г. Самара |
|
23 октября 2015 г. |
Дело N А65-7431/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 октября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загнедкиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19.10.2015 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Земельный кадастр" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.08.2015 по делу N А65-7431/2015 (судья Нафиев И.Ф.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Земельный кадастр" (ИНН 1659046961, ОГРН 1031628209832), г.Казань, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г.Казань, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, г.Казань, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г.Казань, муниципального образования "Кайбицкий муниципальный район Республики Татарстан" в лице Исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан, с.Большие Кайбицы Республики Татарстан, об обязании принять в государственный фонд данных землеустроительное дело,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Земельный кадастр" (далее - ООО "Земельный кадастр", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан) об обязании его принять, с присвоением регистрационного номера, в государственный фонд данных землеустроительное дело по внесению сведений о границах муниципального образования на Кайбицкий муниципальный район Республики Татарстан и муниципальных образований в его составе, в государственный кадастр недвижимости.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, муниципальное образование "Кайбицкий муниципальный район Республики Татарстан" в лице Исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.08.2015 по делу N А65-7431/2015 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Земельный кадастр" просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об обязании Управления Росреестра по Республике Татарстан принять, с присвоением регистрационного номера, в государственный фонд данных землеустроительные дела по внесению сведений о границах муниципальных образований Республики Татарстан в государственный кадастр недвижимости. По мнению общества, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания (от ООО "Земельный кадастр" и Управления Росреестра по Республике Татарстан поступили соответствующие ходатайства).
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (заказчик) и ООО "Земельный кадастр" (исполнитель) заключен государственный контракт от 10.05.2011 N 2011.6612, согласно которому исполнитель принял на себя обязательство по проведению комплекса землеустроительных работ по картографическому описанию границ муниципальных образований для внесения изменений в законы Республики Татарстан, устанавливающие границы территорий муниципальных образований, и подготовке документов для внесения сведений о границах муниципальных образований Республики Татарстан в государственный кадастр недвижимости.
Пунктом 3.3 государственного контракта предусмотрено, что исполнитель обеспечивает передачу межевых планов для проведения проверки в Управление Росреестра по Республике Татарстан. Согласно пункту 3.4 государственного контракта устранение замечаний, в том числе по итогам проверки межевых планов в Управлении Росреестра по Республике Татарстан, осуществляется исполнителем в срок не более 10 календарных дней со дня получения замечаний.
Согласно пункту 1.3 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 14.11.2006 N 376, предусмотрено, что государственную услугу "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства", предоставляет федеральный орган исполнительной власти - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальные органы и их территориальные отделы.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, а его функции переданы Росреестру. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, утвердившим Положение о Росреестре, к полномочиям указанной службы отнесено ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (пункт 5.1.11 Положения).
В соответствии с Положением об Управлении Росреестра по Республике Татарстан, утвержденным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) от 27.10.2009 N 303, Управление Росреестра по Республике Татарстан является территориальным органом Росреестра, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, наименований географических объектов, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного метрологического надзора в области геодезической и картографической деятельности на территории Республики Татарстан.
Согласно пункту 7.3.3 данного Положения Управление Росреестра по Республике Татарстан организует подготовку землеустроительной документации для установления границ муниципальных образований.
Таким образом, Управление Росреестра по Республике Татарстан является органом, осуществляющим публичное полномочие по организации подготовки землеустроительной документации для установления границ муниципальных образований и предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства".
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц установлен главой 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений частей 4 и 5 статьи 201 АПК РФ следует, что обязанность совершить определенные действия или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя может быть возложена на соответствующие органы, осуществляющие публичные полномочия, должностных лиц только в случае признания их ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными, а также нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем по настоящему делу ООО "Земельный кадастр" не заявляло требование о признания ненормативных правовых актов Управления Росреестра по Республике Татарстан недействительными или о признании его решений либо действий (бездействия) незаконными.
Рассмотрение заявлений, содержащих только требование об обязании органов, осуществляющих публичные полномочия, совершить определенные действия, главой 24 АПК РФ не предусмотрено.
Таким образом, ООО "Земельный кадастр" избрало ненадлежащий способ судебной защиты.
На этом основании заявление ООО "Земельный кадастр" удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного по настоящему делу не подлежал исследованию вопрос о наличии или отсутствии оснований для обязания Управления Росреестра по Республике Татарстан совершить те действия, о которых просило общество. В этой связи суд апелляционной инстанции исключает соответствующие выводы из мотивировочной части решения суда первой инстанции.
Указанный вопрос может быть исследован арбитражным судом в случае обращения ООО "Земельный кадастр" с заявлением, оформленным с соблюдением правил главы 24 АПК РФ.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции оставляет резолютивную часть решения суда первой инстанции без изменения.
С учетом положений части 5 статьи 110 АПК РФ и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ суд апелляционной инстанции относит на ООО "Земельный кадастр" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб., понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
На основании части 5 статьи 110 АПК РФ и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает обществу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную им платежным поручением от 03.09.2015 N 99 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 110, 112, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 августа 2015 года по делу N А65-7431/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Земельный кадастр" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-7431/2015
Истец: ООО "Земельный кадастр", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, г. Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан, с. Большие Кайбицы, Министрество земельных и имущественных отношений по Республике Татарстан, г. Казань, МО Кайбицкий муниципальный район в лице Исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан, с. Большие Кайбицы, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан, г. Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара