г. Саратов |
|
22 октября 2015 г. |
Дело N А12-16112/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" октября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Барышниковой В.А.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Волгоградгоргаз" - Четырина И.С. по доверенности от 12.01.2015 N 9,
в отсутствие иных участников процесса, уведомлённых надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волгоградгоргаз" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 июля 2015 года по делу N А12-16112/2015 (судья Чурикова Н.В.) по исковому заявлению открытого акционерного общества "Волгоградгоргаз" (ИНН 3434000560, ОГРН 1023403434010) к комитету земельных ресурсов администрации Волгограда (ИНН 3444114679, ОГРН 1043400321744), департаменту финансов администрации Волгограда (ИНН 3444056709, ОГРН 1023403440675), комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ИНН 3444054540, ОГРН 1053444031299), комитету финансов Волгоградской области (ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922) о взыскании денежных средств, третье лицо: администрация Волгограда,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Волгоградгоргаз" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к комитету земельных ресурсов администрации Волгограда, департаменту финансов администрации Волгограда, комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области, комитету финансов Волгоградской области о взыскании 861 348 руб. 84 коп. неосновательного обогащения в виде переплаты по договору аренды N 238-В от 20.02.2013 за период с 22.01.2013 по 31.03.2015, а также расходов по оплате госпошлины.
При рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ ОАО "Волгоградгоргаз" неоднократно уточнялись, окончательно истец просил взыскать 866 712 руб. 67 коп. неосновательного обогащения в виде переплаты по договору аренды N 238-В от 20.02.2013 за период с 22.01.2013 по 31.03.2015 из которых: 805 884 руб. 85 коп. с Волгоградской области в лице комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области и 60 827 руб. 82 коп. с муниципального образования городской округ город - герой Волгоград в лице комитета земельных ресурсов администрации Волгограда.
В соответствии со ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Ходатайство истца судом первой инстанции рассмотрено и удовлетворено, поскольку не нарушает права и интересы других лиц.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве указанного ответчика на администрацию Волгограда.
Заявление о процессуальном правопреемстве истец мотивирует перераспределением функций по распоряжению неразграниченными земельными участками между правительством Волгоградской области в лице министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области и администрацией города Волгограда, к последнему перешли права и обязанности Арендодателя в соответствии с договорами аренды, а также в связи с осуществлением юридическими лицами и гражданами фактического использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Так, согласно ст. 1 Закона Волгоградской области от 06.04.2012 N 33-ОД "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области" (далее также - Закон Волгоградской области N 33-ОД) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области, осуществляется органом исполнительной власти Волгоградской области, определяемым Правительством Волгоградской области - Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области (Постановление Правительства Волгоградской обл. от 17.04.2012 N 28-п).
В соответствии с Законом Волгоградской области от 19.12.2014 г. N 175-ОД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа город-герой Волгоград и органами государственной власти Волгоградской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и признании утратившими силу отдельных законов Волгоградской области" Закон Волгоградской области N 33-ОД утратил силу с 01.01.2015 г.
С 01.01.2015 г., в силу Закона Волгоградской области от 19.12.2014 г. N 175-ОД, к Администрации г. Волгограда перешли все права и обязанности Мингосимущества (арендодателя) по договорам аренды земельных участков, (за исключением договоров аренды земельных участков, предоставленных для строительства), существующие по состоянию на 01.01.2015 г.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае, земельный участок с момента заключения договора аренды, предоставлен под строительство головного газорегуляторного пункта.
Назначение земельного участка было изменено сторонами 26.02.2014, что подтверждается дополнительным соглашением N 2/128 подписанным сторонами.
Таким образом, земельный участок с 26.02.2014 используется под эксплуатацию объекта недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Из правового смысла данной нормы следует, что процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с одним и тем же материальным правоотношением. Процессуальное правопреемство осуществляется судом путём замены стороны в споре её правопреемником и возникает на основании материально-правового правопреемства.
Следовательно, для принятия решения о замене комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области на Администрацию Волгограда в порядке процессуального правопреемства необходимо установить, что полномочия, касающиеся спорных правоотношений, переданы от одного органа государственной власти другому.
Принимая во внимание, что в рассматриваемый период стороной по договору являлся, в том числе и Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, в заявлении о процессуальном правопреемстве обоснованно отказано судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области суда от 13 июля 2015 года по делу N А12-16112/2015 открытому акционерному обществу "Волгоградгоргаз" в удовлетворении исковых требований отказано.
