г. Пермь |
|
22 октября 2015 г. |
Дело N А71-15138/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Грибиниченко О.Г., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Г" (ОГРН 1021801093478, ИНН 1829009624): Русских Л.В., предъявлен паспорт, доверенность от 28.11.2014; Наумов С.С., предъявлен паспорт, доверенность от 28.11.2014; Богданова А.Н., предъявлен паспорт, доверенность от 14.05.2015;
от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ОГРН 1031800554610, ИНН 1831038485): представители не явились;
от третьего лица: Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике: представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Г"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 20 июля 2015 года по делу N А71-15138/2014,
принятое судьей Мосиной Л.Ф.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Г"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
о признании незаконными и отмене решения антимонопольного органа в части, предписания антимонопольного органа, постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гарант-Г" (далее - заявитель, ООО "Гарант-Г") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 1 л.д. 50) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, УФАС по Удмуртской Республике, антимонопольный орган) о признании незаконными пунктов 1, 2, 4 решения N ММ06-06/2014-11 от 13.11.2014 и предписания N ММ06-06/2014-11 от 13.11.2014 (дело N А71-15138/2014).
Также ООО "Гарант-Г" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления УФАС по Удмуртской Республике N АА06-07/2015-3А от 02.04.2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 650 000 рублей (дело N А71-4552/2015).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.05.2015 на основании ч. 2.1 ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела N А71-15138/2014 и N А71-4552/2015 объединены в одно производство с присвоением делу N А71-15138/2014.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.07.2015 заявленные требования удовлетворены частично; оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности признано незаконным и отменено в части наложения штрафа, превышающего 325 000 рублей, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Гарант-Г" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что ООО "Гарант-Г" правомерно приостанавливает оказание услуг связи абонентам-должникам, в том числе приостанавливает трансляцию обязательных общедоступных телеканалов. При этом указывает, что трансляция обязательных общедоступных телеканалов является частью услуги связи для целей телерадиовещания, оказываемой абоненту на основании договора; действующее законодательство не содержит требований к операторам связи предоставлять абонентам бесплатно доступ к сети связи, а также бесплатно предоставлять абонентскую линию в постоянное пользование, в том числе, для трансляции обязательных общедоступных телеканалов; требования к формированию пакетов трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, в том числе относительно выделения общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов в отдельный пакет трансляции, не установлены.
Антимонопольный орган с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в УФАС по Удмуртской Республике поступили заявления Ушакова В.Н., Катаевой Л.В., Косойкина Г.Т., Манахова А.Д., Тарасова Л.А., Смирновой М.И., Поповой Н.В., Кочурова В.М., Поскребышевой Т.Н. по поводу повышения ООО "Гарант-Г" оплаты за услуги кабельного телевидения. Также в УФАС по Удмуртской Республике поступило обращение Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в г. Глазове, по поводу повышения оплаты за услуги кабельного телевидения со стороны ООО "Гарант-Г", и на действия ООО "Гарант-Г" по отключению абонентов от показа общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, определенных Указом Президента РФ от 24.06.2009 N 715, предоставление которых должно осуществляться бесплатно.
УФАС по Удмуртской Республике на основании приказа N 58 от 24.02.2014 возбуждено дело N ММ06-06/2014-11 по признакам нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"), в ходе рассмотрения которого установлено следующее.
ООО "Гарант-Г" осуществляет деятельность на рынке услуг по передаче (трансляции) и распределению телевизионных программ по сети кабельного телевидения в географических границах г. Глазова Удмуртской Республики на основании лицензии N 95033 от 11.02.2012 на оказание услуг связи для целей кабельного вещания, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (т.1 л.д. 54-55).
На основании приказа УФАС по Удмуртской Республике N 32/18 от 14.02.2012 ООО "Гарант-Г" включено в Реестр хозяйствующих субъектов с долей на рынке оказания услуг по передаче (трансляции) и распределению телевизионных программ по сети кабельного телевидения в географических границах г. Глазова свыше 50%.
