г. Вологда |
|
22 октября 2015 г. |
Дело N А05-5217/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 октября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации г. Северодвинска на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 июля 2015 года по делу N А05-5217/2015 (судья Максимова С.А.),
установил:
Комитет жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации г. Северодвинска (место нахождения: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Плюснина, дом 7; ОГРН 1032901003024, ИНН 2902012008; далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к отделу Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Северодвинску (место нахождения: 164520, Архангельская область, город Северодвинск, улица Индустриальная, дом 26; 164507, Архангельская область, город Северодвинск, улица Полярная, дом 44а; ОГРН 1022900843140, ИНН 2902031748; далее - отдел, административный орган) о признании недействительным предписания от 29.04.2015 N 5/4590 в части установления срока для устранения нарушений - 10 суток.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14 июля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на невозможность исполнения предписания в 10-тидневный срок, а также на то, что частью 4 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N 3-ФЗ, Закон о полиции) сотрудникам полиции предоставлена возможность установления месячного срока для исполнения требования. Указывает на невозможность произведения полноценного ремонта дорог при температуре окружающего воздуха ниже 50С, при этом в течение 10-тидневного срока исполнения согласно справке среднесуточная температура воздуха поднималась выше только три дня.
От отдела отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения 29.04.2015 в соответствии с пунктом 10.2.8.1 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08.06.1999 N 410 (далее - Наставления), старшим государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по городу Северодвинску Невидомским Г.В. при осуществлении повседневного надзора проведена проверка улицы Ломоносова в г. Северодвинске.
По результатам проверки составлен акт от 29.04.2015, в котором отражены недостатки в содержании дороги, а именно на улице Ломоносова на участке от улицы Железнодорожной до проспекта Ленина, исключая границы перекрёстка с круговым движением Ленина - Ломоносова, по всей длине и ширине проезжей части имеется нарушение ровности ее покрытия по причине образования многочисленных просадок, разрушения верхнего слоя асфальто-бетонного покрытия. В результате проведенных контрольных замеров в 2 точках данного участка установлено: в районе дома 2 по ул. Ломоносова выявлены многочисленные выбоины и просадки с максимальными размерами, достигающими в глубину до 0,10 м, в ширину до 1,2 м, в длину до 2,2 м; в районе дома 24 по ул. Ломоносова у световой опоры N 26 (район пересечения с ул. Профсоюзной): выявлены многочисленные выбоины и просадки с максимальными размерами, достигающими в глубину до 0,08 м, в ширину до 0,8 м, в длину до 1,2 м.
Отдел выдал администрации предписание от 29.04.2015 N 5/4590.
Названным предписанием административный орган предложил комитету в течение 10 суток с момента получения предписания организовать выполнение мероприятия по ликвидированию выбоины и просадки на проезжей части, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения (далее - ПДД) скоростью на участке ул. Ломоносова от ул. Железнодорожная до пр. Ленина.
Указанное предписание получено комитетом 29.04.2015.
Комитет не согласился с оспариваемым предписанием в части установления срока для устранения нарушений - 10 суток и обратился с заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Наставлением определен порядок осуществления контроля за соблюдением правил, нормативов и стандартов, в частности, при содержании дорог. Указанное Наставление отменено Приказом МВД РФ от 30.03.2015 N 380 и утратило силу с 19.05.2015, вместе с тем оно действовало на дату проведения проверки (29.04.2015).
В соответствии с пунктами 10.2.8.1, 10.2.8.2 Наставления в целях оперативного принятия мер к устранению недостатков, возникших в процессе эксплуатации дорог и составляющих помехи движению и угрозу его безопасности, инспекторы дорожно-патрульной службы и государственные инспекторы дорожного надзора осуществляют повседневный надзор; в ходе повседневного надзора за условиями движения контролируется эксплуатационное состояние дорог.
В силу пункта 14.1 Наставления получение данных о лицах, действие или бездействие которых повлекли отступление от требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, является основанием для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения, согласно пункту 6 статьи 13 этого Закона, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Частью 3 статьи 15 Закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) установлено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 4 статьи 6).
Согласно пунктам 1.1, 1.5 Положения о Комитете жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации г. Северодвинска, утвержденного решением Совета депутатов Северодвинска от 28.02.2008 N 26, комитет является отраслевым органом администрации г. Северодвинска, уполномоченным в сфере организации и управления комплексом городского хозяйства муниципального образования "Северодвинск", юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права. В соответствии с пунктами 2.9, 3.5 указанного Положения в перечень основных задач комитета входит организация содержания и ремонта муниципальных автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений на территории Северодвинска, при этом в его функции входит реализация полномочий собственника объектов комплекса городского хозяйства, подведомственных комитету в соответствии с муниципальными правовыми актами, в том числе муниципальных автомобильных дорог общего пользования.
