г. Киров |
|
20 октября 2015 г. |
Дело N А82-8639/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Буториной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сысолятиной К.А.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.09.2015 по делу N А82-8639/2015, принятое в порядке упрощенного производства судом в составе судьи Мухиной Е.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Коммунальные услуги" (ИНН: 7609026368, ОГРН: 1127609001002)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН: 7604009440, ОГРН: 1027600695154)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
открытое акционерное общество "Коммунальные услуги" (далее - заявитель, ОАО "Коммунальные услуги", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - ответчик, Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 15.05.2015 по делу об административном правонарушении N 07-07/17-15, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда от 06.09.2015, принятым по результатам рассмотрения материалов дела в порядке упрощенного производства, требование заявителя удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в связи с малозначительностью совершенного ОАО "Коммунальные услуги" правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, считая его незаконным, Управление обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Антимонопольный орган настаивает на том, что совершенное Обществом административное правонарушение не является малозначительным, поскольку ОАО "Коммунальные услуги", имея необходимость в рамках исполнения предписания УФАС к установленному сроку совершить комплекс действий и располагая предусмотренной законом возможностью в случае возникновения трудностей с исполнением обратиться в Управление с ходатайством о продлении срока исполнения предписания, не воспользовалось данным правом и приступило к совершению необходимых действий уже после истечения срока исполнения предписания.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением УФАС от 20.10.2014 (в полном объеме изготовлено 05.11.2014) по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 07-03/33-14 ОАО "Коммунальные услуги" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Нарушение антимонопольного законодательства выразилось в действиях Общества по ненадлежащему реагированию на заявку обратившегося к нему Бегунова А.Д. о заключении договора на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и подготовку сетей инженерно-технического обеспечения и по возложению на заявителя Бегунова А.Д. обязанности по строительству водопроводных сетей за границами принадлежащего ему земельного участка.
С целью устранения указанного нарушения антимонопольным органом в адрес ОАО "Коммунальные услуги" выдано обязательное для исполнения предписание от 20.10.2014 (в полном объеме изготовлено 05.11.2014) о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым Обществу в срок до 27.01.2015 необходимо было рассмотреть заявку Бегунова А.Д. о заключении договора на подключение и подготовку сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта на границе земельного участка надлежащим образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации и позицией УФАС, изложенной в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 07-03/33-14, в частности внести в технические условия от 04.06.2014 N 1238 изменения в части обязанности гражданина Бегунова А.Д. по строительству водопроводных сетей за границами принадлежащего ему земельного участка; надлежащим образом рассмотреть заявление гражданина Бегунова А.Д. о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения.
О выполнении предписания Общество обязано было сообщить в Управление в пятидневный срок.
Вместе с тем, по состоянию на 27.02.2015 сведения об исполнении предписания по делу N 07-03/33-14 в адрес УФАС не поступили, что послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении N 07-07/17-15 по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ.
11.03.2015 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, рассмотрев который заместитель руководителя антимонопольного органа вынес постановление от 15.05.2015 о привлечении ОАО "Коммунальные услуги" к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Ярославской области с требованием о признании его незаконным и отмене по причине малозначительности совершенного административного правонарушения. Наличие события и состава вмененного административного правонарушения Общество не оспаривало.