В целях уточнения положения ООО "Гарант-Г", УФАС по УР проведен анализ рынка услуг по передаче (трансляции) и распределению телевизионных программ по сети кабельного телевидения в географических границах г. Глазова за 2013 год. В ходе проведенных исследований антимонопольным органом установлено, что ООО "Гарант-Г" является единственной организацией в г. Глазове Удмуртской Республики оказывающей услуги по передаче (трансляции) и распределению телевизионных программ по сети кабельного телевидения.
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что ООО "Гарант-Г" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче (трансляции) и распределению телевизионных программ по сети кабельного телевидения в географических границах г. Глазова Удмуртской Республики с долей 100%.
Проанализировав экспертное заключение ООО "Аудиторская компания "Финансовое бюро Внешаудит" с результатом проведения экспертизы в отношении тарифа абонентской платы за услуги кабельного телевидения, предоставляемые ООО "Гарант-Г" при технической возможности сети трансляции более 26 программ, пояснения ООО "Гарант-Г", и предоставленные экономические обоснования расчета тарифа, а также бухгалтерскую отчетность за 2012-2013 годы, Комиссия УФАС по Удмуртской Республике пришла к выводу, что установленная ООО "Гарант-Г" цена за услуги кабельного телевидения в г. Глазове при технической возможности более 26 программ с 01.01.2014 в размере 155 руб. не является монопольно высокой, в действиях ООО "Гарант-Г" отсутствуют признаки нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Вместе с тем УФАС по Удмуртской Республике сделан вывод о том, что действия ООО "Гарант-Г" по отключению абонентов (в случае неоплаты) от показа общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, определенных Указом Президента РФ N 715, предоставление которых должно осуществляться бесплатно, образуют состав нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения антимонопольного дела УФАС по Удмуртской Республике вынесено решение (резолютивная часть оглашена 29.10.2014, в полном объеме изготовлено 13.11.2014) N ММ06-06/2014-11 о признании ООО "Гарант-Г" нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем необеспечения доступа абонентов к безвозмездному просмотру общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, перечень которых определен Указом Президента РФ от 24.06.2009 N 715 (п. 1 решения антимонопольного органа); о выдаче ООО "Гарант-Г" предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства (п. 2 решения антимонопольного органа); о прекращении в отношении ООО "Гарант-Г" дела по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" (п. 3 решения антимонопольного органа); о передаче материалов дела в отношении ООО "Гарант-Г" и виновного должностного лица уполномоченному должностному лицу УФАС по Удмуртской Республике для возбуждения производства по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ (п. 4 решения антимонопольного органа).
На основании данного решения УФАС по Удмуртской Республике в адрес ООО "Гарант-Г" выдано предписание (оглашено 29.10.2014, изготовлено 13.11.2014) по делу N ММ06-06/2014-11, согласно которому ООО "Гарант-Г" предписано при оказании услуг по передаче (трансляции) и распределению телевизионных программ по сети кабельного телевидения, предоставить абонентам доступ к просмотру общероссийских обязательных общедоступных телеканалов на безвозмездной основе, согласно действующему законодательству; а также не допускать отключение абонентов от просмотра общероссийских обязательных общедоступных телеканалов при наличии задолженности за полный пакет услуг.
Кроме того, по факту выявленного нарушения УФАС по Удмуртской Республике в отношении ООО "Гарант-Г" составлен протокол 03.03.2015 N АА06-07/2015-3А об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ (т. 3 л.д. 144-147); и по результатам рассмотрения административного дела вынесено постановление 02.04.2015 N АА06-07/2015-3А о привлечении ООО "Гарант-Г" к административной ответственности по ч.1 ст.14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 650 000 рублей (т. 3 л.д. 15-20).