Следовательно, органом, ответственным за содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в данном случае является комитет, что сторонами в рамках настоящего дела не оспаривается.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона о безопасности дорожного движения обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу части 1 статьи 17 Закона об автомобильных дорогах содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, определено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения.
Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 утвержден и введен в действие ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93).
При этом в ГОСТ Р 50597-93 установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов (раздел 1).
В силу пунктов 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Материалами дела подтверждается, что в нарушение пунктов 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части спорного участка дороги имеются выбоины и просадки, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, размеры которых превышают установленные пределы. Указанные обстоятельства Комитетом не оспариваются.
Согласно ГОСТ Р 50597-93 улицы и дороги местного значения по транспортно-эксплуатационным характеристикам отнесены к группе В.
В соответствии с пунктом 3.1.1 (таблица 1) ГОСТ Р 50597-93 срок ликвидации повреждений проезжей части дорог группы В составляет не более 10 суток.
Указанные выше требования ГОСТ Р 50597-93 обязательны для исполнения комитетом в силу пункта 2 статьи 12 Закона о безопасности дорожного движения, части 1 статьи 17 Закона об автомобильных дорогах, пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090.
Следовательно, в оспариваемом предписании ответчиком правомерно установлен срок для устранения выявленных нарушений в соответствии с требованиями с пунктом 3.1.1 (таблица 1) ГОСТ Р 50597-93.
Довод заявителя о том, что исполнение предписания в такой срок невозможно вследствие неблагоприятных температурных условий, получил оценку в обжалуемом решении, с которой суд апелляционной инстанцией согласен.
В соответствии с примечанием 2 к таблице 1 пункта 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 сроки ликвидации повреждений указаны для строительного сезона, определяемого погодно-климатическими условиями, приведенными в СНиП 3.06.03 по конкретным видам работ.
Податель жалобы ссылается на то, что в соответствии с пунктом 12.3.1 СП 78.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 асфальтобетонные смеси следует укладывать в сухую погоду весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5°C. Как пояснил представитель заявителя в ходе судебного разбирательства, при ремонте дорог в г. Северодвинске применяется укладка горячих асфальтобетонных смесей.
Однако, как установлено указанным пунктом, допускается производить работы с использованием горячих асфальтобетонных смесей в интервале температур воздуха 5°C - 0°C при соблюдении определённых требований.
Конкретный метод и технология ремонтных работ предписанием не определены.
Кроме того, на момент вынесения предписания у административного органа не было оснований считать, что температура окружающего воздуха будет безусловно ниже 5°C в течение установленного срока.
По запросу суда первой инстанции федеральным бюджетным учреждением "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" 17.06.2015 в материалы дела представлены сведения о средней суточной температуре воздуха, а также о температуре воздуха в 09 час, 12 час, 15 час, в 18 час за период в том числе с 30.04.2015 по 09.05.2015 (срок исполнения предписания). Как следует из указанных сведений, за период с 30.04.2015 по 09.05.2015 дневная температура воздуха опускалась ниже 5 °C только 30 апреля 2015 года, 04 и 05 мая 2015 года. Следовательно, температура окружающего воздуха не могла помешать подрядчику выполнять работы по ремонту спорного участка дороги с 01 по 03 мая, с 06 по 09 мая. Как следует из представленных заявителем в материалы дела копий актов освидетельствования скрытых работ, большая часть спорного участка дороги (как пояснил представитель заявителя, за исключением небольшого участка) была отремонтирована за 4 дня (в период с 28.05.2015 по 01.06.2015).
Следовательно, комитетом не доказана невозможность выполнения работ в указанный в оспариваемом предписании срок.
Необходимость соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", как и наличие праздничных мероприятий 01.05.2015 и 09.05.2015 не освобождают ответчика от обязанности по надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы комитета отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации он освобожден от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 июля 2015 года по делу N А05-5217/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Северодвинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5217/2015
Истец: Комитет жилищно-коммунального хозяйства,транспорта и связи Администрации Северодвинска
Ответчик: Отдел Госавтоинспекции Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Северодвинску
Третье лицо: ОТДЕЛ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ СЕВЕРОДВИНСКУ, ФГБУ "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"