Суд первой инстанции установил, что предписание антимонопольного органа не было исполнено заявителем в установленный для этого срок; вместе с тем, принимая во внимание, что в связи со сроками фактического изготовления и направления предписания реальный срок его исполнения был сокращен в три раза (с трех месяцев до одного месяца), а также учитывая направление ОАО "Коммунальные услуги" в адрес потребителя письма от 09.02.2015 N 292 с предложением представить недостающие для заключения договора документы и поступление ответа потребителя на это письмо только 09.04.2015, отсутствие у Общества инвестиционной программы развития водопроводных и канализационных сетей города Ростова и Ростовского муниципального района, отсутствие технической возможности подключения потребителя и необходимость установления индивидуального тарифа на подключение данного потребителя, обращение ОАО "Коммунальные услуги" в Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области с заявлением об установлении ставки тарифа на подключения объекта капитального строительства Бегунова А.Д. к сетям водоснабжения" 05.06.2015, обращение к главе администрации городского поселения Ростов с просьбой предоставить согласие на проведение мероприятий по прокладке водопровода к жилому дому N 19 по улице Подозерка и необходимость внесения данных мероприятий в схему водоснабжения города Ростова, суд не усмотрел наличия признаков существенной угрозы охраняемым общественным отношениям вследствие несоблюдения Обществом срока исполнения предписания Управления и счел возможным признать совершенное правонарушение малозначительным. В этой связи, а также с учетом тяжелого материалов положения ОАО "Коммунальные услуги" требование заявителя было удовлетворено, оспариваемое постановление УФАС признано незаконным и отменено.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Суд апелляционной инстанции отмечает, что КоАП РФ не содержит указаний на невозможность применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения, что исключает состоятельность мнения антимонопольного органа о том, что правонарушение, посягающее на публичные отношения в области порядка управления, не может быть признано малозначительным.
В соответствии с пунктом 18.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Характер допущенных лицом нарушений также не является квалифицирующим признаком при решении вопроса о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В определении от 05.11.2003 N 349-О Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии к рассмотрению запроса арбитражного суда о проверке конституционности части 1 статьи 4.1 КоАП РФ, разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Как следует из вышеуказанного определения, а также из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 116-О, суд, избирая меру наказания, учитывает характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины и другие смягчающие обстоятельства. Кроме того, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оценив имеющиеся в материалах дела документы, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, а также конкретные обстоятельства его совершения (момент получения предписания - 16.12.2014, то есть спустя почти 2 месяца с момента оглашения, что в три раза сократило установленный срок для его исполнения; фактически предпринятые Обществом мероприятия, итоговая результативность которых зависела от множества объективных факторов, принятых во внимание судом и описанных в обжалуемом судебном акте), суд первой инстанции, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, обоснованно квалифицировал совершенное ОАО "Коммунальные услуги" правонарушение в качестве малозначительного.
Аргументы заявителя о неправомерности данного вывода не подкреплены надлежащими доказательствами, кроме того, не могут свидетельствовать об ошибочности позиции суда, поскольку категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Исследовав обстоятельства данного конкретного дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совершенное заявителем деяние само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства, что позволяет отнести его к категории малозначительных.
При этом следует отметить, что предусмотренный в статье 2.9 КоАП РФ правовой механизм, позволяющий с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий признать не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений правонарушение малозначительным, направлен на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) и не превратился в средство подавления деятельности субъекта.
В рассматриваемом случае действиями Управления по возбуждению и рассмотрению дела об административном правонарушении достигнута предупредительная цель административного производства. Ответчиком не представлено в материалы дела достаточных доказательств, свидетельствующих о пренебрежительном отношении Общества к возложенным на него действующим законодательством обязанностям, о наступлении или угрозе наступления негативных последствий.
По мнению суда апелляционной инстанции, применение положений статьи 2.9 КоАП РФ в данном случае соответствует разъяснениям, содержащимся в пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, а устное замечание как мера порицания за формальное совершение вменяемого административного правонарушения является для ОАО "Коммунальные системы" достаточным для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в статье 1.2 КоАП РФ.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным постановления и его отмене.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции правомерным, обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела и не усматривает правовых оснований для его отмены по приведенным в жалобе основаниям.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.09.2015 по делу N А82-8639/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу положений части 5 статьи 30.2, части 3 статьи 30.9 КоАП РФ и статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос об уплате антимонопольным органом государственной пошлины по жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.09.2015 по делу N А82-8639/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-8639/2015
Истец: ОАО "Коммунальные услуги"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области