Не согласившись с решением антимонопольного органа в части пунктов 1, 2, 4, предписанием антимонопольного органа и постановлением о привлечении к административной ответственности, ООО "Гарант-Г" обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях ООО "Гарант-Г" нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", и о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ. Вместе с тем суд первой инстанции снизил размер административного штрафа до 325 000 рублей, то есть ниже низшего предела санкции.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Из материалов дела следует, что приказом УФАС по Удмуртской Республике N 32/18 от 14.02.2012 ООО "Гарант-Г" включено в Реестр хозяйствующих субъектов с долей на рынке оказания услуг по передаче (трансляции) и распределению телевизионных программ по сети кабельного телевидения в географических границах г. Глазова свыше 50%. Данный приказ ООО "Гарант-Г" не обжаловался, заявлений в соответствии Порядком формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896, и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов, утвержденным приказом ФАС России от 17.01.2007 N 6 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 14.03.2007 за N 9105), об исключении сведений из реестра, внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения от ООО "Гарант-Г" в УФАС по Удмуртской Республике не поступало.
Кроме того, в материалах дела имеется Аналитический отчет по результатам анализа и оценки на рынке услуг по передаче (трансляции) и распределению телевизионных программ по сети кабельного телевидения в географических границах г. Глазова Удмуртской Республики за 2013 год, из которого следует, что ООО "Гарант-Г" является единственной организацией в г. Глазове Удмуртской Республики, оказывающей услуги по передаче (трансляции) и распределению телевизионных программ по сети кабельного телевидения, с долей на рынке 100%.
Таким образом, ООО "Гарант-Г" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче (трансляции) и распределению телевизионных программ по сети кабельного телевидения в географических границах г. Глазова Удмуртской Республики.
В п. 4 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126 "О связи" (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что оператор связи, который оказывает услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания) на основании договора с абонентом, в соответствии с условиями полученной лицензии обязан осуществлять в эксплуатируемых им сетях связи трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов в неизменном виде за свой счет (без заключения договоров с вещателями обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов и без взимания платы за прием и трансляцию таких каналов с абонентов и вещателей обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов).
Согласно п. 4 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126 "О связи" (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 N 257-ФЗ) оператор связи, который оказывает услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания) на основании договора с абонентом, в соответствии с условиями полученной лицензии обязан осуществлять в эксплуатируемых им сетях связи в неизменном виде за свой счет (без заключения договоров с вещателями обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов и без взимания с них платы за трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, а также без взимания платы с абонентов оператора связи за право просмотра и (или) прослушивания обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов) трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов.
Услуги оператора обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов по предоставлению абоненту доступа к его сети связи и иные входящие в состав услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания услуги оказываются абонентам на возмездной основе.
На основании Указа Президента Российской Федерации N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах" общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и радиоканалы являются обязательными для распространения на всей территории Российской Федерации и бесплатными для потребителей. В перечень обязательных общедоступных телеканалов входят: Первый канал, Телеканал "Россия" (Россия-1), Телеканал "Россия-2" (Россия-2), Телекомпания НТВ, Петербург-5 канал, Телеканал "Россия-Культура" (Россия-К), Российский информационный канал "Россия-24" (Россия-24), Детско-юношеский телеканал "Карусель", Телеканал "Общественное телевидение России", ТВ ЦЕНТР-Москва.
Из материалов дела следует, что ООО "Гарант-Г" осуществляет деятельность на рынке услуг по передаче (трансляции) и распределению телевизионных программ по сети кабельного телевидения в географических границах г. Глазова Удмуртской Республики на основании лицензии N 95033 от 11.02.2012 на оказание услуг связи для целей кабельного вещания, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (т.1 л.д.54-55). Согласно подп. "г" п. 4 Приложения к указанной лицензии лицензиат обязан обеспечить предоставление абоненту бесплатное осуществление трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
В п. 2 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 N 785 (далее - Правила), определено: "абонентская линия" - линия связи, соединяющая средства связи сети связи для распространения программ телерадиовещания (далее - сеть связи телерадиовещания) через абонентскую распределительную систему с пользовательским (оконечным) оборудованием; "предоставление абоненту доступа к сети связи телерадиовещания" - совокупность действий оператора связи, оказывающего услуги связи для целей телерадиовещания (далее - оператор связи), по формированию абонентской линии и подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к средствам связи сети связи телерадиовещания;
Оказание услуг связи для целей телерадиовещания может сопровождаться оказанием оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами связи для целей телерадиовещания и направленных на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии (п. 7 Правил).
