г.Москва |
|
19 октября 2015 г. |
А40-114242/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: |
Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
и.о. секретаря судебного заседания Крючковым П.М. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "ОКВ ИМПЕКС"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.08.2015 по делу N А40-114242/2015 судьи Дейна Н.В. (147-939)
по заявлению МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО
к ООО "ОКВ ИМПЕКС" (ОГРН 1067746570451)
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: |
Попенков А.А. по дов. от 26.12.2014 N 1-65; |
от ответчика: |
Рассадин С.А. по дов. от 09.01.2015 N б/н; Сангалов Я.К. по дов. от 07.10.2015 N б/н. |
УСТАНОВИЛ:
МРУ Росалкогольрегулирования обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО "ОКВ ИМПЕКС" к административной ответственности по ч.1 ст.14.17 КоАП РФ.
Решением 19.08.2015 заявленные требования удовлетворены, ООО "ОКВ ИМПЕКС" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с данным судебным актом, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права. Указывает, что отсутствие оборудования для учета объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и технических средств фиксации и передачи информации о нем в ЕГАИС в помещении по адресу, являющемуся адресом места нахождения обособленного подразделения (склада), и нахождение его (оборудования) в помещении по адресу, являющемуся адресом места нахождения организации не влияет на соблюдение ответчиком лицензионных требований и исполнение последним обязанности по ведению соответствующего учета, не приводит к его искажению, и не препятствует фиксации и передаче информации об объеме оборота алкогольной продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему, и, соответственно, не влечет нарушения лицензионных требований и не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.17 КоАП РФ.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Представитель Управления возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Управлением на основании приказа от 28.14.2015 N 1-699 проведена плановая выездная проверка ООО "ОКВ ИМПЕКС", в ходе которой произведен осмотр складского помещения организации по адресу: г. Москва, Хорошевский 2-й проезд, 7, 7А, помещение I; 2 этаж, комната N 75,76,76А, помещение N II, надстройка, комната N3 на предмет его соответствия лицензионным требованиям, предъявляемым организациям, осуществляющим деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции.
По результатам мероприятия по контролю (проверки) составлен акт проверки от 19 мая 2015 года N У1-а518/08 и протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 14.17 КоАП РФ от 26 мая 2015 года N 08-15/1405-1ю за нарушение требований и условий действия лицензии, а именно в вышеуказанных помещениях отсутствуют технические средства фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.
Установив необходимые и достаточные, по мнению заявителя, признаки и основания для квалификации действий общества как правонарушения, состав которого описан в диспозиции ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ и привлечения общества к административной ответственности, заявитель 26.05.2015 составил протокол об административном правонарушении N 08-15/1405-1ю с участием генерального директора ООО "ОКВ ИМПЕКС" Федорова Т.В.
Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов, административный орган обратился с заявлением в Арбитражный суд г.Москвы.
Удовлетворяя заявление управление о привлечении общества к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Данный вывод суда первой инстанции является ошибочным по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения, регламентирующие предпринимательскую деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в действиях (бездействии), в результате которых нарушаются лицензионные требования к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.
Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Согласно п.20 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.
Как усматривается из материалов дела, разрешенным видом деятельности ответчика являются: закупки, хранение и поставки алкогольной продукции. Место осуществления указанного вида деятельности: г. Москва, 2-й Хорошевский проезд, дом 7, стр.1а, помещение I, 2-й этаж, комната 76.
В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" организации, осуществляющие оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции обязаны осуществлять учет и декларирование объемов их оборота.
Учет объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям ст.8 указанного Федерального закона (далее - оборудование).
Статьей 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ установлена обязанность, заключающаяся в оснащении указанного оборудования техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.
Таким образом, перечисленные нормы законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции вменяют в обязанность ООО "ОКВ ИМПЕКС" осуществлять разрешенные в соответствии с лицензией закупки, хранение и поставки алкогольной продукции только по вышеуказанному адресу обособленного подразделения (указанному в лицензии), а также обязывают организацию иметь соответствующее оборудование и вести с его помощью учет, фиксацию и передачу в ЕГАИС информации об обороте продукции.
Во исполнение данных лицензионных требований ответчиком ведется учет объема оборота алкогольной продукции, который осуществляется с использованием оборудования, которым оснащено общество, что подтверждается п. 5 Акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N У1-а518/08 от 19 мая 2015 года.
Кроме того оборудование ЕГАИС ответчика подключено и функционирует на основании составленного при участии представителей лицензирующего органа Акта о готовности к подключению технических средств организации к техническим средствам ЕГАИС и, соответственно по согласованию со службой, а также с соблюдением Технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также оборудования для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта,
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило отсутствие в момент проведения МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО проверки технических средств фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему (далее технические средства) по адресу расположения обособленного подразделения организации, а именно: 123007,г. Москва, 2-й Хорошевский проезд, дом 7, строение 1А, помещение I, 2-й этаж, комната 76 (склад).
Вместе с тем, указанное оборудование размещено по адресу места нахождения ответчика: 125167, г. Москва, проезд Аэропорта, дом 11, указанному в лицензии общества.
Отсутствие оборудования для учета объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и технических средств фиксации и передачи информации о нем в ЕГАИС в помещении по адресу, являющемуся адресом места нахождения обособленного подразделения (склада), и нахождение его (оборудования) в помещении по адресу, являющемуся адресом места нахождения организации не влияет на соблюдение ответчиком лицензионных требований и исполнение последним обязанности по ведению соответствующего учета, не приводит к его искажению, и не препятствует фиксации и передаче информации об объеме оборота алкогольной продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему, и, соответственно, не влечет нарушения лицензионных требований и не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.17 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения норм и правил, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, в производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт совершения правонарушения и что лицо виновно в его совершении.
В соответствии с части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Оценив имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях общества не усматривается события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Руководствуясь ч.51 ст. 211, ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.08.2015 по делу N А40-114242/2015 отменить.
В удовлетворении заявления МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО о привлечении ООО "ОКВ ИМПЕКС" к административной ответственности по ч.1 ст.14.17 КоАП РФ отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-114242/2015
Истец: МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО
Ответчик: ООО "ОКВ ИМПЕКС", ООО ОКВ ИМПЕКС