г. Москва |
|
23 октября 2015 г. |
Дело N А41-34264/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Главного управления государственного строительного надзора Московской области - Гришенкова А.Н. (представителя по доверенности от 29.08.2014),
от общества с ограниченной ответственностью "Мортон" - Вьюнова С.В. (представителя по доверенности от 28.05.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мортон" на решение Арбитражного суда Московской области от 30.06.2015 по делу N А41-34264/15, принятое судьей Гапеевой Р.А.,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление государственного строительного надзора Московской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Мортон" (далее - общество) к ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.06.2015 требование удовлетворено: суд привлек общество к ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде 60 000 рублей штрафа.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель управления в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установил следующие обстоятельства.
В ходе проверки 25.03.2015 осуществляемого обществом 2-го этапа строительства многоэтажного монолитного жилого дома корпус 1 и инженерных сетей 1-ой очереди микрорайона "Дрожжино-2" по адресу: Московская область, Ленинский район, с.п Булатниковское, вблизи д. Дрожжино, установлены следующие нарушения:
- в нарушение требования пункта 364 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила), временные дороги не имеют покрытия, пригодного для проезда пожарных автомобилей в любое время года, у въезда на строительную площадку не установлен план с нанесенными строящимися основными и вспомогательными зданиями и сооружениями, въездами, подъездами, местонахождением водоисточников, средств пожаротушения и связи;
- в нарушение требования пункта 365 Правил до начала основных строительных работ не завершено строительство временных подъездов и дорог к строящемуся зданию;
- котлован под фундамент здания глубиной более 3 метров (тип грунта - суглинок) выполнен с вертикальными откосами без креплений с уклоном менее 1:0,5. Нарушен пункт 5.2.6 СНиП 12-04-2002 часть 2 "Безопасность труда в строительстве";
- на границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов (места вблизи от перепадов по высоте 1,3 метра и более) не установлены защитные ограждения. Нарушены пункты 4.9, 4.10 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве";
- отсутствуют мероприятия по водоотводу атмосферных осадков и грунтовых вод со дна котлована. Нарушен раздел 3 СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты";
- лицо, осуществляющее строительство, не обеспечивает ведение исполнительной документации, а именно: не представлена исполнительная документация на выполненные работы, не представлен стройгенплан, отсутствует ППР на производство земляных работ и забивку свай, чем нарушена часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 25.03.2015 N 160.
В связи с этим управление 25.03.2015 выдало обществу предписание N 160 об устранении нарушений требований технических регламентов и проектной документации по выполненным работам в срок до 24.04.2014.
В ходе проверки 27.04.2015 исполнения обществом указанного предписания установлено, что предписание не исполнено (акт от 27.04.2015 N 160/1).
По данному факту управление 27.04.2015 составило в отношении общества протокол об административном правонарушении и 18.05.2015 обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Привлекая общество к административной ответственности, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, порядок привлечения его к административной ответственности - соблюденным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О пожарной безопасности" постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.1012 N 390 утверждены Правила противопожарного Режима в Российской Федерации, которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения руководителями организаций и специалистами в области пожарной безопасности в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации и производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
- собственники имущества;
- руководители федеральных органов исполнительной власти;
- руководители органов местного самоуправления;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
- должностные лица в пределах их компетенции.
В ходе проверки управлением установлено, что обществом в ходе строительства не соблюдаются требования пунктов 364, 365 Правил, раздел 3 СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты", пункты 4.9, 4.10 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве", пункт 5.2.6 СНиП 12-04-2002 часть 2 "Безопасность труда в строительстве", часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
Пунктом 364 Правил установлено, что на территории строительства площадью 5 гектаров и более устраиваются не менее 2 въездов с противоположных сторон строительной площадки. Дороги должны иметь покрытие, пригодное для проезда пожарных автомобилей в любое время года. Ворота для въезда на территорию строительства должны быть шириной не менее 4 метров.
У въездов на строительную площадку устанавливаются (вывешиваются) планы с нанесенными строящимися основными и вспомогательными зданиями и сооружениями, въездами, подъездами, местонахождением водоисточников, средств пожаротушения и связи.
К началу основных работ по строительству должно быть предусмотрено противопожарное водоснабжение от пожарных гидрантов или из резервуаров (водоемов).
