г. Хабаровск |
|
21 октября 2015 г. |
А04-4604/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от Муниципального предприятия г. Благовещенска "Автоколонна 1275": представитель не явился;
от Отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления гос. авиационного надзора (УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора): представитель не явился;
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Муниципального предприятия г. Благовещенска "Автоколонна 1275"
на решение от 17.08.2015
по делу N А04-4604/2015
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Басос М.А.
по заявлению Муниципального предприятия г. Благовещенска "Автоколонна 1275"
к Отделу надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора (УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора); Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности и предписания
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Амурской области обратилось муниципальное предприятие города Благовещенска "Автоколонна 1275" с заявлением об отмене постановления от 26.05.2015 N ТБ-АТ-26/05/2015/20БЛГ о привлечении к административной ответственности и предписания от 18.05.2015 N ТБ-АТ-18/05/2015/362-р/1.
В обоснование требований заявитель указал, что административным органом не доказано событие административного правонарушения. Субъект транспортной инфраструктуры разрабатывает план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры на основании результатов оценки уязвимости этого объекта. Отсутствие проведения оценки уязвимости и отсутствие присвоенной категории уровня безопасности влечет невозможность разработки плана обеспечения транспортной безопасности и приложений к нему в соответствии с Требованиями приказа Минтранса от 08.02.2011 N 42, следовательно, и невозможность исполнения пунктов 5.3, 5.6.4, 5.6.6, 5.6.9, 5.6.10, 5.6, 5.10, 5.12, 5.28, 5.29, 5.30, 5.30.1 - 5.30.23 предписания N ТБ-АТ-18/05/2015/362-р/1. Муниципальному предприятию города Благовещенска "Автоколонна 1275" категория не присваивалась, запись в Реестре категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств отсутствует. Административным органом не учтено тяжелое финансовое положение предприятия.
Решением суда первой инстанции от 17.08.2015 заявленные требования удовлетворены частично.
Постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 26.05.2015 N ТБ-АТ-26/05/2015/20БЛГ признано незаконным и отменено в части вмененных муниципальному предприятию города Благовещенска "Автоколонна 1275" нарушений пунктов 5.6.4, 5.6.6, 5.6.9, 5.6.10 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 42.
Предписание Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 18.05.2015 N ТБ-АТ-18/05/2015/362-р/1 в части пунктов 2, 3, 4 и 5 признано незаконным как не соответствующее Федеральному закону от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части признания незаконным и отмены оспариваемого постановления в части нарушений подпунктов 5.6.4, 5.6.6, 5.6.9, 5.6.10 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 42, а также оспариваемого предписания о признании незаконным в части пунктов 2, 3, 4 и 5, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, неполным выяснением обстоятельств по делу, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам, незаконностью и необоснованностью судебного акта, и принять в этой части новое решение об отказе в полном объеме требований, заявленных Муниципальным предприятием города Благовещенска "Автоколонна 1275".
Муниципальное предприятие города Благовещенска "Автоколонна 1275", не согласившись с решением суда первой инстанции, также обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции об отказе в признании незаконным оспариваемого постановления в части пунктов 5.3, 5.6, 5.10, 5.12, 5.28, 5.29, 5.30, 5.30.1 - 5.30.23, а также оспариваемого предписания в части пунктов 1, 6-33, в связи с неправильным применением норм материального права, неполным выяснением обстоятельств по делу, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам, и принять в этой части новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Муниципальное предприятие города Благовещенска "Автоколонна 1275", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Управлением представлен отзыв на жалобу муниципального предприятия, в соответствии с которым Управление просит решение суда первой инстанции в части, обжалуемой предприятием, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений частей 1 и 5 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам, а также проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части, поскольку лицами, участвующими в деле, возражений не заявлено.
Как следует из материалов дела, Муниципальное предприятие "Автоколонна 1275" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1022800514406, ИНН 2801007241, является субъектом транспортной инфраструктуры и имеет бессрочную лицензию на регулярные перевозки пассажиров городским, пригородным и международным сообщением от 28.03.2007 N АСС28 007258.
На основании распоряжения от 03.04.2015 N 362-р в отношении муниципального предприятия "Автоколонна 1275" была проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований, в ходе которой было установлено, что:
- в нарушение п.5.3 Требований, утвержденных приказом Минтранса от 08.02.2011 N 42, на каждом транспортном средстве не назначены лица, занимающие должность на транспортном средстве, ответственные за обеспечение транспортной безопасности;
- в нарушение пп.5.6.4 п.5.6 Требований, утвержденных приказом Минтранса от 08.02.2011 N 42, не разработана номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
- в нарушение пп.5.6.6 п.5.6 Требований, утвержденных приказом Минтранса от 08.02.2011 N 42, на разработано положение о пропускном и внутриобъектовом режиме на объектах транспортной инфраструктуры;
- в нарушение пп.5.6.9 п.5.6 Требований, утвержденных приказом Минтранса от 08.02.2011 N 42, не разработан порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств, а также подразделений транспортной безопасности на подготовку к совершению актов незаконного вмешательства или совершение актов незаконного вмешательства в отношении объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств;
- в нарушение пп.5.6.10 п.5.6 Требований, утвержденных приказом Минтранса от 08.02.2011 N 42, не разработан порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения актов незаконного вмешательства в деятельности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств;
- в нарушение п.5.10 Требований, утвержденных приказом Минтранса от 08.02.2011 N 42, не проверены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности, с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу;
- в нарушение п.5.12 Требований, утвержденных приказом Минтранса от 08.02.2011 N 42, не осуществляется специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка ответственных за обеспечение транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации;
- в нарушение п.5.28 Требований, утвержденных приказом Минтранса от 08.02.2011 N 42, не обеспечено воспрепятствование преодолению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов);
- в нарушение п.5.29 Требований, утвержденных приказом Минтранса от 08.02.2011 N 42, не обеспечено воспрепятствование преодолению любыми лицами контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств;
- в нарушение п.5.30 Требований, утвержденных приказом Минтранса от 08.02.2011 N 42, не установлены единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы объектов транспортной инфраструктуры, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев в соответствии со следующим порядком:
постоянные пропуска выдавать персоналу субъекта транспортной инфраструктуры на срок установленных трудовых отношений в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей и на служебные, производственные автотранспортные средства, эксплуатируемые данным субъектом, а также персоналу юридических лиц, осуществляющих деятельность в зонах транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в рамках сроков действия договоров и соглашений, обуславливающих такую деятельность, в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей персонала длинных юридических лиц, а также на эксплуатируемые такими организациями в зоне транспортной безопасности служебные, производственные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы на основании удостоверенных печатью письменных обращений руководителей таких юридических лиц (пп.5.30.1);
постоянные пропуска физических лиц должны содержать следующую информацию: номер пропуска, машиносчитываемую и биометрическую часть, наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, место работы (службы), должность, фамилию, имя; отчество и фотографию владельца, срок и временной интервал действия пропускай секторы зоны транспортной безопасности, в которые допущен владелец (пп.5.30.2);
постоянные пропуска служебных, производственных автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов должны содержать следующую информацию: номер пропуска, наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, вид, марку, модель, цвет, регистрационные знаки (номера), сведения о должности (должностях), лица (лиц), под управлением которых будут находиться данные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы (пп.5.30.3);
разовые пропуска выдавать посетителям объектов транспортной инфраструктуры на основании удостоверенных печатью письменных обращений уполномоченных сотрудников субъекта транспортной инфраструктуры, федеральных органов исполнительной власти или юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории объектов транспортной инфраструктуры (пп.5.30.4);
разовые пропуска физических лиц должны содержать следующую информацию: номер пропуска, наименование субъекта транспортной инфраструктуры, ведавшего пропуск, срок и временной интервал действия пропуска, секторы зоны транспортной безопасности, в которые допущен владелец (пп.5.30.5);
письменные обращения на выдачу постоянных и разовых пропусков должны заполняться на русском языке разборчиво от руки или с использованием технических средств (компьютера) без сокращений слов, аббревиатур, исправлений или помарок (пп.5.30.6);
письменные обращения на пропуск физического лица должны включать полное наименование организации или юридического лица, инициирующего выдачу пропуска, а также установочные данные лица, которому требуется оформить пропуск, в том числе фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, место жительства (пребывания), занимаемую должность, сведения о серии, номере, дате и месте выдачи документа, удостоверяющего личность, а также сведения о целях пребывания в секторах зоны транспортной безопасности и сроке (периоде), на который требуется оформить пропуск (пп.5.30.7);
письменные обращения на пропуск автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов должны включать полное наименование организации или юридического лица, инициирующего выдачу пропуска, а также сведения об автотранспортных средствах, самоходных машинах и механизмах, на которые требуется оформить пропуск, в том числе их виды, марки, модели, цвет, регистрационные знаки (номера), сведения о должности (должностях) лица (лиц), под управлением которых будут находиться данные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы, а также сведения о целях пребывания в секторах зоны транспортной безопасности и сроке (периоде), на который требуется оформить пропуск (пп.5.30.8);
материальные пропуска выдавать на перемещаемые в и/или из зоны транспортной безопасности материальные объекты (пп.5.30.9);
материальные пропуска на предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ, а так же на иные материальные объекты, содержащие такие предметы и вещества, должны выдаваться персоналу субъекта транспортной инфраструктуры, а также персоналу юридических лиц, осуществляющих деятельность в зонах транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, на основании удостоверенныx печатью письменных обращений уполномоченных сотрудников субъекта транспортной инфраструктуры (пп.5.30.10);
письменные обращения на выдачу материального пропуска на перемещение предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в перевозочный или технологический секторы зоны транспортной безопасности, должны включать полное наименование организации или юридического лица, инициирующего выдачу пропуска, а также установочные данные ища, которому требуется оформить пропуск, в том числе фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, место жительства (пребывания), занимаемую должность, сведения о серии, номере, дате и месте выдачи документа, удостоверяющего личность, а также сведения о целях перемещения предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в перевозочный или технологический секторы зоны транспортной безопасности и сроке (периоде), на который требуется оформить пропуск (пп.5.30.11);
выдавать постоянные и разовые пропуска уполномоченным представителям подразделении федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, ocyществляющим деятельность на объектах транспортной инфраструктуры, а также прибывающим на объектах транспортной инфраструктуры для выполнения служебных заданий и функций на основании служебных удостоверений и заданий, предписаний, командировочных удостоверений на КПП по факту обращения в сроки, не препятствующие выполнению ими служебных гаданий и функций, или допускать в зону транспортной безопасности и на критические элементы объектов транспортной инфраструктуры уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, прибывающих на объектах транспортной инфраструктуры для выполнения служебных заданий и функций на основании служебных удостоверений и заданий, предписаний, командировочных удостоверений в сопровождении уполномоченных сотрудников сил транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств (пп.5.30.12); пожарно-спасательные расчеты, аварийно-спасательные команды, службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения, бригады скорой медицинской помощи, прибывшие для ликвидации пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для эвакуации пострадавших и тяжелобольных, допускаются в зоны транспортной безопасности по разовым пропускам, выдаваемым на основании документов, удостоверяющих личность и должность (пп.5.30.13);
лиц, обладающих разовыми пропусками, за исключением уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, допускать в зоны транспортной безопасности только в сопровождении сотрудников сил транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств (пп.5.30.14);
не осуществляется выдача постоянных пропусков по согласованию федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (пп.5.30.15);
не осуществляется выдача разовых пропусков с уведомлением уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (пп.5.30.16);
выдавать пропуска любых установленных видов только при личном обращений владельца пропуска, осуществлять регистрацию фактов выдачи в базах данных на электронном и бумажном носителях (пп.5.30.17);
обеспечивать защиту баз данных и реквизитов выданных и планируемых к выдаче пропусков от доступа любых лиц, за исключением уполномоченных сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (пп.5.30.18);
электронные и бумажные носители (заготовки) для пропусков хранить в условиях, обеспечивающих невозможность их ненадлежащего использования (пп.5.30.19);
обеспечить ношение пропусков установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности и на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры на видном месте поверх одежды (пп.5.30.20);
изымать пропуска при нарушении их владельцами положения (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режимах объектов транспортной инфраструктуры, прекращении трудовых отношений, изменении номенклатуры (перечня) должностей персонала субъекта транспортной инфраструктуры и юридических лиц, ведущих деятельность на объектах транспортной инфраструктуры, отзыве согласования на выдачу пропусков, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пп.5.30.21);
аннулированные пропуска и пропуска; с истекшим сроком действия уничтожать с обязательной регистрацией фактов уничтожения в порядке, определенном в положении (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режимах (пп.5.30.22);
образцы пропусков всех видов согласовывать с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (пп.5.30.23).
