ГП от 23.03.2015, в выдаче градостроительного плана земельного участка как противоречащего статье 44 и статьи 46 ГрК РФ.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.07.2015 по делу N А07-7793/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-7793/2015
Истец: Габдрахманов Рустем Наилевич, ГУМЕРОВА ФАНИЯ ХАСИЯТУЛЛОВНА
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Администрация ГО г. Уфы РБ, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Габдрахманов Р. Н., ИП Гумерова Ф. Х.