С открытого акционерного общества "Волгоградгоргаз" взыскано в доход федерального бюджета 107 руб. 27 коп. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, открытое акционерное общество "Волгоградгоргаз" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по основаниям, изложенным в жалобе, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении исковых требований, расчет арендной платы по договору должен рассчитываться с учетом приказа Минэкономразвития России от 14.01.2011 N 9.
Департамент финансов администрации Волгограда в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил суду апелляционной инстанции письменный отзыв, в соответствии с которым находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьёй 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области (Арендодатель) и открытым акционерным обществом "Волгоградгоргаз" (Арендатор) был подписан договор N 237-В от 20.02.2013, по условиям которого истец предоставляет, а ответчик принимает в пользование на условиях аренды земельный участок, кадастровый номер 34:34:020016:202, общей площадью 4222 кв.м., расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. Хрустальная, для строительства головного газорегуляторного пункта.
В соответствии со ст. 609 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). При этом в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Факт передачи земельного участка подтверждается актом приема - передачи подписанным сторонами 20.02.2013.
В соответствии с ч. 1 ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
По условиям договора срок аренды определен сторонами на 11 месяцев и распространяет свое действие на отношения сторон возникшие с 22.01.2013.
Дополнительным соглашением N 2/128 от 26.02.2015 назначение земельного участка было изменено "для размещения промышленных объектов".
Статьей 65 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным.
В соответствии со ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить арендную плату. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Учитывая пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В пункте 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Во исполнение требований ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В соответствии с п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения: объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;
Так, согласно приказу Минэкономразвития РФ от 14.01.2011 N 9 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов" ставка арендной платы по Волгоградской области составила 0,5 руб. за 1 кв.м. в год, с учетом ежегодной индексации размера ставок арендной платы.
С учетом изложенной позиции, годовой размер платы за заявленный период составит: за 2013 год - 2 360,73 руб., за 2014 год - 2 478,77 руб., за 2015 год - 2 615,10 руб.
Таким образом, с учетом фактически внесенных денежных средств, переплата, по мнению ОАО "Волгоградгоргаз", составила 866 712, 67 руб.
Пунктом 3.3 договора предусмотрено перечисление арендной платы на счет УФК по Волгоградской области.
В соответствии с абз. 10 ст. 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации включены доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 20 процентов.
Согласно абз. 8 ст. 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав неналоговых доходов местных бюджетов включены доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 80 процентов.
Поскольку ответчики не произвели оплату излишне полученной арендной платы, истец обратился с настоящим иском в суд с требованием о взыскании 866 712,67 руб. неосновательного обогащения за период с 22.01.2013 по 31.03.2015.
Отказывая в удовлетворении иска в полном объеме, суд первой инстанции правомерно учел следующее.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
При расчете неосновательного обогащения истец ссылается на п. 5 Правил определения размера арендной платы, та также порядок, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, в соответствии с которыми арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения, в том числе, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов.
Приказом Минэкономразвития России от 14.01.2011 N 9 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов" в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации предоставленных (занятых) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической части указанных объектов ставка арендной платы для земельных участков в Волгоградской области установлена в размере 0,5 руб. за 1 кв.м.
Согласно ст. 6 Федерального закона РФ от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В силу ст. 14 указанного закона разделение единой системы газоснабжения не допускается.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 подлежит применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в части утверждённых этим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом, утверждённые этим постановлением правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Изложенные подходы к толкованию приведённых правовых норм следуют из определения Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 22- АПГ14-4, от 13 мая 2015 года N 306-ЭС14-6558, аналогичная позиция указана в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N2 (2015)", утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015.
В этой связи, при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, надлежит руководствоваться действующим региональным нормативным актом, принятым в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и регулирующим соответствующие земельные отношения, который в установленном порядке не признан противоречащим действующему законодательству.
На основании изложенного, с учетом указанной позиции Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении спора данной категории Приказ Минэкономразвития России от 14.01.2011 N 9 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов" для земельных участков, право собственности которые не разграничено, не подлежит применению.
Вместе с тем, судом первой инстанции правильно учтено, что Порядком расчёта арендной платы за земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утверждённым постановлением администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года N 469-п указанный механизм расчета арендной платы не предусмотрен.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные доказательства, арбитражным судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований.
Судебные расходы распределены между сторонами по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пришел к выводу, что они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учётом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 июля 2015 года по делу N А12-16112/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-16112/2015
Истец: АО "Волгоградгоргаз", ОАО "Волгоградгоргаз"
Ответчик: Департамент финансов администрации Волгограда, Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, Комитет земельных ресурсов администрации г. Волгограда, Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Комитет финансов администрации Волгограда, Комитет финансов Волгоградской области
Третье лицо: Администрация Волгограда