г. Санкт-Петербург |
|
21 октября 2015 г. |
Дело N А21-1732/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Н.И.Протас, В.М.Толкунова
при ведении протокола судебного заседания: К.А.Цубановой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Серых Е.Н. - доверенность от 13.10.2015
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20319/2015) Управления Федеральной миграционной службы по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.07.2015 по делу N А21-1732/2015 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Меридиан"
к Управлению Федеральной миграционной службы по Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления от 26.02.2015 N 248/001Ю
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Меридиан" (ОГРН 1053903285578; адрес: 236040, г. Калининград, ул. Сергеева, д.2, оф. 506; далее - заявитель, Общество, ООО "Меридиан") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Калининградской области (далее - УФМС России по Калининградской области, Управление, административный орган) от 26.02.2015 N 248/001Ю, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 07.07.2015 заявление Общества удовлетворено; оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе УФМС России по Калининградской области, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и неполное исследование материалов административного дела, просит решение суда от 07.07.2015 отменить и отказать в удовлетворении заявленного Обществом требования. Податель жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции не принял во внимание имеющиеся в материалах дела сведения о наличии у иностранного гражданина Иброхимова Ж.Т. разрешения на работу N 14008361 со сроком действия 25.09.2015 (то есть выданного 31.10.2014); решение суда вынесено без учета положений порядка уведомления об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации утвержденного приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147; судом не принято во внимание, что из представленной Обществом отрывной части бланка уведомления невозможно установить соответствие данного бланка требованиям вышеуказанного Порядка, при этом судом отказано в удовлетворении ходатайства Управления о запросе у ФГУП "Почта России" сведений по проверке направления уведомления. По мнению подателя жалобы, представленное Обществом уведомление от 24.11.2014 не может быть признано допустимым доказательством по делу.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Управление извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 17.02.2015 N 75 УФМС России по Калининградской области по требованию Прокуратуры Калининградской области проведена внеплановая выездная проверка места пребывания иностранных граждан по адресу: г.Калининград, ул. Ульяны Громовой, д. 123, результаты которой отражены в акте от 23.02.2015 N 75. В ходе проверки по указанному адресу в месте строительства многоквартирного жилого комплекса выявлены шесть иностранных граждан, в том числе гражданин Республики Узбикистан Иброхимов Жасубек Тохиржон Угли 28.11.1992 г.р., осуществлявший трудовую деятельность в качестве каменщика. В ходе проверки также установлено, что у гражданина Республики Узбикистан Иброхимова Ж.Т. 28.11.1992 г.р. оформлено разрешение на работу N14008361 для осуществления трудовой деятельности в ООО "Меридиан". При этом, согласно ответу Отдела по вопросам трудовой миграции, беженцев и вынужденных переселенцев ООО "Меридиан" уведомление о привлечении к трудовой деятельности гражданина Республики Узбикистан Иброхимова Ж.Т. в УФМС России по Калининградской области не направляло.
По факту выявленного правонарушения Управлением в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ (определение от 24.02.2015 N 7).
26.02.2015 должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 248/Ю и в этот же день вынесено постановление N 248/001Ю, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 400000 руб. Обществу вменено нарушение требований пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а также пункта 2 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, утвержденного приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом события вмененного Обществу административного правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда от 07.07.2015 в связи со следующим.
Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом,.
Согласно примечанию 1 к статье 18.15 КоАП РФ в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (Приказ ФМС России от 28.06.2010 N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (Приложение N 6 к приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147), нарушение которого вменено Обществу оспариваемым постановлением, работодатель или заказчик работ (услуг), заключивший и расторгнувший трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязан в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В силу пункта 6 указанного Порядка уведомление представляется уведомителем либо его законным представителем непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган службы занятости населения или направляется почтовым отправлением в указанные органы через организацию федеральной почтовой связи в соответствии с настоящим Порядком.
Приложение N 6 к приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147 утратило силу в связи с принятием приказа ФМС России от 08.12.2014 N 640, которым был утвержден Порядок представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства (Приложение N 21), содержащий аналогичные требования к порядку уведомления о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина.
Как следует из протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления, Управление пришло к выводу о наличии в действиях Общества состава правонарушения по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ, основываясь на ответе Отдела по вопросам трудовой миграции, беженцев и вынужденных переселенцев, согласно которому уведомление ООО "Меридиан" о привлечении к трудовой деятельности гражданина Республики Узбикистан Иброхимова Ж.Т. в УФМС России по Калининградской области не поступало (л.д.33-35).
Вместе с тем, в материалы дела Обществом были представлены копии трудового договора с Иброхимовым Ж.Т. от 24.11.2014, а также уведомления, адресованного УФМС России по Калининградской области, с отметкой органа почтовой связи о принятии его к отправке 24.11.2014 (л.д.106, оригинал обозревался судом первой инстанции 02.06.2015).
Доводы подателя жалобы о том, что указанное уведомление не может быть признано допустимым доказательством, поскольку невозможно установить соответствие данного бланка требованиям вышеуказанного Порядка, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся наличие события административного правонарушения, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, должны быть установлены административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении и отражены в постановлении о привлечении к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, при составлении 26.02.2015 протокола об административном правонарушении представитель Общества указал на то, что уведомление было направлено Обществом по почте в установленный срок. Однако Управление данные обстоятельства не исследовало, не запросило у Общества документы, подтверждающие направление уведомления, а вместо этого в тот же день 26.02.2015 Управлением было вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности. При этом, в оспариваемом постановлении доводы Общества о направлении им уведомления отражены не были и не получили какой-либо оценки административного органа.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При таких обстоятельствах, учитывая представленные Обществом в материалы дела документы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административный орган не представил доказательств, однозначно подтверждающих совершение Обществом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
Ссылки подателя жалобы на то, что судом первой инстанции отказано в удовлетворении ходатайства Управления о запросе у ФГУП "Почта России" сведений по проверке направления уведомления, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку из материалов дела, а также аудиозаписей судебных заседаний не усматривается, что такое ходатайство Управлением заявлялось. Кроме того, как уже указывалось выше, в силу статьи 26.1 КоАП РФ и части 4 статьи 210 АПК РФ обязанность установить и доказать обстоятельства, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший постановление. По смыслу части 6 статьи 210 и части 2 статьи 211 АПК РФ арбитражный суд не вправе подменять административный орган и устанавливать обстоятельства, подлежащие выяснению и исследованию административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении (в рассматриваемом случае Обществом при составлении протокола заявлялось о направлении соответствующего уведомления, однако административный орган данное обстоятельство не исследовал должным образом).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил постановление УФМС России по Калининградской области от 26.02.2015 N 248/001Ю в связи с недоказанностью Управлением оснований для привлечения Общества к административной ответственности, а именно недоказанностью события вмененного Обществу правонарушения.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда от 07.07.2015 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 07 июля 2015 года по делу N А21-1732/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1732/2015
Истец: ООО "Меридиан"
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы России по К/о