город Ростов-на-Дону |
|
21 октября 2015 г. |
дело N А53-21985/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, Р.Р. Илюшина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "УК "Мой Дом Сервис": Епифанова Н.В., паспорт, по доверенности от 01.01.2014 N 2, Рузаева Е.А., паспорт, по доверенности от 01.09.2015 N 56,
от Управления Роспотребнадзора: Зиновьева С.Г., удостоверение, по доверенности от 28.01.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мой Дом Сервис"
на определение Арбитражного суда Ростовской области от 08.09.2015 о прекращении производства по делу N А53-21985/2015,
принятое судьей Паутовой Л.Н.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мой Дом Сервис"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (Территориальный отдел в г. Таганроге, Неклиновском, М.-Курганском и Куйбышевских районах)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Мой Дом Сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (Территориальный отдел в г. Таганроге, Неклиновском, М.-Курганском и Куйбышевских районах) о признании незаконным и отмене постановления от 04.08.2015 N 801 о привлечении ООО "Мой Дом Сервис" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Определением от 24.08.2015 заявление принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу А53-21985/2015.
Определением от 08.09.2015 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Мой Дом Сервис" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить определение суда, ссылаясь на то, что спор подведомственен арбитражному суду на основании ст.ст. 27, 29 АПК РФ.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил определение суда отменить и рассмотреть требования об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Представитель Управления Роспотребнадзора в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая определение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда о прекращении производства по делу.
В силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В силу частей 3, 4 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии со ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели).
Согласно ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Таким образом, подведомственность дела арбитражному суду определяется исходя из двух критериев: правового статуса заявителя и характера судебного спора.
В настоящем случае заявителем по делу выступает юридическое лицо, что соответствует субъектному критерию подведомственности арбитражного суда.
Предметом обжалования является постановление Управления Роспотребнадзора по Ростовской области от 04.08.2015 N 801 о привлечении ООО "Мой Дом Сервис" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Статья 8.2 КоАП РФ входит в главу 8 КоАП РФ "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".
Из оспариваемого постановления следует, что обществу вменяется нарушение статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
Согласно пунктам 8.2.4, 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно. Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В силу пунктов 2.1.3, 2.2.4 СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при "несменяемой" системе - не реже одного раза в 10 дней, "сменяемой" - после опорожнения), деревянные сборники - дезинфицировать (после каждого опорожнения).
Таким образом, соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления является обязанностью организации, ответственной за надлежащее содержание соответствующей территории, вне зависимости от основания содержания территории (в том числе его коммерческого либо некоммерческого характера), как и независимо от того, образовались отходы в связи с осуществлением предпринимательской деятельности либо деятельности, не носящей экономического характера.
При этом доказательств того, что заявитель является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по обращению с отходами в качестве уставной, в материалы дела не представлено.
Заявитель является управляющей компаний, в обязанности которой входит обеспечение вывоза отходов и надлежащее содержание контейнерной площадки.
Вместе с тем, обществом не представлено доказательств осуществления вывоза отходов собственными силами в качестве уставной деятельности.
В материалы дела обществом представлены пояснения, согласно которым вывоз отходов осуществляется специализированной организацией - ООО САХ "ЭкоГород".
Из изложенного следует, что оспариваемым в рамках настоящего дела постановлением общество привлечено к административной ответственности не в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, а в связи с нарушением публично-правовой обязанности в области охраны окружающей среды.
Таким образом, судебный спор об обжаловании постановления Управления Роспотребнадзора по Ростовской области от 04.08.2015 N 801 о привлечении ООО "Мой Дом Сервис" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, не носит экономического характера, в связи с чем неподведомственен арбитражному суду.
В силу статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений подведомственны суду общей юрисдикции.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ и статьями 10, 26, 36 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
При этом необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что возникший спор, не связанный с осуществлением заявителем предпринимательской деятельности, не подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Предмет спора, не носящий экономического характера, определяет подведомственность спора суду общей юрисдикции.
В материалах дела отсутствуют доказательства обращения заявителя в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании постановления Управления Роспотребнадзора по Ростовской области от 04.08.2015 N 801.
Таким образом, прекращение производства по заявлению ООО "Мой Дом Сервис" не нарушает прав заявителя на судебную защиту.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм АПК РФ и законодательства об административных правонарушениях.
Определение суда от 08.09.2015 о прекращении производства по делу А53-21985/2015 является законным и обоснованным, основания для его отмены судом апелляционной инстанции не установлены.
Уплаченная при обращении с апелляционной жалобой государственная пошлина в размере 3000 рублей подлежит возвращению ООО "Мой Дом Сервис" из федерального бюджета, поскольку в силу статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ростовской области от 08 сентября 2015 года по делу А53-21985/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мой Дом Сервис" из федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины, уплаченной при обращении с апелляционной жалобой.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-21985/2015
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "МОЙ ДОМ СЕРВИС"
Ответчик: территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в городе Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском прайонах, Управление Роспотребнадзора по РО, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, М. -Курганском и Куйбышевских районах