Из материалов дела следует, что результаты проверки оформлены актом проверки от 18.05.2015 N ТБ-АТ-18/05/2015/362-р.
В целях устранения выявленных нарушений муниципальному предприятию "Автоколонна 1275" выдано предписание от 18.05.2015 N ТБ-АТ-18/05/2015/362-р/1 о принятии мер по исполнению законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы обеспечения транспортной безопасности в срок до 20.08.2015.
Извещением от 18.05.2015, полученным 18.05.2015, предприятие уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
По факту выявленного нарушения в присутствии директора предприятия главным государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 20.05.2015 составлен протокол об административном правонарушении N ТБ-АТ-20/05/2015/20 БЛГ, действиям предприятия дана правовая оценка по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении директор предприятия уведомлен надлежащим образом, о чем имеется его подпись в протоколе об административном правонарушении.
Постановлением от 26.05.2015 N ТБ-АТ-26/05/2015/20 БЛГ муниципальное предприятие "Автоколонна 1275" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлением и предписанием, муниципальное предприятие "Автоколонна 1275" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая предприятию в части признания незаконным оспариваемого постановления в части пунктов 5.3, 5.6, 5.10, 5.12, 5.28, 5.29, 5.30, 5.30.1 - 5.30.23, а также оспариваемого предписания в части пунктов 1, 6-33, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 9 статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось предприятием, муниципальное предприятие "Автоколонна 1275" является субъектом транспортной инфраструктуры, следовательно, обязано обеспечивать транспортную безопасность на принадлежащих ему объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.
Из оспариваемого постановления следует, что предприятию вменено несоблюдение пунктов 5.3, 5.6.4, 5.6.6, 5.6.9, 5.6.10, 5.10, 5.12, 5.28, 5.30.1-5.30.23 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 42.
В Требованиях от 08.02.2011 N 42 приняты следующие сокращения: ОТИ - объекты транспортной инфраструктуры, АНВ - акты незаконного вмешательства.
В соответствии с пунктами 5.3, 5.12 Требований от 08.02.2011 N 42 субъект транспортной инфраструктуры обязан назначить на каждом ОТИ лицо, занимающее должность на ОТИ, ответственное за обеспечение транспортной безопасности и осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что судом учтено, что приказом от 13.05.2015 N 33 в муниципальном предприятии "Автоколонна 1275" назначено ответственное лицо за обеспечение транспортной безопасности, которое прошло в соответствии с удостоверением о краткосрочном повышении квалификации N 016/15 обучение по соответствующей программе. Однако, как установлено судом, доказательств назначения и обучения лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на каждом объекте транспортной инфраструктуры предприятием не представлено.
В соответствии с пунктом 5.10 Требований от 08.02.2011 N 42 субъект транспортной инфраструктуры обязан проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности" работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица:
1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
2) страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией;
3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;
4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;
5) внесенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
6) сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности;
7) имеющие медицинские противопоказания к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке;
8) не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;
9) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Как установлено судом, в доказательство исполнения указанного требования предприятием представлен приказ от 27.04.2015 N 130-к "Об ограничении при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности", в соответствии с которым начальнику отдела кадров было предписано при оформлении на работу требовать от кандидатов представление справки о наличии или отсутствии судимости. Вместе с тем, ограничения к сотрудникам сил обеспечения транспортной безопасности, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности" касаются не только судимости. Кроме того, как усматривается из материалов дела, предприятием не представлены доказательства проведения проверочных мероприятий в отношении лиц, ранее принятых на работу на отсутствие у них ограничений, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности".
Согласно пунктам 5.28, 5.29 Требований от 08.02.2011 N 42 субъект транспортной инфраструктуры обязан воспрепятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов); воспрепятствовать преодолению любыми лицами контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ.