В п. 15 Правил указано, что в договоре с абонентом предусматривается предоставление абоненту доступа к сети связи телерадиовещания оператора связи, предоставление в постоянное пользование абонентской линии и доставка сигнала телерадиопрограммы до пользовательского (оконечного) оборудования абонента.
При этом плата за формирование абонентской линии и подключение пользовательского (оконечного) оборудования абонента к сети связи телерадиовещания взимается оператором связи однократно (п. 31 Правил).
В договоре оператора связи с абонентом должны быть указаны следующие существенные условия: а) перечень оказываемых услуг связи для целей телерадиовещания; б) система оплаты услуг связи для целей телерадиовещания; в) порядок, сроки и форма оплаты услуг связи для целей телерадиовещания (п. 21 Правил).
В силу положений п. 25 Правил абонент обязан, в том числе, вносить плату за оказанные ему услуги связи для целей телерадиовещания и иные предусмотренные в договоре услуги в полном объеме и в определенные договором сроки;
В случае нарушения абонентом или вещателем требований, связанных с оказанием услуг связи для целей телерадиовещания, установленных Федеральным законом "О связи", настоящими Правилами и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных услуг связи для целей телерадиовещания, оператор связи вправе приостановить оказание услуг связи для целей телерадиовещания до устранения нарушения, уведомив об этом абонента или вещателя. В случае неустранения такого нарушения по истечении 6 месяцев с даты получения абонентом или вещателем от оператора связи уведомления в письменной форме о намерении приостановить оказание услуг связи для целей телерадиовещания оператор связи в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор (п. 46 Правил).
Из материалов дела следует, что ООО "Гарант-Г" заключает с абонентами договоры на оказание услуг связи для целей кабельного вещания на основании представленной в материалы дела формы договора на оказание услуг кабельного телевидения (т. 1 л.д. 33-34, т. 2 л.д. 78-79). Согласно п. 2.1 договора стоимость услуг оператора состоит из:
- единовременного платежа за предоставление абоненту доступа к СТВ (сети связи телевещания);
- ежемесячной абонентской платы за:
а) предоставление в постоянное пользование абонентской линии;
б) доставку сигналов телепрограмм до ПОО (пользовательское оконечное оборудование);
в) техническое обеспечение работоспособности СТВ.
Прием и доставка до ПОО сигналов обязательных общедоступных телеканалов, перечень которых определяется законодательством РФ, осуществляется оператором за свой счет без взимания платы с абонента за прием и доставку таких телеканалов. В случае, когда доставка сигнала телепрограммы до ПОО абонента оплачивается за счет средств вещателя, с абонента не взимается плата за доставку такого сигнала телепрограммы.
Из представленных в УФАС по Удмуртской Республике заявлений граждан, Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в г. Глазов следует, что ООО "Гарант-Г" в случае неоплаты, абоненту отключаются все каналы, включая общероссийские обязательные общедоступные телеканалы.
Доводы заявителя о том, что невыполнение абонентом условий договора в части внесения абонентской платы служит основанием для прекращения оказания услуги связи, в том числе, трансляции общероссийских обязательных телеканалов, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку в п. 4 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126 "О связи" прямо предусмотрено, что оператор обязан осуществлять в эксплуатируемых им сетях связи без взимания платы с абонентов оператора связи за право просмотра и (или) прослушивания обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов) трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов.
