Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда первой инстанции изменено
г. Санкт-Петербург |
|
23 октября 2015 г. |
Дело N А56-17310/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Левченко А.В.
при участии:
от истца (заявителя): Солдатова Е.В. - по доверенности от 27.08.2015
от ответчика (должника): Шутикова А.А. - по доверенности от 23.09.2015 N 9
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21658/2015) УПФ РФ в Петроградском районе СПб на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2015 по делу N А56-17310/2015 (судья Константинова Е.В.), принятое по заявлению СПб ГАПОУ "Колледж туризма и гостиничного сервиса"
к УПФ РФ в Петроградском районе СПб
о признании недействительным и отмене решения
установил:
Санкт-Петербургское государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Колледж туризма и гостиничного сервиса" (ОГРН 1077847492909, далее - Учреждение) обратилось в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным решения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга (далее - УПФ, Управление) от 26.12.2014 N 088 012 14 РВ 0001654 в части доначисления страховых взносов в размере 1 525,81 рубль и 14 926,90 рублей.
Решением суда первой инстанции от 06.07.2015, дополнительным решением от 10.08.2015 заявленные Учреждением требования удовлетворены, с Управления взысканы расходы по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и отказать Учреждению в удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель Управления требования по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Учреждения с жалобой не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки, проведенной в отношении Учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное за период 2011-2013 годы.
В ходе проверки установлено, что Учреждение в нарушение части 1 статьи 7, пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), не включены в базу для начисления страховых взносов суммы среднего заработка, выплачиваемого организацией за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, а также суммы ежемесячных компенсационных выплат, производимых в целях содействия обеспечению педагогических работников книгоиздательской продукцией.
Результаты проверки отражены в акте от 04.12.2014.
По результатам рассмотрения материалов документальной выездной проверки страхователя вынесено решение от 26.12.2014 N 088 012 14 РВ 0001654 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым Учреждение привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 5 158,65 руб. Указанным решением Учреждению также начислены пени в сумме 3865,16 руб. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 25 793,24 руб.
Считая решение УПФ не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта в части доначисления страховых взносов в сумме 1525,81 рубль и 14 926,90 рублей.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Учреждения, указал на отсутствие правовых оснований у УПФ для принятия оспариваемого решения.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим частичной отмене.
Основанием для доначисления страховых взносов в сумме 1525,81 рубль явился вывод Управления о неправомерно невключении Учреждением в базу для начисления страховых взносов суммы среднего заработка, выплачиваемого организацией за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно статье 129 Трудового кодекса оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 Трудового кодекса определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Судом первой инстанции правомерно принято во внимание то, что данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 Трудового кодекса, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком - инвалидом, то есть имеют компенсационный характер.
Подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого же Закона все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
- выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
- выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
- компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Следовательно, от обложения страховыми взносами освобождаются все виды компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, в том числе и Трудовым кодексом. Перечень обусловленных законодательством исключений из этого правила носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Поскольку оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не является вознаграждением за труд, а является по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности, эти выплаты на основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал недействительным решение Управления в отношении выплат за дополнительные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами.
Основанием для доначисления страховых взносов в сумме 14 926,90 рублей явился вывод Управления о неправомерном невключении Учреждением в базу для начисления страховых взносов сумм ежемесячных компенсационных выплат, производимых в целях содействия обеспечению педагогических работников книгоиздательской продукцией, за период с сентября по декабрь 2013 года. Указанный вывод обусловлен тем обстоятельством, что Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" предусматривающий выплату педагогическим работникам государственных образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями ежемесячной денежной компенсации, утратил силу с 01.09.2013.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), в том числе связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами (ст. 164 ТК РФ).
Пунктом 8 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" установлено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация. Размер такой компенсации составляет 150 руб. в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования и 100 руб. - в других федеральных государственных образовательных учреждениях.
С 01.01.2008 в пункт 8 статьи 55 Закона "Об образовании" были внесены изменения Федеральным законом N 258-ФЗ, которые дополнили указанный пункт следующим: педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, денежная компенсация на книгоиздательскую продукцию выплачивается по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом данным органом, в муниципальных образовательных учреждениях компенсация выплачивается в размере, устанавливаемом органом местного самоуправления.
Закон Российской Федерации "Об образовании", включая пункт 8 статьи 55, утратил силу с 01.09.2013 в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который не устанавливает право педагогических работников на получение ежемесячной денежной компенсации в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.
При этом в части 11 статьи 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что в установленные на день вступления в силу данного Федерального закона оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года.
Таким образом, с 01.09.2013 в размеры окладов (должностных окладов) педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений должны быть включены вышеуказанные ежемесячные денежные компенсации.
Учитывая, что ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукции и периодических изданий включается в оклады (должностные оклады) педагогических работников, она подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. Указанные рекомендации изложены в Письме Минфина России от 31 октября 2013 г. N 03-04-05/46544.
Поскольку указанная компенсация выплачивается в рамках трудовых отношений и в перечень необлагаемых выплат не включена, она подлежит обложению страховыми взносами в общем порядке в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Вывод о том, что поскольку размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями с 01.09.2013 подлежит включению в оклады (должностные оклады) педагогических работников, указанной суммы подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, изложен также в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 1927-О.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц, в частности, по трудовым договорам.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При этом компенсации в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
Трудовой кодекс Российской Федерации разделяет все виды компенсационных сумм на две категории.
Первая представляет собой именно компенсации, под которыми в силу ст. 164 ТК РФ понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.
Вторая группа компенсационных выплат определена ст. 129 ТК РФ, из которой следует, что заработная плата работника складывается из нескольких составляющих: вознаграждения за труд; выплат компенсационного характера; выплат стимулирующего характера.
Компенсационные выплаты согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда.
Поскольку с 01.09.2013 Федеральным законом не предусмотрены выплаты педагогическим работникам компенсаций на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, а соответствующие выплаты включены в состав должностных окладов, спорные выплаты обусловлены трудовыми отношениями, напрямую связаны с трудовой деятельностью, выплачивались в период с сентября по декабрь 2013 года работникам именно в связи с осуществлением ими трудовых обязанностей, поэтому в рассматриваемый период спорные выплаты являются элементами оплаты труда и подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания недействительным решения Управления в части доначисления страховых взносов в сумме 14 926,90 рублей.
Ссылки Учреждения по порядок финансирования расходов и на то обстоятельство, что включение рассматриваемых компенсационных выплат в состав коэффициента специфики при начислении заработной платы предусмотрено только с 01.01.2014, подлежат отклонению, поскольку указанные обстоятельства не имеют правового значения.
Согласно пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), в том числе связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами (ст. 164 ТК РФ).
В связи с тем, что с 01.09.2013 ни Трудовым кодексом РФ, ни Федеральными законами не предусмотрена выплата педагогическим работникам компенсаций на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, правовые основания для исключения произведенных выплат из базы для начисления страховых взносов отсутствуют.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части признания недействительным решения управления в части доначисления страховых взносов в сумме 14 926,90 рублей, подлежит отмене, а требования Учреждения - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2015 по делу N А56-17310/2015 отменить в части признания недействительным решения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга от 26.12.2014 N 088 012 14 РВ 0001654 в части доначисления страховых взносов в размере 14 926,90 рублей.
В указанной части в удовлетворении требований отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2015, дополнительное решение от 10.08.2015 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17310/2015
Истец: Санкт-Петербургское государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Колледж туризма и гостиничного сервиса"
Ответчик: Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УПФ РФ по Петроградскому району СПб
Третье лицо: УПФР в Петроградском районе СПб