Следовательно, наличие утвержденной Инструкции о пропускном режиме не освобождает предприятие от исполнения обязанности по воспрепятствованию проникновения любых лиц вне контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска.
Как следует из акта проверки от 18.05.2015 N ТБ-АТ-18/05/2015/362-р, при проведении проверки 12.05.2015 в 09 часов 30 минут на входе в административное здание МП "Автоколонна 1275" охранник ЧОП "Скиф" не выписал разовый пропуск и не записал в журнал фактов прохода посетителей в зону транспортной безопасности на критические элементы ОТИ.
14.05.2015 в 08 часов 42 минуты, следуя на служебном автомобиле ВАЗ 213100, государственный номер А656РЕ 27RUS, должностные лица Ространснадзора, беспрепятственно въехали на территорию МП "Автоколонна 1275" через открытые ворота с торцевой стороны административного здания.
Из материалов дела усматривается, что доказательств соблюдения обязанностей, установленных вышеприведенными пунктами, предприятием не представлено.
Пунктом 5.30 Требований от 08.02.2011 N 42 субъекту транспортной инфраструктуры предписано установить единые виды пропусков, действительных для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев в соответствии с порядком, определенным пунктами 5.30.1-.5.30.23.
Судом установлено, что в нарушение указанных требований предприятием не представлены утвержденные правила применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев транспортных средств. Представленные в материалы дела образцы пропусков в нарушение пункта 5.30.23 не согласованы с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности, и несоответствуют требованиям к информации, содержание которой в них обязательно.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что нарушения пунктов 5.1, 5.3, 5.10, 5.12, 5.28, 5.29, 5.30.1-5.30.23 Требований от 08.02.2011 N 42 являются самостоятельными нарушениями по причине того, что обязанность исполнения субъектом транспортной инфраструктуры данных пунктов не ставится в зависимость от наличия утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности, что предполагает обязанность их исполнения.
Документов, подтверждающих выполнение пунктов 5.1, 5.3, 5.10, 5.12, 5.28, 5.29, 5.30.1-5.30.23 Требований от 08.02.2011 N 42 в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий предприятием представлено не было, на основании чего, как правильно определил суд, государственным органом сделан правомерный вывод о несоблюдении указанных пунктов.
Вмененные обществу нарушения требований законодательства, за исключением пунктов 5.6.4, 5.6.6, 5.6.9, 5.6.10 Требований от 08.02.2011 N 42, носят общий характер, в связи с чем, по обоснованному выводу суда первой инстанции, положения указанных требований могли быть выполнены заявителем в отсутствие категорирования соответствующих объектов.
Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Объектом данного административного правонарушения являются отношения в области обеспечения транспортной безопасности.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в нарушении требований по обеспечению транспортной безопасности, содержащихся в Федеральном законе "О транспортной безопасности", а также в транспортных кодексах и приказах Минтранса России применительно к различным видам транспорта.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно признал, что в действиях предприятия (в части неисполнения пунктов 5.1, 5.3, 5.10, 5.12, 5.28, 5.29, 5.30.1-5.30.23 Требований от 08.02.2011 N 42) усматривается наличие состава вмененного нарушения, а у административного органа имелись законные основания для привлечения предприятия к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Довод предприятия о том, что административным органом не учтено тяжелое финансовое состояние предприятия судом оценен. Как следует из оспариваемого постановления, штраф назначен предприятию в минимальном размере санкции части 1 статьи 11.15.1. КоАП РФ, в качестве смягчающих ответственность обстоятельств административным органом учтено совершение правонарушения впервые и отсутствие опасных последствий.
Кроме того, в соответствии с правилами установленными пунктом 3.1, 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снижение санкции ниже низшего предела по указанной статье не предусмотрено.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Рассмотрев требование об оспаривании предписания, суд правомерно пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 11.1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 части 2 статьи 12 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" предусмотрена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков по выполнению предписаний, постановлений должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, в соответствии с которым Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации, о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль) на территории Российской Федерации (за исключением пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации) (пункт 5.1.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта).
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность; применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений (пункт 6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта).
Следовательно, как обоснованно определил суд, главный государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Батяев Е.И. уполномочен на вынесение оспариваемого предписания.
