г. Томск |
|
23 октября 2015 г. |
Дело N А27-11402/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Марченко Н.В.
судьи: Бородулина И.И., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой С.В. без использование средств аудиозаписи,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Кемеровская теплосетевая компания"
на определение Арбитражного суда Кемеровской области от 26 августа 2015 года по делу N А27-11402/2015 (судья Гатауллина Н. Н.)
по заявлению открытого акционерного общества "Кемеровская теплосетевая компания" (ОГРН 1134205003591, ИНН 4205259643, 650000, г. Кемерово, пр-т Кузнецкий, 30)
к Отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по городу Кемерово (ОГРН 1024200714416, ИНН 4207022632, 650066, г. Кемерово, пр-т Октябрьский, 16)
о признании незаконным предписания от 28.04.2015 года,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Кемеровская теплосетевая компания" (далее - заявитель, ОАО "Кемеровская теплосетевая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным предписания Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по городу Кемерово (далее - заинтересованное лицо, ОГИБДД УВД по г. Кемерово) от 28.04.2015.
Определением суда от 26.08.2015 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с вынесенным определением, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить и направить вопрос на новое рассмотрение для принятия судебного акта по существу.
В обосновании доводов жалобы ОАО "Кемеровская теплосетевая компания" ссылается на то, что нарушения, изложенные в предписании связаны с осуществлением заявителем иной экономической деятельности, в связи с чем спор подведомственен арбитражному суду.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 262 АПК РФ отзыв на апелляционную жалобу от административного органа к началу судебного заседания не поступил.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 28.04.2015 в отношении ОАО "Кемеровская теплосетевая компания" было вынесено предписание об устранении нарушений требований Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 г. "О безопасности дорожного движения", приказа Минтранса РФ от 21.08.2013 г. N 273, приказа Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36, Правил дорожного движения РФ (утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316).
Указанное предписание вынесено в целях устранения нарушений или выполнения норм действующего законодательства о безопасности дорожного движения.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, пришел к выводу о неподведомственности настоящего спору арбитражному суду, поскольку он не связан с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами осуществляется в зависимости от субъектного состава и характера спора.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, арбитражный суд вправе рассматривать дела о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если такой акт затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Об экономическом характере спора свидетельствует связь его предмета с осуществлением деятельности в сфере хозяйственного оборота и участием его субъекта в имущественно-стоимостных отношениях, регулируемых нормами гражданского права. При рассмотрении споров, вытекающих из публичных правоотношений, он может считаться экономическим, если юридические факты, по поводу которых возник спор, порождают правовые последствия не только в сфере публичного или иного правоотношения, но одновременно и правоотношения, регулируемого гражданским законодательством и связанного с осуществлением его субъектом предпринимательской или иной экономической деятельности.
Проверяя вопрос о характере возникших правоотношений, суд первой инстанции, исходя из конкретных установленных обстоятельств, посчитал, что оспариваемое предписание выдано ОАО "Кемеровская теплосетевая компания" не как субъекту предпринимательской деятельности, а как участнику публичных правоотношений в области безопасности дорожного движения, допустившему нарушение технического состояния транспортных средств.
При этом выдача предписания связана не с осуществлением ОАО "Кемеровская теплосетевая компания" предпринимательской или иной экономической деятельности, а с необходимостью соблюдения обязательных требований законодательства в области безопасности дорожного движения.
Обжалование в рассматриваемом случае не постановления о привлечении к административной ответственности, а выданного по результатам проверки предписания, на что указано в апелляционной жалобе, не меняет правовой природы обжалуемого акта органа, наделенного соответствующими полномочиями, как вытекающего из административных правоотношений, а также сферу регулируемых им правоотношений - как отношений в сфере безопасности дорожного движения.
При этом, несмотря на то, что разъяснение Пленума Верховного суда Российской Федерации, содержащееся в пункте 33 постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", касается порядка обжалования постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности, суд апелляционной инстанции полагает возможным учитывать данный правовой подход при определении подведомственности споров при обжаловании действий контролирующих органов и выданных ими предписаний в связи с установленными нарушениями в области безопасности дорожного движения.
Выполнение лицом требований Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", приказа Минтранса Российской Федерации от 21.08.2013 N 273 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами", приказа Минтранса Российской Федерации от 13.02.2013 N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства", Правил дорожного движения РФ (утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 с изменениями, внесенными в Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316, сопряженных с безопасностью дорожного движения, направленных на сохранение жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства, не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность.
Предметом настоящего спора не являются экономические права Общества на объекты дорожного движения, как участника гражданского (хозяйственного) оборота, возникающие в ходе осуществления им предпринимательской деятельности.
Довод апеллянта о субъектном составе участников, характере возникших правоотношений связанных с осуществлением экономической деятельности не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку данный факт не свидетельствует о наличии по существу экономического спора и о нарушении прав лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Вопреки доводам заявителя наличие у него статуса юридического лица и осуществление им хозяйственной деятельности сами по себе не дают оснований для безусловного отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда.
Принимая во внимание содержание предписания от 28.04.2015, характер спорного правоотношения, исходя из отсутствия доказательств того, что оспариваемый ненормативный акт затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неподведомственности настоящего спора арбитражному суду.
Указанные выводы согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 08.06.2015 N 304-КГ15-5418 по делу N А67-5182/2014, от 20.05.2015 N 304-КГ15-3380 по делу N А45-12748/2014.
Неподведомственность спора арбитражному суду является основанием для прекращения производства по делу, за исключением случая, когда производство по делу уже было прекращено судом общей юрисдикции в связи с неподведомственностью, поскольку в противном случае заинтересованное лицо будет лишено права на судебную защиту своих прав и законных интересов.
Доказательств, подтверждающих обращение ОАО "Кемеровская теплосетевая компания", в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании предписания от 26.11.2014 до обращения с соответствующим заявлением в арбитражный суд, заявителем не представлено. Следовательно, заявитель не лишен права на судебную защиту путем обращения в суд общей юрисдикции с соответствующим заявлением.
С учетом изложенного суд первой инстанции, исходя из конкретных фактических обстоятельств и совокупной оценки доказательств, пришел к верному выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в целях реализации гарантированного права на судебную защиту своих интересов заявитель вправе обратиться с аналогичным самостоятельным требованием в суд общей юрисдикции.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию заявителя по делу, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, не являются основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся в порядке статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены обжалуемого судебного акта не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
На основании пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым арбитражными судами, при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу государственная пошлина уплачивается - в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Размер государственной пошлины, с учетом положений Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", для заявителя составит 1 500 рублей.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты ее в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Согласно статье 104 АПК РФ Обществу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная платежным поручением N 2836 от 25.06.2015 государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 104, 110, 156, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Кемеровской области от 26 августа 2015 года по делу N А27-11402/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Кемеровская теплосетевая компания" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей, излишне уплаченную платежным поручением N 2836 от 25.06.2015.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11402/2015
Истец: ОАО "Кемеровская теплосетевая компания"
Ответчик: Отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кемерово