г. Москва |
|
21 октября 2015 г. |
Дело N А40-95355/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Лящевского И.С.,
судей: Алексеевой Е.Б., Башлаковой-Николаевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чумудовой Т.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Пассажирские перевозки"
на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 29.07.2015 по делу N А40-95355/14,
принятое судьей Белицкой С.В. (шифр 169-823)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Пассажирские перевозки"
(ОГРН 1131215005030, 424007, Республика Марий Эл, Йошкар-Ола,
ул. Строителей, д. 54)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ
(ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9)
третье лицо: Министерство промышленности транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл
о взыскании убытков
при участии в судебном заседании:
от истца: Курбанов Д.Ф. по доверенности от 10.09.2014
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Арбитражным судом города Москвы рассмотрен иск Общества с ограниченной ответственностью "Пассажирские перевозки" к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании 22 510 559 руб. 23 коп. убытков с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст.49 АПК РФ.
Решением суда в иске отказано.
На указанное решение суда стороной подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (в том числе, с учетом правил п.п.4-16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), явку представителей в судебное заседание не обеспечили, дело рассмотрено в порядке п.5 ст.156, ст.266 АПК РФ в их отсутствие.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Согласно материалам дела, в период сентябрь 2013-март 2014 истцом осуществлены льготные перевозки граждан на основании единых социальных проездных билетов (ЕСПБ).
Свои услуги пассажирам истец оказывал в соответствии со ст. 426 ГК РФ, на основании публичного договора.
Как заявляет истец, полученная сумма возмещения по перевозкам за указанный период не покрыла в полном объеме имущественную потерю истца, представляющую
собой сумму не полученной от федеральных и региональных льготников провозной платы, в связи с чем истец обратился с настоящим иском в суд, убытки представляют
собой разницу между суммой расходов на предоставление льготы по провозной плате и суммой полученной из бюджетов компенсаций.
Вместе с тем, с 2005 года на основании изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) произведена замена льгот в натуральной форме на денежные компенсации.
Таким образом, в федеральных законах не содержится норм, устанавливающих льготу по проезду в транспорте общего пользования в городском и пригородном сообщении гражданам льготных категорий.
Кроме того, для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации" включена ст.26.3-1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения", внесены изменения в ст.26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
Разграничив предметы ведения полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, определил категории граждан, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Российской Федерации и к ведению субъектов Российской Федерации.
25.12.06 Правительством Российской Федерации принято постановление N 802 "Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации", в соответствии с которым субъектам Российской Федерации, обеспечившим льготный проезд для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, предоставлялись субвенции из федерального бюджета сроком до 01.01.10.
С 01.01.10 финансирование мер социальной поддержки на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта из федерального бюджета прекращено.
Какие-либо нормативные акты, возлагающие на Российскую Федерацию такие обязательства, отсутствуют.
Учитывая изложенное, в Республике Марий Эл принято постановление Правительства от 29.01.05 N 23 "Об утверждении Порядка предоставления единых социальных проездных билетов для категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета" (с последующими изменениями), которым с 01 января 2005 отдельным категориям граждан обеспечивается равная доступность услуг общественного транспорта посредством предоставления единых социальных билетов.
Данным постановлением установлен перечень граждан, имеющих право на приобретение ЕСПБ, а также установлена стоимость реализации отдельным категориям граждан ЕСПБ (п.2).
Законом Республики Марий Эл от 14.07.09 N 39-3 "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Республики Марий Эл" установлены основные принципы организации и осуществления транспортного обслуживания населения, одним из которых является принцип возмещения недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат перевозчиков, осуществляющих социальные перевозки, в порядке и на условиях, установленных Правительством Республики Марий Эл.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16.11.2009 N 242 "Об утверждении порядка финансирования перевозчиков в связи с выполнением ими социальных перевозок" (далее - постановление N 242) утвержден Порядок финансирования перевозчиков в связи с выполнением ими социальных перевозок (далее - Порядок).
Указанным Порядком установлено, что он разработан в соответствии со статьями 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Республики Марий Эл от 2 сентября 2009 года N 203 "Вопросы организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) на территории Республики Марий Эл" и определяет случаи и порядок предоставления перевозчикам субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл в целях возмещения затрат, в связи с выполнением ими социальных перевозок, а также устанавливает порядок определения перевозчиков, с которыми заключаются договоры на осуществление социальных перевозок.
Договор на осуществление социальных перевозок - договор, заключенный уполномоченным органом с перевозчиком, предусматривающий перевозку пассажиров с предоставлением в предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл случаях отдельным категориям граждан преимуществ по провозной плате с возмещением затрат перевозчика за счет бюджетных средств Республики.
В целях реализации указанного постановления N 242 Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл, как уполномоченный орган, заключало договора на оказание услуг по выполнению пассажирских перевозок отдельных категорий пассажиров по маршрутам регулярного сообщения автомобильным транспортом.
16.08.13 между истцом и Министерством экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл (далее - Министерство) заключен договор N 38-95/13-юр, в соответствие с которым перевозчик обязуется осуществлять регулярную перевозку категорий пассажиров, указанных в п. 1.2 договора с возмещением затрат или недополученных доходов перевозчика за счет бюджетных средств.
Пунктом 1.2. договора установлено, что к указанным пассажирам относятся граждане, для которых меры социальной поддержки установлены законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.
За перевозку указанных пассажиров установлена субсидия в размере 21 549,4 рублей.
31.12.2013 между Министерством и перевозчиком заключался аналогичный договор, с установлением субсидий в размере 40 413.000 рублей.
Таким образом, суммы перечисленные истцу по договорам так же относятся и к компенсации за перевозку льготных категорий граждан отнесенных к федеральному регистру.
Кроме того, истцом в расчете иска применен показатель средней дальности поездки одного льготного пассажира в пригородном сообщении, который определен им произвольно методом деления показателя пассажирооборота на количество перевезенных пассажиров, что противоречит положениям пункта 60 Постановления Росстата N 9, которым установлено, что средняя дальность поездки одного пассажира определяется разовыми натурными обследованиями.
Таким образом, использованный в расчете иска показатель средней дальности поездки одного льготника является недоказанным, а расчеты расходов в пригородном сообщении, произведенные на его основе с учетом покилометрового тарифа - недостоверными.
С учетом изложенного требования истца по заявленному основанию в отыскиваемом размере удовлетворению не подлежат.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Мотивы, по которым суд пришел к данному выводу, подробно изложены в решении суда, и оснований не согласиться с ними апелляционный суд не усматривает.
Возражения заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьями 110, 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.07.2015 по делу N А40-95355/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Пассажирские перевозки" без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.С. Лящевский |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-95355/2014
Истец: ООО "Пассажирские перевозки", ООО Пассажирские перевозки
Ответчик: Министерство финансов РФ, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Министерство промышленности тренспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства республики марий эл