Таким образом, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, правильно определил, что предписанием от 18.05.2015 N ТБ-АТ-18/05/2015/362-р/1 муниципальному предприятию "Автоколонна 1275", за исключением пунктов 2, 3, 4 и 5, обоснованно предложено осуществить возложенные на него как на субъекта транспортной инфраструктуры установленные законодательством общие мероприятия по обеспечению транспортной безопасности, которые предприятие обязано выполнять вне зависимости от наличия утвержденных результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
Таким образом, суд обоснованно не усмотрел несоответствия оспариваемого предписания в обжалуемой части закону, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, судом проверены полномочия на составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности.
Частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно статье 23.36 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, в том числе, предусмотренных частью 1 статьи 11.15.1. Рассматривать дела об административных правонарушениях, в том числе, предусмотренных частью 1 статьи 11.15.1, от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе: в области обеспечения транспортной безопасности - руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, его заместители, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, их заместители, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, их заместители, иные должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, уполномоченные на осуществление федерального государственного транспортного надзора (государственные транспортные инспектора).
Исследовав оспариваемые в названной части постановление и предписание суд первой инстанции правомерно признал, что основания для признания незаконными и отмены оспариваемых постановления и предписания отсутствуют, отказав в этой части в удовлетворении требований муниципального предприятия "Автоколонна 1275".
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы муниципального предприятия "Автоколонна 1275" подлежат отклонению, а решение суда первой инстанции в этой части - оставлению без изменения.
Удовлетворяя требования муниципального предприятия "Автоколонна 1275" в части исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 5.6 Требований от 08.02.2011 N 42 субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, в том числе: номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ (пункт 5.6.4); положение (инструкцию) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ (пункт 5.6.6); порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности ОТИ, а также подразделений транспортной безопасности на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ (пункт 5.6.9); порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ (пункт 5.6.10).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, но только после проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, которая, в свою очередь, проводится на основании категорирования объектов.
При этом пунктами 2 и 3 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности", Порядком ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 29.01.2010 N 22, Порядком установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 21.02.2011 N 62, не предусмотрена возможность участия субъектов транспортной инфраструктуры в категорировании объектов, а равно не установлена их обязанность по обращению в компетентные органы с запросом (требованием) о проведении категорирования, либо получения их результатов.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О транспортной безопасности" порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 N 87. В соответствии с указанным Порядком результаты проведенной оценки уязвимости направляются в компетентный орган для рассмотрения и принятия решения об утверждении либо об отказе в утверждении.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О транспортной безопасности" на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В пункте 3 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 N 34, также указано, что план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости. Из указанных норм следует, что отсутствие утвержденных результатов оценки уязвимости объекта является препятствием не только для разработки плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ, но и для разработки приложений к плану, следовательно, по обоснованному выводу суда первой инстанции, общество не нарушило пункты 5.6.4, 5.6.6, 5.6.9, 5.6.10 Требований от 08.02.2011 N 42.
Следовательно, как правомерно посчитал суд, Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта муниципальному предприятию города Благовещенска "Автоколонна 1275" необоснованно вменено нарушение пунктов 5.6.4, 5.6.6, 5.6.9, 5.6.10 Требований от 08.02.2011 N 42, признав постановление от 26.05.2015 N ТБ-АТ-26/05/2015/20БЛГ в указанной части незаконным и отменив его, пункты 2, 3, 4 и 5 предписания от 18.05.2015 N ТБ-АТ-18/05/2015/362-р/1 также правомерно признал незаконными.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта подлежат отклонению, а решение суда первой инстанции в указанной части - оставлению без изменения.
Таким образом, поскольку суд первой инстанции, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценил на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены в обжалуемых частях решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 17.08.2015 по делу N А04-4604/2015 в обжалуемых частях оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4604/2015
Истец: Муниципальное предприятие г. Благовещенска "Автоколонна 1275"
Ответчик: Гл. гос. испектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления гос. авиационного надзора. (УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора)Батяев Е. И., Главномугос. инспектору Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Батяеву Е. И, Отдел надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления гос. авиационного надзора. (УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора), Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6431/15
03.12.2015 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5850/15
21.10.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5282/15
17.08.2015 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-4604/15