В нарушение требования пункта 364 Правил на момент проверки временные дороги не имели покрытия, пригодного для проезда пожарных автомобилей в любое время года, у въезда на строительную площадку не был установлен план с нанесенными строящимися основными и вспомогательными зданиями и сооружениями, въездами, подъездами, местонахождением водоисточников, средств пожаротушения и связи.
Пунктом 365 Правил установлено, что ко всем строящимся и эксплуатируемым зданиям (в том числе временным), местам открытого хранения строительных материалов, конструкций и оборудования обеспечивается свободный подъезд. Устройство подъездов и дорог к строящимся зданиям необходимо завершить к началу основных строительных работ.
На момент проверки временные дороги выполнены не в полном объеме (только частично со стороны осей здания А/1-33). Круговое движение (в соответствии со стройгенпланом ООО "НПСФ "Бекар" шифр:38/12-ПОС) вокруг строящегося здания отсутствовало.
Согласно пункту 3 предписания котлован под фундамент здания глубиной более 3 метров (тип грунта - суглинок) выполнен с вертикальными откосами без креплений с уклоном менее 1:0,5. Нарушено требования пункт 5.2.6. СНиП 12-04-2002 части 2 "Безопасность труда в строительстве".
Как видно из фотоматериалов, крутизна откосов имеют практически вертикальный уклон.
Вместе с тем требование пункта 5.2.6 СНиП 12-04-2002 части 2 "Безопасность труда в строительстве" при строительстве данного объекта имеет обязательный характер, что подтверждено проектом ООО "НПСФ "Бекар" шифр:38/12-ПЗ.ПОС раздел 6.6 пункт 5 и действующим на момент проверки Перечнем национальных стандартов и сводов правил, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-Р, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В соответствии с пунктами 4.9, 4.10 СНиП 12-03-2001 к зонам постоянно действующих опасных производственных факторов относятся: места вблизи от неизолированных токоведущих частей электроустановок; места вблизи от неогражденных перепадов по высоте 1,3 м и более; места, где возможно превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
К зонам потенциально опасных производственных факторов также следует относить: участки территории вблизи строящегося здания (сооружения); этажи (ярусы) зданий и сооружений в одной захватке, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования; зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов; места, над которыми происходит перемещение грузов кранами. Размеры указанных опасных зон устанавливаются согласно приложению Г.
Места временного или постоянного нахождения работников должны располагаться за пределами опасных зон.
На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон потенциально опасных производственных факторов - сигнальные ограждения и знаки безопасности.
Как видно из фотоматериалов, при проведении проверки отсутствовало ограждение открытых участков котлованом.
В данном случае требование пунктов 4.9 и 4.10 СНиП 12-03-2001 часть 1 "Безопасность труда в строительстве" имеет обязательный характер, что подтверждено проектом ООО "НПСФ "Бекар" шифр:38/12-ПЗ.ПОС раздел 6.6 пункт 5 и действующим на момент проверки Перечнем национальных стандартов и сводов правил, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-Р, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Согласно пункту 5 предписания при проведении проверки отсутствовали мероприятия по водоотводу атмосферных осадков и грунтовых вод со дна котлована, чем был нарушен раздел 3 СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты"
Как видно из фотоматериалов, на дне котлована выявлены грунтовые воды, образованные атмосферными осадками и в результате таяния снега. Данное нарушение может вызвать "подмыв" основания фундаментной плиты.
В данном случае отвод грунтовых и талых вод имеет обязательный характер, что подтверждено проектом ООО "НПСФ "Бекар" шифр:38/12-ПЗ.ПОС раздел 6.6 пункт 3, а также СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты", включенным в Перечень национальных стандартов и сводов правил, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-Р, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Факт не исполнения обществом предписания от 25.03.2015 N 160 доказан. Обстоятельств, которые могли бы препятствовать обществу, исполнить данное предписание, не усматривается.
Выводы суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава вмененного ему правонарушения и об отсутствии оснований для отказа в привлечении общества к административной ответственности являются правильными, соответствуют материалам дела.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.06.2015 по делу N А41-34264/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-34264/2015
Истец: Главгосстройнадзор Московской области
Ответчик: ООО "Мортон"
Третье лицо: ООО "Мортон"