При этом антимонопольным органом установлено и обоснованно принято во внимание, что при заключении договора абонент оплачивает единовременный платеж за предоставление доступа к СТВ. В соответствии с Приложением N 2 к договорам на оказание услуг связи для целей кабельного вещания, которые заключаются ООО "Гарант-Г" с абонентами, трансляция и обслуживание пакета программ телевизионных каналов (в который входят как общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, так и иные телеканалы) производится согласно перечню сигналов телепрограмм, доставляемых до ПОО на момент заключения договора. Какой-либо отдельной платы за эксплуатацию и обслуживание сети договор на оказание услуг кабельного телевидения ООО "Гарант-Г" не содержит; абонентская плата выставляется абоненту единым платежом без разбивки на услуги. Таким образом, плата за трансляцию и обслуживание пакета программ телевизионных каналов взимается за весь (полный) пакет каналов, в том числе, общероссийских обязательных общедоступных телеканалов. Доступ ко всему набору телеканалов предоставляется совместно. Соответственно, и плата взимается за оказание услуг по трансляции всего пакета каналов. Согласно условиям договоров на оказание услуг связи для целей кабельного вещания, которые заключаются ООО "Гарант-Г" с абонентами, в договоре отсутствуют условия, при которых абонент имеет право получать трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов без взимания платы за право просмотра и (или) прослушивания обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов) трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов. Такая возможность абонентам ООО "Гарант-Г" не предоставлена, что подтверждается, в частности письмом ООО "Гарант-Г" исх. N 1922 от 26.11.2014 в адрес абонента (т. 2 л.д. 77).
При таких обстоятельствах антимонопольной орган верно исходил из того, что в случае предоставления общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов в составе пакета с платными каналами, абоненту должно быть предоставлено право бесплатного получения общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, а в случае наличия у абонента задолженности при получении общероссийских обязательных общедоступных телеканалов в составе пакета с платными каналами, оператор связи вправе приостановить трансляцию только платных телеканалов.
Ссылки ООО "Гарант-Г" на то, что из оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа следует, что абоненты, заключившие договоры с ООО "Гарант-Г", имеют право не платить за услуги оператора, судом отклоняются, поскольку из содержания оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа следует, что в случае предоставления общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов в составе пакета с платными каналами, абоненту должно быть предоставлено право бесплатного получения общероссийских обязательных общедоступных телеканалов. ООО "Гарант-Г" предписано при оказании услуг по передаче (трансляции) и распределению телевизионных программ по сети кабельного телевидения, предоставить абонентам доступ к просмотру (трансляции) общероссийских обязательных общедоступных телеканалов на безвозмездной основе, согласно действующему законодательству; а также не допускать отключение абонентов от просмотра общероссийских обязательных общедоступных телеканалов при наличии задолженности за полный пакет услуг (в случае предоставления общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов в составе пакета с платными каналами).
С учетом изложенного ООО "Гарант-Г" обоснованно признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем необеспечения доступа абонентов к безвозмездному просмотру общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, перечень которых определен Указом Президента РФ от 24.06.2009 N 715, поскольку данные действия ущемляют интересы других лиц (абонентов).
Суд первой инстанции правильно указал, что при вынесении решения и предписания антимонопольный органа действовал в рамках полномочий, предусмотренных п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 39 Федерального закона "О защите конкуренции"; оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа не возлагают на заявителя дополнительных обязанностей, кроме предусмотренных требованиями вышеуказанных нормативных актов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для признания недействительными оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа, не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Факт нарушения ООО "Гарант-Г" антимонопольного законодательства судом установлен, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе решением антимонопольного органа, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательства того, что ООО "Гарант-Г" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях ООО "Гарант-Г" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ООО "Гарант-Г" извещено надлежащим образом (т. 3 л.д. 139-142, 151-153). Протокол об административном правонарушении от 03.03.2015 и постановление о назначении административного наказания от 02.04.2015 вынесены в присутствии представителя ООО "Гарант-Г" - Русских Л.В., действующей на основании доверенности от 03.03.2015 N 5.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ, отсутствуют.
Суд первой инстанции, руководствуясь ч. 3- ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, а также правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", снизил размер административного штрафа до 325 000 рублей, то есть ниже низшего предела санкции ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу вышеизложенного приведенные в апелляционной жалобе ООО "Гарант-Г" доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку данные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права или о несоответствии выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
ООО "Гарант-Г" представлено платежное поручение от 14.08.2015 N 1378, подтверждающее уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 рублей. Однако при обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов государственная пошлина составляет 1500 рублей (подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации). В связи с чем, заявителю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 июля 2015 года по делу N А71-15138/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Г" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Гарант-Г" (ОГРН 1021801093478, ИНН 1829009624) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 14.08.2015 N 1378.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-15138/2014
Истец: ООО "Гарант-Г"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
Третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в УР