г. Москва |
|
21 октября 2015 г. |
Дело N А41-36073/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Шевченко Е.Е., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "РиэлтПроект" - Пушкарев М.С., Будник Н.А. (представители по доверенности от 02.02.2015),,
от комитета по ценам и тарифам Московской области - Ханмурзин Э.Б. (представитель по доверенности от 22.12.2014 N 35),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РиэлтПроект" на решение Арбитражного суда Московской области от 16.06.2015 по делу N А41-36073/15, принятое судьей Афанасьевой М.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РиэлтПроект" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету по ценам и тарифам Московской области (далее - комитет) с требованиями:
- о признании незаконным бездействия комитета от 10.03.2015 исх. N 93-2015;
- о признании незаконным решения комитета, выраженного в письме от 18.11.2014 N 29 исх. 4238/11 об отказе в открытии дела об устранении (цен) тарифов;
- обязании комитет устранить нарушения права законных интересов общества, путем принятия решения об установлении для общества тарифов на электрическую энергию "исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе для установления действующих цен (тарифов) на 2014 год".
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.06.2015 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Представители общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель комитета в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Письмом от 11.11.2014 N 79 общество обратилось в комитет с заявлением об установлении тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2015-2019 годы.
Письмом от 18.11.2014 N 29 Исх-4238/11 комитет отказал обществу в открытии тарифного дела. В обоснование отказа, комитет сослался на неисполнение обществом обязанности по раскрытию информации, установленной стандартами раскрытия информации в сфере электроэнергетики, утвержденными постановлением от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии".
Правовым обоснованием отказа в открытии дела явились положения пунктов 3 и 5 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного приказом ФСТ России от 28.03.2013 N 313-э (далее - Регламент); пункта 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила); пункта 3.1.5 административного регламента исполнения Комитетом по ценам и тарифам Московской области государственной функции по установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утвержденного распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области 02.04.2014 N -32-Р (далее - Административный регламент).
В связи с пропуском срока, установленного для обращения в регулирующий орган пунктом 12 Правил, в уведомлении об отказе в открытии дела комитет сообщил, что в срок до 01.05.2015 заявитель вправе направить в комитет заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год, в порядке, предусмотренном Правилами и Административным регламентом комитета (последний абзац, страница 2 письма от 18.11.2014 N 29 Исх-4238/11).
Общество 13.03.2015 обратилось в комитет (вх. N 1517) с заявлением об установлении тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2015-2019 годы (письмо общества от 10.03.15 N 93-2015).
Письмом комитета от 25.03.2015 N 29 Исх-926/11, обществу направлен отказ в открытии тарифного дела по тем же основаниям, что и в 2014 году.
В письме указано на повторное неисполнение заявителем (впервые в 2014 году, письмо Комитета от 18.11.2014 N 29 Исх-4238/11) Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, а также стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24.
В уведомлении об отказе в открытии дела комитет сообщил, что в срок до 01.05.2015 заявитель вправе направить в комитет заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год, в порядке, предусмотренном Правилами, Регламентом об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и Административным регламентом Комитета (4 абзац, страница 1 письма от 25.03.2014 N 29 Исх-926/11).
Считая, указанное решение незаконным и необоснованным, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В предмет доказывания (судебного исследования) по делу судом с учетом положений части 4 статьи 200 АПК РФ включены следующие обстоятельства: соответствие (несоответствие) оспариваемых решения и распоряжения закону или иному нормативному правовому акту; наличие соответствующих полномочий у органов, принявших указанные акты, а также наличие (отсутствие) факта нарушения оспариваемыми решением и распоряжением прав и законных интересов общества.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 201 АПК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц могут быть признаны судом недействительными, в случае, если они не соответствуют закону или иным правовым актам и нарушают права и охраняемые законом интересы юридического лица, причем необходимо наличие этих условий в совокупности.
Согласно материалам дела, общество дважды (письмо от 11.11.2014 N 79, письмо общества от 10.03.15 N 93-2015) обратилось в комитет с заявлением об установлении тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2015-2019 годы.
В ответ на указанные обращения, комитет письмами от 18.11.2014 N 29 Исх-4238/11, от 25.03.2015 N 29 Исх-926/11 отказывало в открытии тарифного дела.
Типовая форма, в который уполномоченным органом должен быть выражен отказ в открытии дела и которым должно соответствовать такое решение, Регламентом установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) не утверждена.
Таким образом, из содержания указанных ответов комитета следует, что комитет направил обществу отказ в открытии тарифного дела, с указанием на повторное нарушение им требований законодательства, регулирующего подачу заявления.
При таких обстоятельствах, довод общества о противоправном бездействии комитета является необоснованным и противоречащим фактическим обстоятельствам.
Довод общества о нераспространении на общество требований стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24, со ссылкой на то, что общество не является субъектом ни оптового, ни розничного рынков электрической энергии, отклоняется апелляционным судом как основанный на неверном толковании норм права, поскольку в отношении общества введено государственное регулирование в сфере передачи электрической энергии, оно включено в Реестр субъектов естественных монополий, ранее регулирующим органом для него были установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии (распоряжения комитета от 31.05.2012 N 49-Р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Московской области на второе полугодие 2012, 2013-2014 годы" и от 25.12.2012 N 164-Р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Московской области на 2013-2014 годы").
Федеральный Закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о монополиях) в соответствии с частью 1 статьи 4 распространяет свое действие, в том числе, в сфере деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по передаче электрической энергии.
Частью 5 статьи 8 Закона о монополиях установлено, что свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации утверждены стандарты раскрытия информации в сфере электроэнергетики постановлением от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии".
В пункте 1 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии указано, что настоящий документ в соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об электроэнергетике", статьями 8 и 8.1 Закона о монополиях устанавливает требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий, за исключением потребителей электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Довод общества о том, что указания комитета на нарушение срока по направлению в регулирующий орган заявления не соответствуют законодательству, со ссылкой на то, что срок, установленный пунктом 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, не является пресекательным, не принимается апелляционным судом.
Комитет в письмах от 18.11.2014 N 29 Исх-4238/11, от 25.03.2015 N 29 Исх- 926/11, сообщил обществу, что в срок до 1 мая, предшествующего очередному периоду регулирования, общество вправе направить в комитет заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в порядке, предусмотренном Правилами, Регламентом об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и Административным регламентом Комитета.
Письма комитета от 18.11.2014 N 29 Исх-4238/11, от 25.03.2015 N 29 Исх-926/11 не содержат указаний на то, что срок 1 мая является пресекательным, либо пропуск срока влечет за собой невозможность установления тарифа на текущий период на основании пункта 3 Регламента об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов).
Обязанность регулирующего органа отказать в открытии дела об установлении тарифов императивно установлена пунктом 5 Регламента об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов), согласно которому регулирующий орган отказывает в открытии дела об установлении цены (тарифа), в случае если регулируемая организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии".
Таким образом, отказы комитета в открытии дел об установлении тарифов на оказание услуг на передачу электрической энергии, являются законными и обоснованными и соответствуют Регламенту об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.07.2015 по делу N А41-36073/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Е.Е. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-36073/2015
Истец: ООО "РИЭЛТ ПРОЕКТ"
Ответчик: Комитет по ценам и тарифам Московской области
Третье лицо: Комитет по ценам и тарифам Московской области